Конфессиональные отношения



на территории Беларуси в XVI–XIX вв.

Конфессиональный фактор играет немаловажную роль в процессе консолидации нации. До середины XVI в. подавляющее большинство белорусского населения ВКЛ было православным. Великие князья литовские в XIV–XV вв. неоднократно пытались создать в государстве автокефальную церковь, не зависящую от Москвы. Однако все эти попытки не принесли ожидаемых результатов. К XVI в. православная церковь ВКЛ находилась в состоянии кризиса в связи с второстепенным положением в государстве, невниманием со стороны властей, незначительными (по сравнению с католической церковью) доходами, потерей доверия со стороны прихожан, ереси и пр.

После Кревской унии 1385 г. на землях Беларуси значительно возросло влияние католичества, которое распространялось преимущественно в среде шляхты и магнатов. При этом католическая церковь, уступая православной по количеству храмов и монастырей, благодаря поддержке властей значительно опережала ее по размерам земельных владений и финансовых средств. Несмотря на привилегированное положение в ВКЛ, к XVI в. католическая церковь, однако, тоже находилась в сложной ситуации. Тяжелым потрясением для католицизма стало движение Реформации, охватившее всю Европу, в том числе ВКЛ. Подавляющее большинство магнатов и шляхты княжества стали переходить в протестантские течения. Так, князь Н. Радивилл Черный считал, что только кальвинизм мог стать новой национальной религией, способной преодолеть межконфессиональную разобщенность в обществе. Однако сильные позиции католичества в Польше и ВКЛ содействовали быстрому расширению Контрреформации в Речи Посполитой, и протестантское движение уже в конце XVI в. потеряло поддержку ведущих магнатских родов, существовавших на территории Беларуси и Литвы.

Одним из средств решения религиозной проблемы в ВКЛ была попытка примирения и объединения двух христианских конфессий – православия и католичества. В 1596 г. была заключена Брестская церковная уния. Униатская (греко-католическая) церковь подчинялась Римскому Папе, но сохраняла каноны православного богослужения и частично использовала белорусский язык во время службы. Несмотря на то что в XVIII в. большинство белорусов были униатами, католики (а к ним принадлежала подавляющая часть магнатов и шляхты) занимали ведущие позиции в обществе. Кроме того, уния не смогла вытеснить с белорусских земель православную церковь, которая опиралась на поддержку России. В ВКЛ также существовали крупные еврейские и мусульманские общины.

Со времени вхождения белорусских земель в состав Российской Империи православная церковь вернула себе лидирующие позиции, причем не только в численном отношении (всех крестьян-униатов постепенно перевели в православие). Православие получило широкую государственную поддержку. Католическую церковь с течением времени царские власти России стали всячески притеснять, отождествляя ее с «губительным западным влиянием», обвиняя католическое духовенство в поддержке польских восстаний. Несмотря на репрессии, католическая церковь сохраняла свои позиции и на территории Беларуси эти две конфессии продолжали существовать параллельно.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!