В идеологии народников



Сущность национальной идеи заключается в осмыслении бытия этноса, его исторического наследия, национальной идентичности, идей существования, в особенностях национального характера.

В первой половине XIX в., когда польское влияние на территории Беларуси начало постепенно ослабевать, а русское только набирало мощь, в среде белорусской знати укреплялось чувство патриотизма, который можно назвать «местным». Проявлением такого патриотизма было восхищение фольклором, языком, обычаями и традициями простого народа. Стремление к их серьезному изучению лежало в основе деятельности и творчества писателей, этнографов, фольклористов Я. Борщевского, В. ДунинаМарцинкевича, В. Сырокомли, Я. Чачота, А. Киркора, П. Шпилевского и др. Обращение к фольклорному наследию стало важным шагом на пути утверждения национального самосознания, понимания своего исторического облика, места в мире. Это была фаза «культурного накопления», «золотого времени» лексикографов, грамматиков, филологов и литераторов. Белорусский язык стал главным элементом национальной идентичности, а национальная идея основывалась, прежде всего, на утверждениях о древности, первозданности этнической культуры, на стремлении укрепить связи современной культуры с наследием прошлого, идентифицировать предков со знаменитыми народами, хорошо известными по старинным письменным и фольклорным источникам.

В 1891 г. Ф. Богушевич в предисловии к сборнику «Дудка белорусская» впервые сформулировал белорусскую национальную идею, которая основывалась на исторической традиции ВКЛ и осмыслении белорусского языка как определяющего индикатора белорусской нации (Беларусь – там, «где наш язык живет»).

Первыми, кто провозгласил и теоретически обосновал существование белорусского народа как самостоятельного этноса, были белорусские народовольцы. В своих рукописях они ссылались на природногеографические, социально-экономические и этнографические особенности Беларуси, общую историческую судьбу и отдельный язык белорусов, осознание ими своей внутренней органической связи, с одной стороны, и отличия от соседних народов – с другой. Они же впервые поставили вопрос о праве белорусского народа на национальное самоопределение. Путь к реализации этого права авторы видели в совместной революционной борьбе с общим врагом – царским самодержавием. Народники опровергали утверждение о забитости и инертности белорусского народа, который будто


бы не мог понять отстаивать свои интересы, в том числе необходимость создания в будущем национального государства.

На рубеже ХІХ–ХХ вв. белорусская национальная идея конкурировала с концепциями «западнорусизма» и «краёвости», каждая из которых создала свою иерархию идентичностей и ценностей.

Суть «западнорусизма» (М.О. Коялович, Г.Я. Киприанович, П.Д. Брянцев, С.В. Шолкович, А.И. Миловидов) можно определить следующим образом: белорусы, русские и украинцы (малороссы) – всего лишь три ветви единого русского народа. В соответствии с этой концепцией, белорусские земли (по историческим, политическим, религиозным критериям) являются исконно русской территорией. Польско-католическое влияние только вредит белорусам. Чтобы вернуть белорусов в лоно русского народа, необходимо усиливать русское влияние в крае, прежде всего при помощи православной церкви, которая является гарантом сохранения и развития этнокультурной идентичности православных белорусов.

Концепция «краевости» развивалась в двух направлениях. Консервативное (И. Корвин-Милевский, Э. Войнилович, С. Ванькович) отвергало существование белорусской культуры и необходимость ее развивать. Представители этого направления полагали, что Беларусь и Литва являются ареной борьбы между цивилизованным Западом и варварским Востоком. И именно польская культура является носителем цивилизации. Либеральное направление (Г. Врублевский, Л. Абрамович, М. Ромер) – выступало за союз с белорусским народам, но соглашалось с необходимостью распространения польской культуры среди белорусов.

В конце 1912 г. в изданиях «Кurіег Кгаjowy» и «Вечерняя газета», которые находились под контролем братьев Луцкевичей, В. Ластовского и др., была сформулирована идея политической нации. Суть этой идеи выражалась в утверждении, что все коренные народы белорусско-литовского края образуют общую нацию, к которой принадлежит каждый, кто ощущает себя гражданином страны, независимо от социального происхождения и культурной ориентации. Первыми с пропагандой краевых взглядов выступили Р. Скирмунт, К. Скирмунт, М. Ромер и др. Руководители белорусского движения (братья Луцкевичи и В. Ластовский) не только приняли эту идею, но и активно ее пропагандировали. А.Луцкевич надеялся, что популяризация идеи политической нации на польском и русском языке поспособствует присоединению к белорусскому движению как русифицированных, так и полонизированных белорусов.

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 28; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!