На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Слово третье.



Предо мной открывается блистательное церковное зрелище, возбуждающее не суетный смех у людей, а неистовую скорбь у диавола. Он видит в горних тот корень, Который воскрешает находящихся в преисподней мертвецов; он видит, что на земле преданный им на крестную смерть теперь взирает с неба; видит, что земля наполнилась ангелами; видит, что воздух необычно становится проходимым; видит, что небесные силы выходят навстречу и слышит, что одни из них говорят: «Поднимите, врата, верхи ваши, и войдет Царь славы!» (возьмите врата князи ваша, и внидет Царь славы) (Пс. 23:7), а другие, в свою очередь, встречая и сопровождая Христа, восклицают: «Господь силен в брани» (ст. 8). В какой «брани»? В той, которую Он предпринял за нас со всеобщим врагом. Последнего не был в состоянии преодолеть никто из людей: ни из пророков, ни из праведников. Все находились под тиранией царствовавшей тогда смерти, пока не явился Царь веков, который, связав сильного, взял его оружие. И когда Господа пригвождали ко кресту, то силы небесные были приведены этим в изумление, вся тварь пришла в смятение, видя новое таинство и созерцая страшное, происходившее на земле, зрелище. Земля поколебалась, море пришло в движение, взволновалась бездна, вся тварь пришла в страх; ужаснулись светила небесные, солнце и луна обратились в бегство, звезды померкли, день не устоял; после того, как разорвалась в храме завеса, устрашенный ангел улетел оттуда; мрак наполнил землю; стихии отступились от своего порядка, день изменился. Видя своего Господа и Творца висящим на древе, творения не могли перенести этого. Тогда ад подвергся разрушению, врата его сокрушились и запоры его были сломаны. Об этом пророчествуя, Давид говорил: «яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи» (Пс. 106:16). Царствовавшая смерть тогда низринута под ноги Христа, и с триумфом повлечена, как пленница. Воскресая нетленным и преславным телом, Он сокрушил силу врага, расстроил его замыслы, нисшел в царство ада; разрушил вражий престол, совлек со врага диадему, уничтожил его царские жезлы и сказал находившимся в аду пленникам: «Идите, все племена народов, к Отцу и Богу; идите и получите освобождение от рабства; Я вывожу вас из рабства на свободу, из тьмы в свет, из области тирана в государство, управляемое Царем. Я — Христос — благовествую вам жизнь. Поэтому уже и не бойтесь тирана, но презирайте страх смерти, голод и скорбь, узы, темницу и беды. Этого боится войско тирана, которое разбито; из всех только Я один — победоносный Царь, пострадавший за вас Своей плотью». Итак, Он — поистине непреодолимый и могущественный Господь; Он силен в брани; Он — Царь славы, мужественно изведший скованных узников и находившихся во гробах. Относительно Него говорил Давид: «восшел на высоту, пленил плен» (Пс. 67:19). Конечно, всякий христианский праздник — осуждение диавола; а нынешний — в особенности. Во все остальные праздники, проявляя свою злобу и нисколько не успевая в своих намерениях, он все–таки ликовал. Например: когда Дева чудесно зачала, он приписал причину этого любодейному деянию; когда Она неизглаголанно родила, стал клеветать, что Она — не дева; когда питающего всякую тварь вскармливала Мать, тогда диавол внушил Ироду мысль избить младенцев, надеясь среди них захватить неудержимого; поспешавшему ко крещению приготовляет затем искушение; когда Господь беседовал с иудеями, то, по действию диавола, подвергался с их стороны злословию, а когда творил чудеса, то, по диавольским же наветам, иудеи пытались побить Его камнями; диавол предпочел Ему убийцу и разбойника; вместе с распятым распял разбойников; у погребенного запечатал гроб; когда Христос воскрес, то диавол превратно толковал Его воскресение; а когда Господь возносился и шествовал на небеса, то диавол уже не мог сказать чего–либо, но в еще большей, чем прежде, степени изранил свою голову. Поэтому сегодняшний праздник более тягостен для диавола, чем всякое другое торжество, так как последний видит, что ангельское воинство все и повсюду ликует, что одни ангелы сопутствуют Господу, а другие шествуют впереди Его, иные — навстречу Ему, некоторые, в свою очередь, беседуют с ликом апостолов и говорят: «мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (мужие Галилейстии, что стоите зряще на небо? Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде снова приидет, имже образом видесте Его идуща на небо) (Деян. 1:11). «Сей Иисус», показавший множество знамений. Итак, день Господня вознесения причинил диаволу, как сказано, скорбь, а верным — веселье. Теперь воссияла радостная весна и выросли очаровательные цветы; ветви виноградника обременены плодами, масличные деревья цветут, смоковницы уже произвели свои плоды, и густейшие нивы приводятся в движение зефиром, подражая приятному колебанию морских волн. Вследствие Господня Вознесения все веселится вместе с нами. Поэтому и я произнесу перед вами слова Давида, которые он прекрасно изрек по поводу Господня Вознесения: «Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости. Восшел… Господь при звуке трубном (Пс. 46:2, 6) туда, где Он был; вознесся туда, откуда и не отлучался». «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес» (Эфес. 4:10); не иной явился пророкам и обращался с апостолами, не иной находился в лоне Отца и был судим Пилатом, не иной был пригвожден ко кресту гвоздями и шествовал на херувимах, не иной был обвит Иосифовой плащаницей и объемлет дланью тварь, не иной был положен в гробе и восхваляем серафимами; но именно Тот Самый, Который сидит с Отцом и бессеменно зачат в девственной утробе. «Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном» (Пс. 46:6). Творец веков, Тот, Который произвел все из небытия в бытие, Создатель Адама, Тот, Который произвел человеческое естество, Который переселил угодившего Ему Еноха в страну жизни, сохранил Ноя среди вселенной, призвал патриарха Авраама из Халдейской земли, через Исаака предызобразил таинство креста, даровал Иакову рождение двенадцати сыновей, подверг испытанию терпение Иова, поставил Моисея вождем народа, преисполнил Самуила пророческим даром еще во чреве его матери, избрал пастыря овец Давида царем, даровал Соломону мудрость, в вихре вознес Илию на огненной колеснице, вдохнул в пророков силу предведения будущего, апостолам сообщил дар исцелений, — Тот, Который сказал им же: «мужайтесь: Я победил мир» (Иоан. 16:33), Он — Господь славы, вознесшийся на небеса «при восклицаниях» (в воскликновении) (Пс. 46:6) и севший одесную Отца. По покорении Ему ангелов, властей и сил (см. 1 Корф. 15:28), да приимет наши напряженные молитвы и да соделает нас победителями искушений мира! Да подчинит нам все войско нечистых духов, говоря нам: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов» (Лук. 10:19)! Да сохранит нас невредимыми и беспорочными, здравыми и целыми душой, телом и духом, исполненными плодов правды и доброделания Бог всех, соблаговоливший собрать нас воедино для совершения спасительного празднества! Ему подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!