Смертная казнь в свете Заветов



«Ведь Господь разрешал казнь», - скажете Вы, вспомнив многочисленные цитаты из Ветхого Завета. Однако многие странности и безобразия тогда считались нормой и не карались – к примеру, кровосмесительные браки и многоженство. Так, великий еврейский патриарх Иаков одновременно состоял в браке с двумя своими кузинами – Лией и Рахилью, приходившимися друг другу родными сестрами; кроме того, эти женщины поощряли интимные связи своего мужа со служанками – для рождения потомства. Праведные супруги Авраам и Сарра были единокровными братом и сестрой (у них был общий отец). А прославленные цари Давид и Соломон (первый из которых почитается святым) имели многочисленных жен и наложниц. На фоне вольности нравов ветхозаветные люди вели кровопролитные войны, совершали жестокие убийства, были ярыми националистами. Бездетные семьи подвергались жесткой дискриминации (от которой в свое время очень страдали святые праведные Иоаким и Анна, родители Богородицы). Как видим, смертная казнь являлась органичной частью того жестокого общества. Это естественно. Ведь социум только формировался, человечество переживало свое «детство» и было отравлено первородным грехом. Поэтому Ветхий Завет, данный древним людям, – это не всегда то, из чего мы должны извлекать для себя примеры. Для нас, современных людей, Бог (через Свою вторую Ипостась – Иисуса Христа) послал Новый Завет – великий Завет Добра, Любви и Милосердия, адресованный не только иудеям, но и всему миру.

«Ни в Новом Завете, ни в святом Предании ничего не говорится об отмене казни», - возразит мой оппонент. Но этот довод в высшей степени наивен – ведь то же самое можно сказать, к примеру, о рабстве. Христос ничего не говорил об отмене рабства, но ведь оно уже давно перестало существовать! Если бы Христос прямо сказал о необходимости отмены казни и рабства, Его бы просто никто не понял – потому что эти явления были неотъемлемой частью тогдашней действительности. Точно так же – если бы в Книге Бытия было написано о миллиардах лет творения Вселенной, о ее невероятных размерах, об атомах, протонах и нейтронах, древний человек тоже не смог бы ничего понять – его ум был бессилен постичь все это. Разумеется, Богу всегда было известно все об устройстве мира и о судьбах человечества, но Он открывает людям эту информацию по мере того, насколько они способны ее воспринять. И пусть Христос не выражает прямо Своего отношения к высшей мере наказания, весь Новый Завет является горячим призывом к любви и милосердию, и – косвенно - против смертной казни.
В Евангелии описан случай, когда к Христу привели молодую женщину, уличенную в блуде и приговоренную за это к казни. «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень» - сказал Он приведшим ее людям. Никто не решился бросить в нее камень, так как все были грешны, и приговоренная осталась жива. Задумаемся над фразой Христа. Говоря это, Он имел в виду не только то, что все мы грешны, но и то, что по этой причине мы не вправе карать смертью наших заблудших братьев – пусть, может быть, в отличие от них, мы не совершили тяжких преступлений, но, как говорит пророк Исайя, «вся праведность наша, как запачканная одежда», поэтому у нас нет повода гордиться ею. В Библии и особенно в Новом Завете «красной нитью» проходят призывы к смирению и покаянию, к плачу о собственных грехах. Бог учит нас быть строгими к самим себе и в то же время – прощать и любить других – даже своих врагов. Смертная же казнь – это апофеоз злобы, ненависти, дьявольской гордыни и чувства собственного превосходства над осужденным. Карать и судить может только Бог, так как только Он – безгрешен.

Приговаривая человека к смерти, мы дерзко и нагло узурпируем это неприкосновенное право Творца. Мы выбрасываем человека из нашего мира как какой-то негодный мусор, будто он уже не способен ни на что хорошее. Кто мы такие, чтобы решать, кто достоин жить, а кто нет? Кто мы такие, чтобы судить, кто способен исправиться, а кто нет? Мы, обычные грешные люди, зачастую не способные даже разобраться в самих себе, пытаемся, как некогда несчастный Адам, уподобиться Богу – Единственному Судье и Сердцевидцу – и вершить человеческие судьбы! Смертная казнь – это не только дерзость, гордыня и ненависть к осужденному человеку, это как бы самосуд с нашей стороны, вызванный недоверием Высшему Судье и сомнением в Его премудрости и справедливости. Поэтому она не может быть приемлема для христианина. Если вернуться к Евангельскому эпизоду с осужденной женщиной, то можно понять, что Христос – Воплощенное Божье Слово – мог бы бросить в нее первый камень, так как был безгрешен, но Он не стал этого делать, а помиловал ее, отпустив с миром. Он проявлял любовь и милосердие к грешникам даже в последние минуты Своей земной жизни, когда простил разбойника (распятого вместе с Ним на Голгофе) лишь за одну минуту его веры и покаяния. Человек, на совести которого были и грабежи, и убийства, не только попал в Царствие Небесное, но и стал первым жителем Рая, после изгнания Адама и Евы. Поэтому неизвестно, кто окажется более оправданным перед Господом – мы с нашей фарисейской праведностью или отчаянный грешник, присужденный к смерти?

Раскаяние падших

Нужно заметить, что не каждый преступник способен раскаяться внезапно, как тот благоразумный разбойник – некоторым для осознания своей вины и исправления нужно достаточно много времени. Вспомним, к примеру, Раскольникова – героя знаменитого романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Хотя он много страдал от совершенного им двойного убийства, совершил явку с повинной не по причине раскаяния, а лишь по совету следователя и по настоянию своей подруги - Сони Мармеладовой. Попав на каторгу, Раскольников был сломан и озлоблен; лишь много месяцев спустя, благодаря горячей любви Сони, ее поддержке (которую она оказывала ему, добровольно последовав за ним в Сибирь на каторгу) и своей – вдруг проснувшейся - вере в Бога Раскольников смог раскаяться, исправиться, стать другим человеком. «Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью», - так завершает автор свой роман.

А ведь такие «раскольниковы» существуют и в реальности. Даже совершив тяжкое преступление и попав в тюрьму, человек еще может раскаяться, исправиться, измениться к лучшему, стать совершенно другим. А приговаривая его к смерти, мы обрываем его земную жизнь, отнимаем у него время на исправление, покаяние и спасение души. Это явно противоречит словам Господа: «не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был». Каждый преступник – не только живой человек, но и образ, и подобие Бога. В душе каждого из нас есть Добро и Зло, которые ведут борьбу между собой до самого смертного часа.

Удивительный рассказ под названием «Ангел и дьявол» приводит иеромонах Трифон в своей книге «Чудеса последнего времени». Это история художника, который решил написать портрет Ангела. Долго он искал среди детей подходящего натурщика и, наконец, нашел – маленького, красивого, невинного мальчика, играющего в песочнице. Портрет был сделан. Прошло много лет, тот же самый художник решил нарисовать дьявола. Как и тогда, он очень долго искал натурщика – среди пьяниц, бродяг, заключенных. Наконец, в камере смертников он нашел подходящую «кандидатуру» - матерого, циничного, озлобленного демоноподобного уголовника, встретившего его потоком безобразных сквернословий. Но когда художник поведал ему о цели своего визита, преступник вдруг разрыдался, как ребенок, и признался: «Много лет назад, когда я был еще малым ребенком… молодой художник сказал мне, что будет писать портрет Ангела. Я ему позировал. И вот через столько лет Вы пришли сюда перед моей смертью, чтобы изобразить меня как дьявола!..» Оказалось, это был тот самый мальчик… И он поведал художнику свою судьбу, как вначале был примерным ребенком, потом вырос, попал под влияние «улицы», с головой окунулся в омут воровства, грязи, разврата, совершил убийство – и угодил в камеру смертников. «И если бы Бог не привел Вас ко мне таким путем, - признался преступник художнику. - Я бы и умирая не осознал своей порочности, своего падения». «О Господи, как долго Ты терпел мое кощунство! О сети дьявола, как ловко вы опутали меня! Но теперь душа моя освободилась от ваших уз, я это понял: я жертва обмана сатаны. Я хочу покаяться, я нуждаюсь в исповеди, нуждаюсь...» - так закончил уголовник свой рассказ.

Лично для меня главное в этой истории совсем не то, что маленький безгрешный ангелочек превратился в страшного дьявола, а то, что неожиданный визит художника, вызвавший воспоминания о детстве, вновь пробудил в нем Ангела и очистил его душу, сделав преступника совершенно другим человеком. Пока мы на Земле, ничего необратимого в нашей сущности нет – в каждом из нас живут Ангел и дьявол, и в любой момент первый может сокрушить второго (как, впрочем, и наоборот).
В США смертники ждут исполнения приговора годами, даже десятилетиями, и многие за это время успевают полностью раскаяться и исправиться. Ярким примером этого может служить афроамериканец Стенли Уильямс, подозреваемый в убийстве 4-х человек с целью ограбления; за время заключения он стал гуманистом, знаменитым писателем и просто хорошим человеком, полностью раскаявшимся в своих преступлениях. Вышеупомянутые Мартинес, Джонсон и Пондекстер тоже стали совсем другими.

Еще один потрясающий случай вспоминает тюремная медсестра, присутствовавшая при казни одного из осужденных. «Когда пришло время его казни, - вспоминает она. - И он произносил свое последнее слово, все, о чем он говорил, — это какие замечательные люди работают в тюрьме, как они ему помогали все эти годы и относились к нему как к человеку. А потом сказал, что, хотя он знает, что спасен и попадет на небеса, Бог ждет, что он понесет наказание за свое преступление... и человеческое наказание за убийство, которое он совершил, — смерть. Так что он принимает его по доброй воле. Плакали все, даже все офицеры. Знаете, как-то особо не ждешь, что эти здоровенные ребята заплачут, особенно по заключенному. А тут — у всех глаза на мокром месте».

Тем не менее, все эти несчастные попали в железные челюсти правосудия, и возникает уже вопрос к самому этому правосудию: зачем убивать людей, если они раскаялись, все осознали, и не представляют ни для кого никакой опасности?! Казнить такого человека – это все равно, что лечить больную ногу, а потом, когда она выздоровеет, отрубать ее! Абсолютно нелогичный и безумный поступок! Конечно, неотвратимость наказания должна быть, но не в таком же извращенном виде! Потому что подобная «справедливость» больше похожа на разбой!

Если вернуться к российской действительности, то можно увидеть, что здесь преступники – тоже способны на искреннее покаяние. Ныне покойный священник – отец Глеб (Каледа) пишет в своей книге "Остановитесь на путях ваших. Записки тюремного священника»: «В этом коридоре узкие камеры, в которых сидит 20 человек, приговоренных к расстрелу. Я бывал в этих камерах и разговаривал с сидящими здесь смертниками. Кое-кто из них крестился. С какой силой во время крещения на память читал Символ веры в тюремном храме ожидающий свою казнь смертник Григорий». А одному из приговоренных отец Глеб даже сказал: "Тебе, Дима, не здесь сидеть, а быть бы катехизатором на воле". А ведь это те люди, которых суд лишил права на жизнь!

Вот рассказ человека по имени Сергей, виновного в многочисленных кражах и убийстве. Его с детства не любили родители, откровенно предпочитая ему младшего брата. И вот от одиночества и непонимания Сергей с юных лет, что называется, встал на скользкую дорожку… И оказался в камере смертников. Что касается религиозных убеждений, в голове у молодого человека была «каша», что не удивительно – родители его были атеистами, а сам он увлекался и йогой, и буддизмом, и прочими оккультными учениями. Лишь в последнюю очередь, находясь в тюрьме, Сергей открыл Евангелие и испытал удивительные ощущения. По его признанию, он уснул после чтения Священного Писания, «когда проснулся и еще не успел открыть глаза то, в моем сознании возник, как бы сам собою вопрос: кто я такой? И тут же не произвольно появился ответ: "Ты грешник и отступник от Бога Иисуса Христа!» После этого осужденный пригласил к себе священника, исповедовался, батюшка научил его Иисусовой молитве. Сам Сергей описывает свои ощущения после таинства покаяния: «В этот момент я любил всех и вся. Это было такое состояние, что из глаз шли слезы умиления и радости! И тут же возник вопрос: а достоин ли я, такой милости от Господа нашего Иисуса Христа за всю ту жизнь, что прожил в грехах и оскорблениях Бога? Спаси и помилуй, Господи, неразумного и окаянного грешника! Не дай снова упасть в низины ада! Помоги и направь стопы мои к правде Твоей!» Так этот осужденный навсегда пришел к Богу и раскаялся в своих грехах. Признаюсь, что я мечтала бы иметь такую же силу покаяния, какую показал этот отверженный!

Все эти примеры свидетельствуют о том, что некоторые смертники могут служить для нас образцом истинного покаяния и подают нам - таким хорошим и законопослушным, видевшим колючую проволоку лишь по телевизору, живой пример горячей веры и искреннего исправления!

Даже те, кого мы называем «нелюдями», «отморозками», «негодяями» и так далее, порой совсем не так однозначны, как кажется на первый взгляд, что подтверждает удивительная история украинского серийного убийцы Анатолия Оноприенко. Он жестоко убил 52 человека, среди которых были и дети. Зачем он это делал, преступник и сам не знал. «Был как заколдован. Знаю, что сам на это не пойду. Когда я это делал, был в каком-то ненормальном, нечеловеческом состоянии», - признавался он. По словам Оноприенко, он слышал какие-то потусторонние голоса, чувствовал «определенные силы», толкавшие его на эти чудовищные расправы. Тем не менее, судебно-медицинская экспертиза признала его вменяемым, и суд приговорил его к расстрелу. Осужденный сам просил для себя смертной казни. «Такие, как я, о помиловании не просят», - понимал он. Однако ввиду моратория на смертную казнь, объявленного в Украине, Оноприенко получил пожизненный срок. Годы заключения преступник проводил довольно типично – читал светскую литературу, газеты, смотрел телевизор, имел пару приятелей по переписке; родные – жена и сын – от него отреклись и в тюрьму не приходили; к Богу и религии убийца относился скептически и на предложение тюремного священника исповедоваться неизменно отвечал издевками и усмешками. Но через много лет произошло что-то невероятное. Отец Вадим (Шапран) вспоминает об этом так: «Я снова спросил его без особой надежды: «Вы не хотите исповедаться?». И он вдруг ответил: «Очень хочу!». Покаяние осужденного было горячим и искренним. Он намеревался пойти на литургию, причаститься и начать новую жизнь. Однако эта новая жизнь продлилась недолго: спустя неделю после исповеди Оноприенко внезапно умер от сердечного приступа. «Он отошел к Богу, Который позволил ему покаяться перед смертью. Для неверующих это, может, и ничего не значит, но меня это поражает. И я хочу об этом говорить, чтобы люди помнили, что есть суд человеческий, а есть и суд Божий», — сказал отец Вадим. Как сложилась загробная жизнь Оноприенко и оказалась ли она такой же счастливой, как участь того евангельского разбойника, мы не знаем, но несомненно одно: Бог любит даже самых отчаянных грешников, Он заботится о каждом человеке, каждого озаряет Своей милостью, ибо, как сказано в Евангелии, «на небесах более радости будет об одном кающемся грешнике, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».

«Но что делать с теми, кто не раскаивается, и у кого не осталось уже ничего человеческого?! Зачем таким жить?!» - справедливо спросите Вы. На это можно ответить Евангельской притчей: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин!.. хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою». Если рассматривать эту иносказательную историю в рамках обсуждаемого нами вопроса, становится понятно, что пшеница и плевелы – это добрые и злые люди, живущие на Земле, но так как они живут вместе и рядом, очень непросто отделить и отличить одних от других. Домовладыка – это, разумеется, Сам Бог, а жатва – Судный день. Не нужно нам уничтожать себе подобных – придет время, Бог всех рассудит. Причем воздаяние Он пошлет каждому из нас не только на Страшном Суде, но уже и после телесной смерти, которую Господь посылает каждому из нас по Своему усмотрению, когда посчитает нужным. А пока мы здесь, на Земле, мы должны «расти вместе до жатвы», проявлять друг к другу любовь и милосердие, каждому давая шанс на исправление, независимо от того, покается он, в конечном счете, или нет. Поэтому с преступниками особенно активно должна работать Церковь. «В Новом Завете, действительно, нет указаний на необходимость отмены смертной казни, но духу Евангелия, на мой взгляд, она противоречит», - убежден отец Димитрий (Оловянников). Добавлю от себя, что Новый Завет вообще лишает казнь всякого смысла. Поэтому нестерпимо горько сознавать, что некоторые люди, называющие себя христианами (в числе которых даже священники), являются сторонниками этого дикого узаконенного варварства!

 

ГЛАВА 3. СМЕРТНАЯ КАЗНЬ КАК ПЫТКА


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!