Глава III. Египетские мотивы в русском искусстве 1840-1930-х гг.



Раздел I. Эпоха историзма: 1840-1880-е гг. В русском искусстве на рубеже 1830-1840-х гг. возникли и развились новые тенденции, начали формироваться концепции и стили, что, так или иначе, сказалось на восприятии и осмыслении культуры Древнего Египта.

В период историзма обелиски, до этого не вызывавшие в русской архитектуре прямых ассоциаций с Древним Египтом, расширяют жанровые границы. Их мемориальная функция продолжает служить увековечиванию славы военных побед и героев, но все чаще они возводятся в честь гражданских лиц и их деяний: первооткрывателей и ученых, вообще по поводу разных памятных событий. К концу XIX в. эта тенденция заметно усилилась. К числу известных и значительных воинских памятников относится Долгоруковский обелиск в Симферополе (1842), обелиск (1858) в честь героической обороны Севастополя. Универсальность и элегантность формы обелиска способствовали тому, что они устанавливаются в усадебных парках в честь разных памятных событий.

В 1840-1880-е гг. интерес русского общества к древнеегипетской цивилизации определяется открытиями ученых в области мировой истории и археологии. Наиболее значимыми, указывается в диссертации, являются путевые очерки А.С.Норова (1795-1869) «Путешествия по святым местам» (1838), и «Путешествия по Египту и Нубии в 1834-1835 гг. Авраама Норова» (1840). Путешественник подробно описал известные древние обелиски «Иглы Клеопатры», комплексы Мемфиса и Фив, пирамиды, которые «сделались надгробным символом всего Египта». А.Норов пытался понять роль сфинкса в мировосприятии древних египтян, выявить специфику «русского взгляда» на художественное наследие Древнего Египта, взгляда тяготеющего не к пластическим, а к временным образам.

Период 1840-1880-х гг. характеризуется формированием научных представлений о Древнем Египте. Начинается расшифровка древних надписей, складывается преставление о его истории, особенностях развития культуры. Множатся и богатеют собрания египетских коллекций. Новым разделом эрмитажных собраний стала коллекция египетских древностей. После превращения Эрмитажа в середине XIX века в публичный музей ему были переданы экспонаты из Кунсткамеры.

Складывается русская школа египтологии. Основателями являются В.С.Голенищев (1856-1947), О. Э. Лемм (1856-1918) и Б.А.Тураев (1868-1920). В последней четверти XIX в. русский египтолог В. С. Голенищев предпринял ряд экспедиций в Египет, где скопировал надписи и собрал большую коллекцию египетских древностей. Б.А.Тураев одним из первых оценил роль Египта в создании европейской цивилизации и создал научную школу.

Раздел II. Эпоха русского модерна (1890-1910-е гг.). Философские поиски. Культура и искусство Древнего Египта стали важной частью мировоззренческих исканий эпохи, подчеркнуто в диссертации, что проявилось в философии Вл.Соловьева и В. Розанова. Интерес к культуре древней цивилизации был вызван кризисом христианского мировоззрения и достиг большого размаха.

Воззрения религиозного философа, поэта и публицистаВладимира Соловьева(1853-1900) послужили основой для мировосприятия русского символизма, в том числе повлияли на распространение в нем египетских мотивов в литературе и живописи. В мистическом видении, явившемуся ему в Египте, Соловьев увидел божествен­ную основу мира, что затем широко отразились в искусстве слова (лирика К.Бальмонта, В.Брюсова, Д.Мережковского, З.Гиппиус, М.Кузмина, И.Бунина), начавшего проявлять к Египту устойчивый и систематический интерес[9]. Это привело к «египтомании» в литературе.

К мировоззрению древних египтян и их искусству проявил пристальный интерес и религиозный философ и писатель В. В. Розанов (1856-1919). Его позиция во многом противоположна концепции В.Соловьева. В.Розанов в противовес христианскому аскетизму, идее монашества и безбрачия выдвигает мистический пансексуализм, корни которого лежат в язычестве и религиозных культах древности. Религия египтян предстает в его изложении живой, полнокровной, побеждающей смерть. В.Розанов пытался понять глубину содержания традиционных для египетской культуры символов и образов (иероглифов, Исиды, Осириса, скарабея, пирамиды, лотоса и др.)[10]. Он одним из первых задумался о целостности культуры и искусства Древнего Египта.

Раздел III. Египетские мотивы в живописи и архитектуре модерна. Индустриальная революция послужила одной из причин возникновения нового стиля в искусстве, широко обратившего к поиску новых тем и форм. Если предыдущая эпоха историзма не дала ярких образцов египетского стиля в русской архитектуре и искусстве, то во время модерна можно отметить более широкое присутствие элементов египетской тематики в архитектуре, интерьере, живописи, оформлении театральных спектаклей, литературе и скульптуре. Возникает качественно новое использование основных египетских символов, основанное на развитии египтологии. Философия В.Соловьева оказала решающее влияние на широкое использование в живописи египетских символов, в первую очередь образа пирамиды.

Пирамида как символ в эту эпоху может рассматриваться в русле семиотики символизма, как мировой центр, сооружение, олицетворяющее весь процесс творения. Ее вершина это высшее достижение в духовной области, иерархии или посвящении, выступает в качестве образа центра, начала и завершения всего сущего. Грани пирамиды символизируют тройственную структуру мира. Ступенчатая пирамида отображает структуру мироздания и уровни сознания. Пирамида - одновременно символ смерти и бессмертия (усыпальница фараонов и вечная память о них).

В исследовании подчеркнуто, что именно в таком символическом смысле следует понимать обращение к этому образу значительных художников эпохи: М. Чюрлёниса (серия картин «Соната пирамид» 1905-1910), Н.А. Бенуа («Фантастический пейзаж с пирамидой» 1910), Н. Варыпаевой («Моцарт. Реквием» до 1923 г.). Вслед за В.Соловьевым они искали божественное и непреходящее сияние красоты. Представители символистского движения в живописи - «Голубая роза» (1907, А. Арапов, П. Крымов, П. Кузнецов, Н. Рябушинский, Н. Сапунов, М. Сарьян, С. Судейкин, П. Уткин и др.) продемонстрировали желание отойти от прозы жизни и обратиться к миру фантазии. Среди них наиболее выраженный интерес к Египту проявил Мартирос Сарьян.

Мотив судьбы Клеопатры в эпоху русского модерна получил дальнейшее развитие и новую интерпретацию в живописи и в балетном спектакле. Иконография образа Клеопатры этого периода весьма богата, и русская культура вписала свою страницу в воплощение образа. К трактовке ее личности и судьбы обращались выдающиеся художники из разных областей искусства (М.Врубель, М.Фокин, И.Рубинштейн и др.). Интерпретация образа Клеопатры помещена в «египетскую атмосферу» и отражает углубление представлений о древней цивилизации.

В работе проанализировано использование «египетского стиля» в творчестве одного из ярчайших архитекторов русского модерна Ф.О.Шехтеля, который неоднократно использовал стилизации при оформлении интерьеров («Египетский зал» в Доме торжеств и приемов П.Смирнова на Тверском бульваре, 1901-1903 гг). В начале XX века в Москве и Санкт-Петербурге появляются монументальные постройки в египетском стиле. Образцами русской «египтомании» в архитектуре могут считаться доходные дома, т.к. они соответствуют всем критериям ее определения. Это работа А.Э.Эрихсона, перестроившего доходный дом Михайлова (1904-1905, Москва, ул. Большая Дмитровка). Общая эстетика модерна, характерная для эпохи, была выражена архитектором в египетском стиле. Проемы и арки имеют форму пилонов и украшены карнизами с крылатыми дисками, окна и балконы украшают барельефы и декоративные элементы с изображениями лотосов, египтян и псевдоиероглифов, капители также представлены египетскими фигурами. Похожий дом в Санкт-Петербурге (ул. Захарьевская) был построен архитектором М.Сонгайло (1910-1911 гг.). Оформление этого дома проработано более детально. Даже двери, обильно покрытые египетскими рисунками, имеют формы пилонов. Орнамент изобилует сюжетами и иероглификой, рисунками птиц и змей. На колоннах этого дома установлены капители в виде голов богини Хатхор из Храма в Дендера. В мае 1912 г. было открыто здание Пушкинского музея на Волхонке, построенного по проекту архитектора М.В.Клейна. Парадный вход и зал для египетской коллекции оформлен им в соответствующем стиле.

Особого внимания заслуживает творчество архитектора А.Л.Чернышова (1785-1932), который 1913-1914 гг. перестроил Красноярский Краеведческий музей в египетском стиле. Здание музея — наиболее полная, откровенная и цельная стилизация на египетскую тему. Фасад имеет форму пилона, украшен росписями и карнизом с изображением Ра. В работе подчеркнута значительная роль, которую сыграло увлечение египетскими мотивами в творческом созревании А.Чернышова, начиная с проектирования павильонов для Первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной и промышленной выставки (Омск, 1910-1911). Павильоны возведены в живописных формах модерна с элементами русского и египетского стилей. В облике здания воссоздается яркая стилизация темы древнеегипетского храма, спроектированного по известным изображениям, имеющимся в библиотеках и музеях Петербурга и Москвы. Египетскую тему Л.А.Чернышев продолжил в здании складов кооперативов «Енсоюзов» (Красноярск, 1920-е гг.).

Раздел V. Интерпретация архитектурного наследия Древнего Египта в раннем советском зодчестве (1918-1930-е гг.) Революция 1917 г. оказала решающее влияние на развитие культуры и стала новым этапом в творчестве крупнейших ее представителей. Искусство нуждалось в новой символике, не связанной в сознании современников с монархией, капиталистическим прошлым и христианской иконографией. На примере классических форм египетской монументальной архитектуры – пирамиды и обелиска – в этом разделе рассмотрена их культурная адаптация в начале советской эпохи. Проведены параллели с широким распространением этих форм в эпоху Великой французской революции (1789-1794).

Сильнее всего это отразилось на облике Москвы, ставшей столицей страны (1918). К первой годовщине Октябрьской революции (7 ноября 1918 года) на площадях Москвы было открыто 12 монументов, наиболее значимым из них считается обелиск, посвященный Первой Советской Конституции - первое приспособление обелиска под революционный памятник. Этот «Обелиск Свободы» был создан архитектором Д.Осиповым и скульптором Н.Андреевым. Памятник «Революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся» (арх. Н. А. Всеволожский, Москва, 1918) представлял собой переделанный по предложению Ленина в духе идеологических задач времени «Романовский обелиск». Обелиск как простейшая форма мемориала получает колоссальное распространение в силу простоты, лаконичности и величия своего образа. Он становится одним из символов советской монументальной архитектуры.

Более величественная, но в ХХ веке редкая форма мемориала – пирамида - возникла в сознании художников и архитекторов при разработке проекта важнейшего памятника революционной эпохи - Мавзолея Ленина. Участвовавшие в конкурсе архитекторы Ф.О.Шехтель и А.В.Щусев актуализируют пирамиду как основу проекта мавзолея. Ф.О.Шехтель в основу своего проекта положил классическую египетскую пирамиду. Утвержден и реализован был проект мавзолея А. Щусева, чей проект ближе к ступенчатой пирамиде, отдаленно напоминающей пирамиду Джосера в Саккаре эпохи Среднего Царства, а также гробницу Кира II Великого в Пасаргадах (Месопотамия) эпохи правления Ахеменидов.

Новым идейным смыслом был наполнен выдающийся проект, использующий форму пирамиды как символ просвещения и божественного знания, воплотившийся в плане «Дворца культуры пролетарского района» ярчайшего русского архитектора эпохи авангарда Ивана Леонидова. Его проект представляет собой правильную пирамиду из стекла. Этот проект, являющийся частью воплощения города будущего, «Города-Солнца», соотносится с утопией Кампанеллы и содержит попытку переосмысления Леонидовым искусства Древнего Египта с его культом Солнца и пирамидами. Проект не был реализован, но отражение идей Леонидова можно встретить и в стеклянной пирамиде Лувра, и в музее славы рок-н-ролла в Кливленде (Огайо) архитектора Йо Минг Пея.

Особое внимание уделено в работе оформлению станции метро «Кропоткинская» (1935). Арх. Алексей Душкин новаторски использовал в интерьере станции лотосовидную форму колонн, которые при пересечении с плафоном образуют пятиконечные звезды. Архитектор развивает идею гипостильного зала храма Амона в Луксоре. Новация этого образа, вписанная в формы конструктивизма, соединенная со световым решением – ведущим композиционным элементом, позволила А.Душкину создать подлинный шедевр (Сталинская премия 1941г.)

Таким образом, в советской архитектуре формы монументальной архитектуры Египта приобретают новый идейный смысл, подчеркивают гражданскую, воспитательную и патриотическую значимость мемориальных комплексов и возрождают свою исконную функцию носителя памяти. А мавзолей приобретает культовое назначение, тем самым, возрождая утраченную историческую роль. Египетские формы в качестве мемориала привлекали многих выдающихся зодчих на протяжении всей истории архитектуры, и эпоха революционной России стимулировала их использование. Если Шехтель и Щусев, воспитанные на архитектуре историзма и культуре уходящего XIX века в своих проектах предлагали путь имитации, то архитекторы 1920-1930-х гг. идут по пути интерпретации этих форм в русле современного зодчества.

В заключении подводится общий итог исследования, определяется круг проблем, требующих дальнейшего изучения и формулируются выводы.

В диссертационной работе предложено первое в отечественном искусствознании монографическое исследование «египетского стиля», рассматриваемого в широком контексте развития мировой художественной культуры. В исследовании выделены основные этапы его формирования и эволюции. Выявлено особое место египетского стиля и показано его значение в западноевропейской и русской культуре. Впервые рассмотрена совокупность исторических предпосылок, повлиявшая на его формирование и распространение. Расширен круг источников за счет малоизвестных памятников архитектуры.

Широкий круг сопоставлений позволил выявить основные копируемые памятники Древнего Египта, которые послужили образцом для многих европейских и русских архитекторов. Храм Хатхор в Дендера, Храм Амона в Карнаке, Храм Амона в Луксоре - это основной ограниченный круг восприятия памятников, ставший квинтэссенцией египетской архитектуры. В диссертации предпринята попытка понять значение формы пирамиды и обелиска для архитекторов и художников различных эпох. Определить философский, культурологический и литературный контексты и их значение для искусства и архитектуры.

Отдельно рассмотрены элементы, заимствованные европейской культурой у египтян и используемые одновременно с классическими. Прослежено формирование своего собственного видения и стилизации архитектуры древней цивилизации, ее распространение в Европе и попадание в Россию, где приобретается новый смысл в начале ХХ в.

Предлагается новая интерпретация известных памятников и работ художников. Как объект «египетского стиля» рассмотрены постройки в усадьбе Кузьминки, «Египетский павильон» - уникальный в виду своего раннего появления (1813). Рассмотрен ряд объектов архитектуры, иллюстрирующий опосредованное использование египетских мотивов – тип пирамиды с дорическим портиком. Выявлена важность египетских мотивов в творчестве Ф.О.Шехтеля. Особо отмечены работы и проекты архитектора Л.А.Чернышева, творчеству которого характерно тяготение к настоящей «египтомании». Проанализировано использование египетских мотивов в советскую эпоху – проекты И.Леонидова и А.Душкина. Таким образом, в исследовании выявлен важнейший ряд примеров, демонстрирующих важность наследия архитектуры Древнего Египта, монументальный и вечный образ которой, до сих пор несет вдохновение для художников.

Список опубликованных работ по теме диссертации:

1. 1. Дубровина В.А. Истоки и формирование «египтомании» в художественной культуре Западной Европы // Дом Бурганова. Пространство культуры. Научно-аналитический журнал. 2011. №1. С. 101-111. 0,6 п. л.

1. 2. Дубровина В.А. Интерпретация архитектурного наследия Древнего Египта в раннем советском зодчестве (1918-1930-е годы) // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник МГХПА. 2011. №2. С. 174-183. 0,7 п. л.

1. 3. Дубровина В.А. Египетские мотивы в русском искусстве XVIII – первой четверти ХIХ века // Дом Бурганова. Пространство культуры. Научно-аналитический журнал. 2011. №3. С. 62-74. 0,6 п.л.

1. 4. Дубровина В.А. Образ Клеопатры в русском живописном портрете XVIII – начала XX веков // Театр. Живопись. Кино. Музыка. Альманах РАТИ. 2011. №3. С.77-88. 0,5 п.л.

Тезисы:

[8] Нащокина М.В. Русский масонский сад. // Русская усадьба. Сборник ОИРУ, № 12 (28). М., 2006. С. 497-536

Турчин В.С. Французское искусство от Людовика XVI до Наполеона. L´ancien regime, революция и империя. М. 2007

 


Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!