Глава II. Египетские мотивы в русском искусстве XVIII в. – 1830-х годов.



Анализ распространения египетских мотивов в русском искусстве и архитектуре увязывается в работе с комплексом особых исторических обстоятельств развития отечественной культуры. Россия знакомилась с Египтом через культуры-посредницы: византийскую (вплоть до конца XVII в.) и европейскую (начиная с петровской эпохи). Затем она выработала собственную интерпретацию египетского стиля, в котором черпали вдохновение выдающиеся зодчие, как русские по происхождению (Н.Львов, А. Воронихин и др.), так и те, чей талант раскрылся в России (А.Менелас, Тома де Томон, Ч. Камерон и др.).

Попадание на Русь сведений о Древнем Египте произошло вместе с принятием христианства и появлением письменности. Сведения о Египте содержались в Библии, агиографической литературе, апокрифах, средневековом романе «Александрия», «хождениях» - средневековом жанре паломнической литературы. Источником служили также сочинения античных историков (Геродота, Иосифа Флавия, Плутарха) и византийские хроники («Хроники Георгия Амартола» и «Хроники Иоанна Малалы»). Ни в архитектурных формах, ни в иконописи Древней Руси присутствия египетских мотивов не отмечено.

Раздел I. Начало XVIII в. – 1830-е гг. Первые объекты, в которых встречаются египетские формы и мотивы, появляются в русском искусстве в петровскую эпоху, в русле общего усвоения европейского художественного опыта, которое протекало ускоренными темпами. Русское искусство равно открывалось разным стилям, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо. Нами установлено, что «европейская» интерпретация египетских мотивов сочеталась и переплеталась с уже сформировавшимися в русской культуре представлениями об этой древней цивилизации.

Превращение России в империю и возведение Петербурга вызвало подлинный всплеск в развитии архитектуры. Столица и строительство загородных резиденций (Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина) подчеркивали силу и величие государства. Именно в этих ансамблях, прежде всего, и появляются элементы, восходящие к египетской архитектуре: пирамиды и обелиски. Одна из первых пирамид, построенных в России, - это фонтан в первой императорской загородной резиденции Петергофе (арх. Н. Микетти, 1721).

Распространению элементов египетской культуры и появлению стилизаций чрезвычайно способствовало русское масонство, которое в России второй половины XVIII в. проявлялось как интеллектуальная сфера, объединяющая единомышленников. Вольные каменщики пробуждали активный интерес к культуре древней цивилизации. В масонской символике важное место занимала пара Осирис и Исида, изображение и описание которых становится особенно частым. Египетские элементы стали появляться в декоре зданий, наряду с масонскими символами. Причастность к масонству отражалась и в композиции садово-парковых ансамблей[8]. Пирамиду со всевидящим оком можно заметить на фасадах Казанского, Исаакиевского, Сампсониевского соборов.

Создание Академии художеств (1757) поставило изучение истории искусства и архитектуры на серьезную основу. Для процесса обучения в Россию доставляются копии произведений античности, в том числе сделанные с египетских подлинников. Среди них скульптуры «Египтян» из Белого зала Гатчинского дворца - копии со статуй на Вилле Адриана, приобретенные основателем Академии И.И.Шуваловым.

В работе выявлено, что в русском искусстве конца XVIII – начала XIX вв. египетские мотивы возникают главным образом в русле «эллинизирующей» тенденции, широко распространенной в Европе еще со времен античности. Особенно это заметно в объектах, прямо ассоциирующихся в сознании современников с Египтом, – фигурах сфинксов, которые в последние десятилетия XVIII в. стали устанавливаться в Петербурге и пригородах. Сфинксы предстают мифическими существами женского рода, а не мужского, как это было в Древнем Египте. Одни из первых в России фигуры сфинксов появились перед Строгановским дворцом на Полюстровской набережной (1794-1796, арх. А.Н.Воронихин) и перед загородной дачей князя А.А.Безбородко.

Архитектура XVIII в. придавала большое значение постижению секретов античной архитектуры. Однако, как было установлено, главным ориентиром было греческое и римское зодчество. Пирамида, строившаяся в древности как гробница фараона, превращается в Европе XVIII в., а затем и в России, в элемент садово-парковой архитектуры, осмысленная как Храм Хроноса – времени и вечности. В то же время пирамида в Царском селе (1770-1771, арх. В.И.Неелов, перестроена Ч.Камероном) была предназначена для захоронения любимых собачек Екатерины II.

Европейские веяния и особенно масонские увлечения заказчиков и архитекторов изменили стилистику и декор русской мемориально-погребальной архитектуры, где широко представлены пирамида и обелиск. Примером могут служить обелиски в Донском монастыре. Интерпретацию пирамиды представляют собой надгробия видных деятелей отечественной культуры И. И. Шувалова и И. И. Бецкого, погребенных в Благовещенской усыпальнице Александро-Невской Лавры. Надгробие предка А.С.Пушкина генерала А. И. Ганнибала (1731-1801, похоронен в Александро-Невской Лавре) представляет собой пристенную форму пирамидального обелиска. Мотив пирамиды широко представлен в надгробиях, выполненных выдающимся скульптором И.П.Мартосом (мраморный памятник на могиле М.П.Собакиной (1782) в усыпальнице Голицыных; надгробие графа Н.И.Панина в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры (1788)).

Образ пирамиды встречается даже в архитектуре религиозных объектов. Наиболее интересный и оригинальный объект в архитектуре конца XVIII в. - Свято-Троицкая церковь, известная как «Кулич и Пасха» (1785-1787), построенная близ Петербурга по проекту Н.А.Львова. Формы ротонды, увенчанной куполом, и античной (нубийской) пирамиды использовались Львовым также в садово-парковых ансамблях. Архитектор отталкивался от образа храма Весты и пирамиды Цестия в Риме, сочетание которых в архитектурной композиции считается выдающейся чертой его творчества.

Египетская тематика используется в русле общих тенденций эпохи при оформлении усадеб (Египетский вестибюль в Архангельском). В Останкинском дворце графа Шереметева «египетские фигуры» украшают портал «Голубого зала», а «Египетский павильон» (арх. В.Бренна) украшают сфинксы.

Египетское происхождение обелиска уже практически стерлось в исторической памяти, и русская культура заимствовала объекты в новой функции, не воспринимая их связи с древней цивилизацией. Обелиски по европейской традиции стали возводиться в честь военных побед и выдающихся полководцев. Кагульский обелиск (1771-1772 арх. А.Ринальди) был первым памятником воинской славы в Царском Селе. По проекту арх. В. Бренны на Марсовом поле был возведен обелиск «Румянцева победам» (1799). Таким образом, обелиск распространился в России как мемориальное сооружение, имеющее ярко выраженное патриотическое значение.

Раздел II. «Александровский ампир» (1801-1830-е гг.). Застройка Петербурга и восстановление Москвы после пожара 1812 г. стимулировали появление монументального стиля, известного как «александровский классицизм», «русский» или «александровский ампир». Египетские элементы были важной составляющей русского искусства первой трети XIX в., хотя явно не достигли степени их концентрации во французском ампире. Для этой эпохи характерны две тенденции использования египетских мотивов. Первая продолжала развивать «элинизирующую» интерпретацию. Вторая представляла новое для русской культуры явление, связанное с осознанным желанием создать объекты в подлинно египетском стиле.

Эти тенденции проявились в первую очередь при создании скульптур сфинксов, ставших важной частью архитектурных ансамблей в первой четверти XIX в. Петербурга и пригородов. Четыре гранитных «женских» сфинкса украсили фонтан у Пулковской горы на Царскосельской дороге (1809, арх. Тома де Томон).

Пирамида в первой четверти XIX в. тоже подверглась переосмыслению в русле Греко-римской традиции. Еще в английской погребальной и садово-парковой архитектуре использовались строгие классические пирамиды в сочетании с портиками дорического ордера. В этом ключе создавался проект 1800-х гг. А.Захарова Мавзолея Павлу I (не был реализован). Подобный синтез имеет в своей основе впечатление от скальных гробниц в Бени Гасане. Соединение формы пилона и колонн в римском стиле характерно для установленного в Казани храма-памятника русским воинам (1823), погибшим при взятии города в 1552.

Как следует из наблюдений, примеры опосредованной интерпретации эллинизирующей египетской культуры появились и в Москве. Например, грот О.И.Бове в Александровском саду в Москве. Руина сочеталась со строгими утяжеленными формами, дорикой и скульптурами львов. Форма оплывающей пирамиды в сочетании с дорическим портиком присутствовала еще в проектах Леду.

Впервые в данном контексте вводится материал о подмосковной усадьбе Строгановых Кузьминки. При перестройке этого «Русского Версаля» в начале XIX в. появился «Египетский флигель» (служил кухней), арочный мост, украшенный скульптурами грифонов и «египетских» львов. В центре здания расположен неглубокий портик-лоджия с двумя колоннами с папирусовидными капителями. По эскизам А. Воронихина в древнеегипетском стиле расписан центральный зал Померанцевой оранжереи.

Египетские элементы стали использоваться и в малых архитектурных формах. Мебель русского ампира возникла под прямым влиянием Франции. Оригинальные образцы русской мебели делались по рисункам известных архитекторов Тома де Томона и Росси.

Раздел III. Объекты в египетском стиле. На возросший интерес к древней цивилизации русских архитекторов и скульпторов, как следует из наших наблюдений, определяющее влияние оказал Д.В.Денон. В египетском стиле были выполнены «Египетский мост» через Фонтанку и «Египетские ворота» Царского села. В Петербурге по проекту В. К. Треттера и В.А.Христиановича был построен цепной мост с элементами древнеегипетской пластики (1825-1826). На берегах Фонтанки были установлены чугунные «мужские» сфинксы работы П.П. Соколова (1764-1835).

Ярким примером и одновременно началом нового этапа в развитии и использовании египетского стиля, указано в исследовании, стало возведение Кузьминских ворот в 1827-1830-х гг. А.Менеласа. Форма египетского пилона, увенчанного красиво изогнутыми отлитыми из чугуна массивными карнизами, придает монументальность и значительность сооружению, предназначенному для торжественного въезда императоров в резиденцию. Каждый сегмент ворот покрыт стилизованными изображениями, взятыми из гравюр «Описания Египта» Денона. Прообраз «Египетских Ворот» в Царском Селе удалось обнаружить (впервые в науке) в книге английского архитектора Дж. М. Ганди «Сельская архитектура» (1805) среди проектов для садово-парковых павильонов.

Неотъемлемой частью архитектурного ансамбля Санкт-Петербурга в 1834 г. стали подлинные сфинксы Аменхотепа III. Таким образом, Санкт-Петербург оказался в ряду великих европейских столиц, украшенных подлинными египетскими артефактами. К этому времени относится и появление в России первой египетской коллекции. В 1825 году Академия наук приобрела богатую коллекцию миланского востоковеда-любителя Карло Оттавио Кастильоне. Она послужила основой для Египетского Музеума в составе Кунсткамеры.

Важной составляющей египетской темы в европейском искусстве является Образ Клеопатры, привлекавший внимание многих художников, писателей и историков. Интерпретация этого образа изменялась и была связана с культурными и эстетическими представлениями каждой конкретной эпохи. Иконография ее портрета в XVI-XIX вв. претерпела существенную эволюцию и отразила изменения в самом жанре портрета и углубление знаний о Древнем Египте и его культуре в целом.

Образ Клеопатры в русском искусстве, литературе и театре начал формироваться в середине XVIII в. Первые портреты русских мастеров этой известной исторической фигуры опирались на традиции, заложенные в живописи Италии и Голландии (Гвидо Рени, Рубенс, Якоб Йорданс, Д.Б.Тьеполо). Полотна выдающегося флорентийского живописца Д. Б. Тьеполо «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры» украшали усадьбу Юсуповых в Архангельском. С последним перекликается изящный салонный «Портрет А.Е. Демидовой в образе Клеопатры» Помпео Батони (1708-1787), на котором интерпретируется мотив растворения жемчужины.

Таким образом, архитектура и культура Древнего Египта к первой трети XIX в. вошли в сферу интересов русского искусства. Это отразило творчество выдающихся архитекторов и художников. Появление египетской коллекции, фигур подлинных египетских сфинксов в Петербурге можно считать своеобразным итогом этого периода.


Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 33; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!