Общая характеристика работы



Египетские мотивы в архитектуре Западной Европы и России

XVIII – начала ХХ веков

Специальность: 17.00.04

(изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения

Москва. 2011

Диссертация выполнена в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г.Строганова

Научный руководитель: Кирилл Николаевич ГАВРИЛИН, кандидат искусствоведения, доцент

Официальные оппоненты: Вера Дмитриевна ДАЖИНА, доктор искусствоведения, профессор

Алексей Викторович СОКОЛОВ, кандидат искусствоведения

Ведущая организация: Московский государственный академический художественный институт имени В.И.Сурикова

Защита состоится на заседании диссертационного совета Д-212.152.01 в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г.Строганова по адресу: 125080, Москва, Волоколамское шоссе, дом 9.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГХПА имени С.Г.Строганова по адресу: 125080, Москва, Волоколамское шоссе, дом 9.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Степень изученности темы и актуальность исследования. Диссертация посвящена комплексному анализу проникновения элементов, мотивов и тем искусства Древнего Египта в западноевропейскую и русскую культуру, прежде всего в архитектуру, XVIII – начала ХХ в. Широкое присутствие черт древнейшей цивилизации в зодчестве, оформлении фасадов и интерьеров дало возможность говорить о формировании особого «египетского стиля». Его становление и развитие в отечественной культуре было интересным проявлением взаимодействия европейского и русского искусства.

Культура Древнего Египта внесла огромный вклад в развитие мировой архитектуры. Египетское искусство строго следовало выработанной традиции и создало характерные и легко узнаваемые образы: пирамиды, сфинксы, крылатые диски, мумии, саркофаги, скульптуры, иероглифы, стилизованные рисунки. Для европейской архитектуры и искусства обращение к культуре древней цивилизации было столь же важным, как и усвоение элементов античной греческой и римской культуры. Более того, Греция и Рим, опиравшиеся на древнеегипетскую культуру, стали посредниками для европейского восприятия Древнего Египта. Начиная с XVI в., в атмосфере увлечения античностью рос интерес к Египту в Италии, затем во Франции и Англии, Австрии, Германии, Америке и России.

«Египетский стиль» формируют три важнейших источника: археологические, художественные и эзотерические, где Древний Египет предстает носителем универсального, тайного знания. Этот стиль представляет собой манифестацию особых пластических форм, так или иначе проявляющихся в больших архитектурно-художественных стилях.

Изучение особенностей становления и эволюции «египетского стиля», его места в искусстве и архитектуре Европы и России – важная и актуальная научная задача. Самый весомый вклад в ее исследование внесли европейские и американские ученые Н.Певзнер и С.Ланг, Д.С.Керл, Ж.-М.Умбер, Б.Карран и др., опубликовавшие фундаментальные труды, заложившие основу изучения этого феномена. В отечественной науке «египетский стиль» как важная составляющая западноевропейского искусства наиболее обстоятельно рассмотрен в трудах В.С.Турчина[1].

До настоящего времени определение места «египетского стиля» в отечественной архитектуре и искусстве остается мало исследованной областью науки. Основу его изучения составляют работы последнего десятилетия: В.С.Турчина, М.В.Нащокиной, В.В.Солкина, И.Е.Путятина, Л.Г.Пановой и др. Хелен Вайтхауз одной из первых за рубежом обратилась к исследованию египетских мотивов в русской архитектуре[2]. Важные сведения содержат конкретные исследования о творчестве архитекторов и художников, у которых эти мотивы встречаются. Работы концептуального характера, обобщающие результаты исследований по указанной проблематике зарубежных ученых, в отечественном искусствознании отсутствуют. Не предпринималось попыток представить становление и эволюцию «египетского стиля», показать своеобразие основных его этапов в русском искусстве и архитектуре.

Географические границы исследования. Явление «египетского стиля» рассматривается только в пределах стран Западной Европы, как источника его появления и формирования, и России, воспринявшей эту традицию и давшей высокие художественные результаты.

Хронологические рамки исследования. Для наиболее полного представления о возникновении «египетского стиля» хронологические рамки выходят за пределы XVIII – начала ХХ веков. Работа охватывает период от середины I века до н.э. до 1930-х годов. Это дает возможность оценить эволюцию египетских мотивов в западной культуре, наглядно показать адаптацию некоторых форм, ставших неотъемлемой частью архитектуры.

Предметом исследования является архитектура, созданная в «египетском стиле» или использующая некоторые египетские элементы, а также другие художественные произведения в стиле «египтомании». В работе рассматривается разнообразие приемов и форм; попытки оригинальной интерпретации идей египетских зодчих.

Объект исследования. В центре внимания находятся архитектурные ансамбли, здания, некоторые предметы скульптуры и живописи, ярко иллюстрирующие важную роль «египетского стиля» в мировой художественной культуре. Особое внимание уделяется основным источникам формирования этого «стиля» в разные художественные эпохи. Изучены европейские и российские примеры стилизации египетских памятников и выявлены новые теории появления произведений архитектуры.

Цель исследования состоит в обобщении, научном описании и систематизации, комплексном анализе архитектурных и художественных памятников «египетского стиля» в европейской и российской художественной культуре; выявлении взаимосвязей, художественных, исторических и идеологических закономерностей функционирования «египетского стиля» в XVIII-ХХ вв; воссоздании многогранного культурно-исторического контекста, в котором формируется феномен «египтомании»; в выявлении и введении памятников египетского стиля в научный оборот отечественного искусствознания.

Задачи исследования:

- Определить художественные, археологические, архивные, идейно-философские, религиозные и литературные источники, инспирировавшие использование египетских элементов в западноевропейской архитектуре, помогающие воссоздать культурно-историческую среду.

- Выявить архитектурную типологию, которая использовала египетские мотивы, «египетский стиль» в декоративном убранстве и идейных программах ряда сооружений в Западной Европе и России. Обнаружить конкретные прообразы в архитектуре Древнего Египта, которые вызвали наибольший интерес и послужили источником вдохновения.

- Проанализировать влияние архитектуры западной Европы на российское зодчество, отметив их взаимосвязи и различия.

- Раскрыть исключительное своеобразие интерпретации египетских мотивов в русском зодчестве и художественной культуре.

Источники исследования. Памятники архитектуры, произведения живописи и графики, старопечатные и редкие книги, произведения монументальной скульптуры, мелкой пластики, предметов интерьера, литературные произведений, философские трактаты, позволяющих яснее представить картину распространения «египетских мотивов» и «египтомании». Гравюры из книг Д.В.Денона (1806-1823). Коллекции отечественных музеев (Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства, Музей истории Москвы, Музей-усадьба Кузьминки, Музей-усадьба Кусково, Музей-усадьба Архангельское, Музей-усадьба Останкино, Павловский дворец-музей, Государственный Эрмитаж, Музей в Красноярске). Каталоги ведущих аукционных домов Запада - Кристис, Сотбис, Бонамс, МакДугалс и Буковски.

Методология исследования. Методологической основой диссертации являются труды по искусствознанию российских и зарубежных ученых. Комплексный, системный подход к проблеме базировался на применении культурно-исторического, формально-стилевого, иконографического и социологического научных методов.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые в отечественном искусствознании предпринята попытка обобщения работ зарубежных ученых и предложен концептуальный анализ истории появления египетских элементов в западной культуре, рождения особенного стиля, который преобразился в настоящую манию египетского чувства формы. Прослежены основные этапы эволюции этого стиля. Выявлена специфика проникновения и функционирования элементов египетского стиля в русском искусстве и архитектуре, определено их своеобразие, выделены и охарактеризованы основные этапы и особенности эволюции.

Практическая значимость работы. Работа может стать основой для спецкурсов, специализированных семинаров и использоваться в лекциях по европейскому и русскому искусству. Дополнить раздел истории искусства западноевропейской и российской культуры.

Апробация исследования. Диссертация выполнена в соответствии с планами кафедры истории искусства МГХПА имени С.Г.Строганова. Основные положения диссертации изложены в опубликованных и принятых к публикации статьях в научных сборниках, а также в докладах на 4 российских и международных научных конференциях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и списка иллюстраций, иллюстративного приложения насчитывающего 220 единиц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во Введении раскрывается актуальность избранной темы, указывается на необходимость применения системного подхода с использованием культурно-исторического, формально-стилевого, иконографического и социологического методов исследования. Дается краткий обзор наиболее значительных работ по теме, уточняется терминология, формулируются цели и задачи диссертации, обосновывается ее структура.


Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!