Стиль бидермейер в интерьере



Заслуга эпохи стиля бидермейер перед последующими поколениями заключается в том, что впервые в истории европейских стилей в жилом интерьере на первое место вышли простота, комфорт и удобство. Это первый европейский стиль интерьера, предназначенного для обычной жизни, а не для «театральной показухи». Для стиля бидермайер характерно прославление простых человеческих радостей, домашнего уюта и семейных ценностей. Критерием полезности любого предмета интерьера считались практичность, доброкачественность, целесообразность.

Интерьер в стиле бидермейер отличается выдержанностью пропорций и производит целостное впечатление, все спокойно, уютно и без вычурности. Помещения просторные и светлые, стены подчеркнуты и разделены членениями в форме элементов архитектурного ордера и оклеены обоями с цветочными или полосатыми узорами в светлых тонах. Потолки, как правило, сводчатые, оконные проемы глубокие, украшенные воздушными муслиновыми занавесками. В одном из углов помещения обязательно присутствует изящная белая печь в круглой нише. На стенах развешиваются миниатюры, гравюры и акварели. В целом интерьер в стиле бидермайер служит образцом веселого и уютного жилья.

Во времена бидермейера в буржуазной среде возникает понятие «чистая комната» - комната для приема гостей в подражание салонам аристократов. Эту комнату обставляли с особой заботой, именно она должна была показывать благосостояние хозяев. Типичный атрибут «чистой комнаты» - небольшие стеклянные серванты с коллекцией безделушек и фарфора. Интерьеры в стиле бидермейер особенно богаты сентиментальными сувенирами и украшениями, музыкальными часами и вышивками. Картины на стенах носят камерный характер, в живописи преобладают бытовые сценки с тонко прорисованными деталями.

Мебель в стиле бидермаейр не предмет украшения, она удобна и практична. Формы естественные, линии плавно изогнутые. В мебели стиля бидермейер широко применялась техника фанерования. Бидермаейр иногда называют эпохой светлого дерева, так как мебель делалась их светлых пород: ясени, вишни, березы, сосны, груши и клена. Мастера того времени очень тонко умели подчеркнуть естественную красоту дерева, декоративные техники для оформления мебели практически не применялись. В это время появились первые образцы истинно столярной по характеру мебели, свободной от архитектурных форм. Большая часть современных типов мебели появилась именно в эпоху стиля бидермейер.

Мебель бидермейера можно узнать по таким признакам, как плавно изогнутые спинки и локотники кресел, диванов и стульев, а также гнутые и точеные ножки. В оформлении спинок, локотников и ножек иногда применяли резные фигуры лебедей и грифонов, мотивы рога изобилия и растительные орнаменты. В качестве обивки используется ситец с цветочным рисунком или полосатый репс. Облицовочные ткани часто прибиваются гвоздиками с большими фарфоровыми шляпками. Кровати стиля бидермейер просты по конструкции, головные и ножные щиты одинаковы по высоте, поверхности гладкие и без украшений. Балдахины, широко распространенные в предыдущих стилях, в это время вышли из употребления совсем. Обеденные столы в стиле бидермайер, как правило, круглые, зато опорные конструкции могут быть очень разнообразны.

Обстановку стиля бидермейер дополняют витрины, этажерки, угловые шкафчики, трюмо, спинеты (клавесины небольшого размера). Обязательное украшение интерьера в стиле бидермайер – комнатные растения, которые устанавливают на различных подставках в цветочные корзины и вазы. Декоративное убранство завершают красиво задрапированные занавески, цветастые скатерти и покрывала, которые часто украшаются вышивкой.

Стиль модерн

Стиль модерн зародился в 1880-х годах, когда «перепевы» старых стилей периода эклектики и историзма стали надоедать обществу. Инициаторами возникновения нового направления стали мюнхенские и венские художники, которые полностью отказались от прежних стилевых форм и творили, основываясь лишь на своей фантазии. Их рисунки, которые публиковались в журнале «Jugend» были чем-то похожи на японскую графику. Это веяние быстро распространилось по Европе, в которой как раз царили романтические настроения, и входило в моду культурное течение дендизма. Новым денди с их холеностью и большой долей презрения ко всему на свете пришелся по вкусу изящный и немного ироничный стиль модерна.

Добавили популярности модерну и перемены в социально-экономической структуре общества, при котором растущий темп деловой жизни усилил у людей стремление к удобству и комфорту. А повсеместное развитие промышленного производства способствовало усилению ностальгии по «простым деревенским временам». Стиль модерн, провозгласил лозунг «Назад к природе», и как нельзя лучше отвечал требованиям времени, сочетая в себе красоту и изящество природных мотивов с удобными и комфортными формами. Художественные приемы стиля основывались на принципах декоративности, орнаментальности и асимметрии.

Художники модерна попытались использовать машинный труд для производства вещей, которые были бы одновременно и технически и эстетически совершенны. Наконец-то появляется новое видение материалов, благодаря которому, впервые, за долгие десятилетия смены стилей, определяется новый принцип формообразования. Это чистый не перегруженный деталями и одновременно орнаментально богатый стиль. Художники и архитекторы модерна использовали в своем творчестве мотивы многих эпох. Это и крито-микенская культура, и греческая архаика, и искусство этрусков, и античность, и готика и ренессанс, и французское рококо. Также на стиль модерн повлияли искусство Китая и особенно сильно Японии.

При этом названий у стиля модерн тоже предостаточно. На своей родине в Германии стиль назывался Jugendstil (югендштиль), во Франции и Бельгии стиль носил название «ар-нуво», в Италии - «либерти», в США - «стиль Тиффани». И только в России и Англии стиль назывался модерном. В мебели, интерьерах и архитектуре модерна параллельно развивались два течения – флориальное или декоративное, с капризно-изогнутыми формами и линиями, и конструктивное, с прямолинейными ясными построениями. Особенно сильно проявляло себя конструктивное направление модерна в Австрии и Шотландии, предвещая собой появление конструктивизма.

В эпоху модерна вновь возродилась концепция целостного проектирования, когда все от фасада здания до интерьера, обстановки и аксессуаров делались по проектам одного художника или архитектора. Таким образом, создавался единый художественный ансамбль, в котором один декоративный элемент, повторяющийся в мебели, тканях, интерьере и на фасаде здания, мог задавать всю концепцию оформления.

В орнаментах стиля модерн использовались мотивы морских волн, вьющихся растений, лебединых шей, томных женских лиц с длинными волосами, камышей, цветов лилии, цикламена, мака, орхидеи и ириса – мистического цветка жизни и смерти.


Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!