Стиль рококо в интерьере



В оформлении интерьеров стиль рококо проявился наиболее ярко. Характерные черты рококо – изнеженность и доведенная до предела утонченность. Вместе с тем интерьеры рококо перегружены декоративными деталями и мебелью, которая приобрела гибкие, мягкие, уютные формы. Зеркала, позолота, богатые лепные узоры по потолкам и стенам ломают пространственную структуру интерьера, углы комнат закругляются. Динамичные и ассиметричные формы задают основной тон.

Во времена рококо архитекторы впервые стали целенаправленно стремиться к стилевому единству интерьера. Декор стен и потолков, формы мебели, расцветки драпировочных и обивочных тканей, декоративные предметы, двери и аксессуары – все выстраивалось в целостный ансамбль. Новые формы светской жизни диктовали новую расстановку мебели, которая собиралась небольшими группами в разных местах помещения. В группу обязательно входили стол, диван, несколько кресел и стульев. Такие «центры тяготения» для гостей задумывались как целостные композиции, которые обязательно поддерживали единый стиль всего помещения.

Главной доминантой интерьера рококко служил невысокий камин, покрытый мраморной плитой и изящно отделанный стукко. На камин ставили часы и декоративные предметы, над камином вешалось зеркало в роскошной раме. В интерьере рококо использовались самые дорогие материалы: мрамор, экзотические породы дерева, бронза, золото, шелк, гобелен. Цвета стиля рококо нежные, пастельные; основные цветовые сочетания – белое с голубым, зеленым или розовым, и обязательное присутствие золота.

Во времена рококо расцвела и достигла своего апогея мода на «китайщину» или шинуазри (chinoiserie). Изящные, украшенные тонким декором художественные изделия китайских мастеров отлично гармонировали со стилем рококо. Владельцы дворцов и роскошных особняков в обязательном порядке заводили «китайский зал», обставленной лаковой китайской мебелью, или на худой конец, просто устраивали галерею китайского фарфора в одной из комнат.

Как результат увлечения «китайщиной» в Европу были завезены бумажные обои для оклейки стен жилых помещений. В интерьерах рококо появились передвижные и раздвижные ширмы, расписанные в китайском стиле; аквариумные рыбки; изысканные орхидеи и тонкоствольные деревья. Получили распространение декоративные подушки из шелковой материи с крупными цветами.

Мебель рококо

Утонченность стиля рококо отразилась не только на характере мебели, но и на появление новых видов мебели, предназначенных в основном для аристократичных женщин. Секретер на высоких ножках с наклонной откидной доской и множеством потайных отделений, картоньерка (шкафчик для бумаг), туалет с откидным зеркалом, разнообразные тумбочки и столики призваны были создавать особые удобства для своих хозяек.

Формы мебели для сидения изменились в сторону большего удобства и элегантности. Появились канапе (диван в форме соединенных двух-трех кресел), шезлонг, бержер (глубокое кресло). Контуры мебели становятся все более мягкими и волнистыми, изгиб ножки усиливается. Среди корпусной мебели главную роль играют комоды и секретеры. Детали мебели растворяются в общем объеме и кажутся отлитыми из пластичной массы. Декоративно мебель украшается прихотливыми орнаментами в виде вьющейся лозы, цветочных гирлянд, ромбовидной сетки и золоченой бронзой.

Говоря о мебели рококо, нельзя не упомянуть выдающегося английского мебельного мастера Томаса Чиппендейла (1718-1719 гг.). Стиль мебели Чиппендейла представлял собой своеобразное сочетание французского рококо с готическими и восточноазиатскими мотивами. В 1754 году Чиппендейл издал альбом образцов своей мебели «The Gentlemans and Cabinetmakers Director», который оказал огромное влияние на мебельное искусство Англии, Европы и английских владений по другую сторону Атлантики.

Чиппендейл ввел в моду большие напольные часы. В своей мебели он часто использовал мотив птичьей когтистой лапы, которая держит шар. Томас Чиппендейл довел до совершенства формы многих изделий мебели, начиная от стульев и письменных столов и заканчивая книжными шкафами. Многие типы разработанной им мебели дошли до наших дней без существенных изменений.

Резюме

Стиль рококо впервые воздвиг комфорт и удобство интерьера в ранг искусства. Распространяясь по Европе, стиль рококо обрел местные характерные черты в каждой из стран. Во Франции, при всей пышности убранства, стиль рококо сохранил черты тонкого благородства. В интерьерах Германии большее распространение получила лакированная красочная мебель, рассчитанная на менее изощренный вкус. В Австрии стиль рококо выразил себя в спокойных, по-домашнему уютных формах. Голландскую мебель рококо отличает простота и лаконичность линий. Своеобразие английскому рококо придают примеси из готических и китайских элементов.

Бидермейер

Бидермейер (или Бидермайер от немецкого Biedermeier) – стиль, который возник в 1810-х годах, распространился по всей Европе, особенно пышно расцвел в Австрии и Германии и продержался до европейских буржуазно-демократических революций 1848-1849 годов. Бидермейер – это полностью буржуазный стиль, в котором отразилось стремление среднего класса, уставшего от наполеоновских войн и неспокойной политической обстановки, к спокойной и упорядоченной жизни.

Немецкое «bieder» переводится как «простодушный, обывательский». В целом «Бидермайер» переводят в двух вариантах: «простодушный господин Майер» и «бравый солдат Майер». Свое насмешливое название стиль получил от псевдонима «Готлиб Бидермейер», под которым немецкий поэт Людвиг Айхродт печатал в журналах эпиграммы и произведения, которые пародировали стихи некого школьного учителя С.Заутера. Этот Заутер отличался мещанскими вкусами, писал романтические стихи, в которых прославлял невинные радости земного бытия, и умудрялся быть счастливым в своей маленькой комнатушке на не престижной должности сельского учителя. Сам термин Biedermeier относительно к стилю в искусстве был впервые применен в 1894 году.

Название стиля довольно точно выражает его сущность. Главная особенность стиля бидермейер, это домашний уют и удобство обстановки. Бидермайер вырос в мещанской среде среднего класса на образцах дворцовых стилей – классицизма и ампира. Поэтому в бидермейере прослеживаются те же формы и мотивы, только в мягком, скругленном и «одомашненном» виде. Иногда бидермейер называют смесью ампира и романтизма. Несмотря на свое мещанское происхождение, стиль бидермаейр проник и в дворцовые интерьеры, привнеся домашний уют в высшие слои общества.


Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!