Защитные механизмы эго 4 страница



 

"д.идеал (Ео-1(1еа1). Аспект суперэго, содержащий определенные стандарты совершенства, которым ребенка учили родители. Эго-идеалом индивид руководствуется, когда ставит перед собой цели, достижение которых приводит к повышению самооценки и чувству гордости.

 

Эдипов комплекс или комплекс Электры (ОесПрчв ог Е1ес<:га сотр1ех). Процесс, развертывающийся на фаллической стадии, когда ребенок стремится к сексуальному соединению с родителем противоположного пола, чувствует угрозу от родителя одного с ним пола и со временем разрешает конфликт посредством идентификации с родителем своего пола. Ребенок испытывает эротические чувства по отношению к родителю противоположного пола и испытывает ненависть и ревность к родителю того же пола.

 

Эмоциональное переучивание (Ето<:1опа1 гее<1исаНоп). Психоаналитический метод, используемый на последнем этапе лечения, помогающий пациенту применять пережитое им осознание для достижения изменений в повседневной жизни.

 

Энтропия (Епгору). Закон термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится к состоянию равновесия. В теории психоанализа энтропия означает, что всем живым организмам присуще обязательное стремление вернуться в неживое состояние, из которого они изначально произошли.

 

Эрогенные зоны (Егоепоия гопея). Те участки тела, где соединяются внешние и внутренние ткани и которые являются источниками напряжения и возбуждения.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Айото 1., РгепМ-ВтпяюкЬ Е., Ьегчтоп О., 8ап}огс1 К. (1950). ТЬе аи1Ьоп1.апап регвопаИСу.

 

е_ Уог: Нагрег апс1 К.о. Ва1ау., ЗНетп Н. (1988). ТЬе зиЫнтппа! рзусЬоупапис асПуаСюп те1Ьос1: А сп11са1 геу1е\у.

 

Атепсап Р5усЬо1о§}51,43,161-174.

 

Воюег С. Н. (1981). МооВ апс1 тетогу. Атепсап РзусЬоЬ, 36, 129-148. йтеиет]., Ргеис} 5. (1895). 5{ис11е5 т Ьу51епа (Тгапз. А. Вп11). 1п §1гасЬеу (Е<1.). ТЬе вапагД

 

есПНоп оС [Ье сотр1е1е р5усЬо1о§1са1 \уог5 оГ §4§типс1 РгеиД (Уо1. 2). Ьопйоп: Но@ап:Ь. ВусЪ К. (Ес1.) (1974). Сосаше рарегз Ьу §1§тип<3 Ргеис1. е_V УогЬ: МепсИап. С1агЬ К. ]у. (1980). Ргеи: ТЬе тап апс1 1-Ье саизе. Ке\у УогЬ: Капс1от Ноиче. Со1еп. (1969). Рег5опа111у с1упат1с5: Еует1пе55 вепез 1п р8усЬо1о§у. СЫса§о: Капс1 МсКа11у. Сттег Р. (1987). ТЬе с1еуе1ортега о{ Мете тесЬашзтз. }оигпа1 о{ Регеопау, 55, 597-614. Сттег Р. (1988). ТЬе Оеепзе МесЬашэт 1пуеп1огу: А геу1е о{ гевеагсЬ апс1 (Нвсийюп оГ <-Ье

 

5са1е5ои1-па1 оГ Рег5опа1Ну Авхеззтеп 52, 142-164. Оауи Р.]., ЗсПаНг С. Е. (1987). Кергеаэюп апс1 Ле шассезЬЯН-у оГ аесНуе тетопек.

 

.)оигпа1 оГ Рег5опа1Ну ап(1 §ос1а1 Р5усЬо1о@у, 52, 155-162. ипйа Т. (1965). КесаН ейтоепсу апс1 тешНп сопШуе еуеп15 1п <ехрептепСа} гергезвюп>.

 

оипа1 о{ Рег5опа111у ап(3 5ос1а1 Р5усЬо1о§у, 1, 253-257. оп М. (1986). ТЬе сопуегепсе о{ р8усЬоапа1у5{5 апд пеиго5с1епсе: Шихюп апД геа11<:у.

 

Сотетрогагу Р5усЬоапа1у515,22,479-519.

 

спЬеег Н. р. (1970). ТЬе зсоуегу о(Ле ипсоп5с1ои5. Ке УогЬ: Вас ВооЬэ. Ете1у1 М. Н. (1985). Р5усЬоапа1у515: Ргеий'5 сотНуе р5усЬо1о§у. еVV УогЬ: Ргеетап. Егс1е1у1 М. Н., СоМЬе В. (1979). Ье1'5 по<- 5\уеер герге551оп ипег 1Ье ги§: ТоагЯ а соешЧуе Р5усЬо1о§у оГ герге551оп. 1п. Р. ЮЫ51:гот, Р.. Еуапа (ЕсЬ.). Рипс11опа1 15огс1ег5 о{ тетогу. НШэсЫе,: Ег1Ьаит.

 

РепМо! П Нппе.\ Т. "".."1,""""].,,.." 1-1,"", (па"е;с Моч, Упг-Мппп

 

158 _ Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности

 

РкНег С. В., С1ептс1{ 0.8., В1итеп1На1 К. 8. (1986). 5иЫ1т1па1 оеЛра1 хЧтиН ап сотреППуе регогтапсе: Ап 1пуе8(:1@а1:юп оГ Ье1ууееп-§гоир5 еЯес15 апД тесаПп 5иес1 уаг}аЫе5..оиг-па1 о(АЬпогта) Р5усЬо1о@у, 95, 292-294. РкНег 8., СтеепЬет К. Р. (1985). ТЬе 5с1еп11йс сгеЬИНу оГ РгеисГх <:Ьеопе5 ап <:Ьегару. еVV

 

УогЬ: Со1итЬ1а ип1уег5!1у Рге55. Р1ауе11. (1955). Кергезкюп апй 1Ье <ге1ит о? Ье гергеввей.> оипа1 оГ Соп5и1<:1п§ РзусЬо-1о§у, 19,441-443.

 

Ргеи(1 8. (1900/1953). ТЬе т1егрге1аПоп огеатх. 1п. 51гасЬеу (ЕЙ. & Тгапз.). ТЬе 51,ап(}агс1 е(11йоп о{ СЬе сотр1е1:е р5усЬо1о§1са1 05 оГ 81§типс1 Ргеий (?015. 4 апй 5). Ьопоп: Но§апЬ. Ртеид. 8. (1901/1960). ТЬе р8усЬора1Ьо1о§у о{ еуетудйу Ше. 1п 51апаагс1 ес1Яюп (Уо1. 6). Ьоп-Доп: НоайБ.

 

РгеиЛ 8. (1905а/1953). ТЬгее евхау> оп аехиау. 1п §1ап(1аг(} ейШоп (Уо1. 7). Ьопс1оп: НоапЬ. Ргеис1 8. (1905Ь/1960). }оЬе$ апй СЬе1г ге1аС1оп 1о [Ье ипсоп5С{ои5. 1п 81ап(1аг(} ейЛюп (Уо1. 8).

 

Ьопйоп: Но§аг1Ь.

 

Ргеи(1 8. (1915-1917/1943). А епега} 1п1гос1исйоп 1о р5усЬоапа1у515. е\V УогЬ: ОоиЫейау. РгеиЛ 8. (1920а/1955). 1п<:1-ос1ис1огу 1есШге5 оп р5усЬо-апа1у51з. 1п 51апс1агс1 ейШоп (Уо1. 18).

 

Ьопйоп: Но§аг1Ь. Рпис{ 5. (1920Ь/1955). ВеуопД 1Ье р1еа5иге рппс1р1е. 1п §1ап(1агй ейНюп (Уо1. 18). Ьопйоп:

 

Но§апЬ.

 

РгеиА 8. (1923/1961). ТЬе е§о ап 1Ье 1(1. 1п §1ап(}агс1 еНоп (Уо1. 19). Бопйоп: Но@ап;Ь. РгеиЛЗ. (1926/1959). 1пЬ1Ы1юп5, зутрЮтз, апй апх1е1у. 1п 51ап(1аг(1 еНюп (Уо1. 20). 1.опс1оп:

 

НоапЬ.

 

Ртеи(18. (1927/1961). ТЬе Ниге оап Шиэюп. 1п 51ап(}аг(} есНиоп (Уо1. 22). паоп: НоапЬ. Ргеий 8. (1930/1961). С!уЯ12аС1оп апс1 115 с115соп1еп15. 1п 51ап(1аг(1 еНюп (Уо1. 21). Ьопйоп:

 

Но@апЬ. Ргеий 8. (1933/1964). е\V 1п1го(3ис1огу 1ес1иге5 оп р5усЬоапа1у5{5. 1п 51ап(1агс1 ейНюп (Уо1.

 

21). Ьопйоп: Но§аг1Ь.

 

Ргеи(1 8. (1940/1964). Ап оипе оГ р5усЬоапа1у515. 1п 51ап(}агс1 есИПоп (Уо1. 23). Ьопйоп: Но§- аг1Ь.

 

СеЫег С. (1985). Керге55юп: А р5усЬоапа1уОс регаресНуе геу1511,е(1. Р5усЬоапа1у5{5 апй Соп-<-етрогагу ТЬои§Ь1,8,253-298. СеЫет С. (1986). ТЬе и5е о(5иЫ1т1па1 р5усЬо(Зупат1с асНуаЫоп 1п 1Ье 51и(1у о{ герге551оп.

 

}оигпа1 оГ Рег5опа11Су ап 5ос1а1 Р5усЬо1о§у, 51, 844-851. СИН§ап С. А. (1982). 1п а с1Н?егеп1 уо1се: Р5усЬо1о§1са1 1Ьеогу ап(1 \уотеп'5 с1еуе1ортеп1. Сат-Ьпс1§е, МА: Нагуагс1 ип1уег5Ну Рге55. СоМеп С. К. (1987). СгеаНуНу: Ап оЬ]ес1 ге1а11оп5 рег5рес11уе. СНп1са1 5ос1а1 ЛУогЬ Тоигпа1 15,

 

214-222. Сееп1еу. К., Кересп С., Непту \У. Е. (1981). ТгепЯз 1п игЬап Атег1сап р5усЫа1гу: Ргасйсе №

 

СЫса§о 1п 1962 апй 1973. 5ос1а1 Р5усЫа1гу, 16, 123-128. СтпЬаит А. (1984). Роип(1а11оп5 оГр5усЬоапа1у518: А рЫ1о50рЬ1са1 сНIие. ВегЫеу: ип1уег-5Ну о{ Са11огп1а Рге55. Натте. (1970). РгеГегепсе (от §еп(1ег оГ сЫ1с1 ах а ГипсИоп о? 5ех о{ яйи1\. ге5роп(1еп15.

 

оипа1 оГ 1п(}1у1(1иа1 Р5усЬо1о§у, 31, 54-56. Нагс1а-а'ау К. А. (1990). 5иЫ1т1па11у ас11уа1е(1 5утЫо<:1с <"ап{а51е5: Рас15 ап(1 апКасй. Р5усЬо1о-§1са1 ВиНеПп, 107,177-195. Начре1 К. С., Натч К. 5. (1982). Ейес(: о{ <:асЫ51о5СОр1с 511ти1а11оп о< 5иЬсоп5с1ои5 оес11ра1

 

\у15Ье5 оп сотреПНуе регГогтапсе: А ГаИиге 1о герНсае. оипа1 оГ АЬпогта1 Р5усЬо1о@у,

 

91,437-443. НеНЬтп К. 5. (1980). §Нуегтап'5 р5усЬос1упат1с асНуаПоп: А йНиге Ю герНса1е. игпа1 оГ

 

АЬпогта) Р5усЬо1о@у, 89, 560-566. Но1те& В. 8. (1974). 1пуе5С1§а1юп5 о{ герге551оп: П1йегеп11а1 гесаЧ о{ таСепа] ехрептеп1а11у ог

 

Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности

 

це$ О. 5., 5сНаIIою. (1969). Кеисе геса11 аАег е§о 1Ьгеа1:: Керге551оп ог гепроме с(

 

ЦИоп? оипа1 о{ Рег5опа1Ну ап(1 5ос1а1 Р5усЬо1о§у, 13, 145-152. ц [(ц. К. (1985). ТЬе сип-еШ 51.аШ5 о{ р5усЬоапа1у11с 1Ьеогу. Р5усЬоапа1у11с Р5усЬо1о

 

289-315.

 

, },це. (1985). Ргеий: Ап 1п1го(1ис11оп 1о Ы> № ап<3 огЬ. СатЬпс1§е, Еп§: РоНу Р, пЦс[А (1931). Метогу {ог 1Ье р1еа5ап1 аз сотрагей НЬ <:Ье ипр1еа5ап1оигпа1 о{ Ехрег

 

1а1 Р5усЬо1о§у, 14,284-288.

Е. (1953). ТЬе 1е апс1 ууогЬ о{ 51@типс1 Ргеис). (Уо1. 1, 1856-1900). ТЬе огтаЧуе

 

ап(1 1Ье 8геа1: сН5СОуег1е5. еVV УогЬ: Ва51с Воо5.

Е (1955). Уеаг5 о{ та1игНу (Уо1. II, 1901-1919). еVV Уог1с Ва51с ВооЬ. " Е. (1957). ТЬе 1их1 рЬа5е (Уо1. III, 1919-1939). Ке УоЛ: Ва51с ВооЬ>. КетЬе О. Р. (1976). ОЬ]ес1 ге1а11оп5 Ьеогу ап(1 с1аз51са1 р5усЬоапа1уя5. Ме\у УогЬ:

 

Агоп5оп. кетЬе О. Р. (1986). 1п8Ч1иМопа1 ргоЫет5 о{ р5усЬоапа1у11с ейисаНоп. оита1 о{ 1Ье Г

 

сап Р5усЬоапа1Н1с А55ос1а11оп, 34, 799-834. КИпе Р. (1984). Р5усЬо1о§у апс1 Егеи(11ап 1Ьеогу. Ьоп(1оп: Ме1Ьиеп. етап Н. (1986). А то1е 1п Ргеи(1'5 еуе: Ргот р5усЬоапа1у515 1о 1Ье р5усЬо1о@у о{ уготеп

 

УоЛ: 5рг1п§ег. етсЫ Р., НИ1 Т. (1987). ипсоп5с1ои5 ргосе55е5 а5 ехр1апа11оп5 о{ ЬеЬау1ог 1п со§ш11уе,

 

па1!1у, апс1 5ос1а1 р5усЬо1о§у. Рег5опа1Ну апй 5ос1а1 Р5усЬо1о§у Ви11е11п, 13, 355-36 ЬиЬопЪу 1. (1984). Рг1пс1р1е5 о{ р5усЬоапа1у11с р5усЬо1Ьегару. е\V УогЬ: Ва51с ВооЬ. Ма51тё_ (1983). Етр1пса1 51ий1е5 о{ р5усЬоапа1у11с 1Ьеопе5 (Уо1. 1). Н1Н5(1а1е,: Ег1Ь МазИпе,]. (1986). Етр1пса1 511165 о{ р5усЬоапа1у11с 1Ьеопе5 (Уо1. 2). Н1Н5с1а1е,: Ег1Ь Ме11гет Н. (1930). ТЬе рге5еп1 51а1и5 о{ ехрег1теп1а1 51ис11е5 о{ 1Ье ге1а11оп о{ <ее1т§ 1о те

 

Р5усЬо1о§1са1 Кеу1е, 37,124-139. иит. (1956). Нитап тоПуаНоп ап(1 Ргеи(1'5 1Ьеогу оГепегу (ЛзсЬаге. Сапас11ап}ои1

 

Р5усЬо1о§у, 10,167-178. ОIVе. М., ВиМат К. (1982). 5иЫ1т1па1 р5усЬо(1упат1с асПуаИоп 1п?1ерге551оп: А Га11

 

гер11са1е.оигпа1 о{ АЬпогта1 Р5усЬо1о§у, 91, 337-342. Рипег Н. \У. (1947). Ргеи(1: Н15 ИГе апй Ы5 т1пс1. еV УоЛ: 0е11. Козепгтещ 8. (1933). ТЬе геса11 о{ йп15Ьес1 ап(1 ипйп15Ье(1 515 аз аес1е(1 Ьу 1Ье ригр051

 

\уЬ1сЬ 1Ьеу \уеге рег{огтес1. Р5усЬо1о§1са1 Ви11е11п, 30, 698. Козепгюещ 8. (1941). еесI-рег551Vе ап(1 е§о-(}ееп51уе геас11оп5 1о {п151га11оп а5 с1етоп5

 

Ьу ап ехрептеп1 оп герге55юп. Р5усЬо1о§1са1 Кеу1е\у, 48, 347-349. 8еап К. К. (1936). Ехрег1теп1а1 51и<31е5 о{ рго]ес11оп: 1. АИпЬиЧоп о{ 1га115. оигпа1 о{

 

Р5усЬо1о§у, 7,151-163. 8Неппп Н. (1986). Ап аг§итеп1 {ог 1Ье еу1(1еп11а1 51апсНп§ о{ р5усЬоапа1у11с с1а1а. ВеЬг

 

ап(1 Вгат 5с1епсе5, 9, 257-259. Зйпетап. Н. (1976). Р5усЬоапа1у11с 1Ьеогу: <ТЬе герог15 о{ ту (1еа1Ь аге @геа11у ехаббег

 

Атег1сап Р5усЬо1о§151,31,621-637.

 

ЯЬеппап?. Н. (1983). ТЬе 5иЫ1т1па1 р5усЬос1упат1с асПуаНоп те1Ьо<1: 0уегу1е ап(1 ее Ьеп51уе 11511п§ о{ 51и(11е5. 1п Ма5Нп§ (Е(1.). Етр1пса1 51ис11е5 о{ р5усЬоапа1у11с II (Уо1. 1, рр. 69-100). Н1Н5(1а1е,: ЕНЬаит.

 

8Иуетап 1. Н., РкМ А. К. (1981). ТЬе 0е(11ри5 сотр1ех: 51и(11е5 1п ас1и11 та1е ЬеЬау 1-. УЬее1ег (Е(1.). Кеу1е№ о{ рег5опа1Яу апс1 5ос1а1 р5усЬо1о§у (Уо1. 2, рр. 43-67). В Н1Н5, СА: 5а@е. Зймппап 1. Н., КИщет Н., ЬшНЬоЛт Ь., Рап-еИ, МаМп А. В. (1972). ТЬе е{Сес15 о{ 5иЫ1т1па

 

511ти1а11оп оп 1Ье 5реесЬ о{ 51и11егег5. оита1 о{ Кегуои5 ап(1 Меп1а1 015еазе, 155, 14. ЗЛеппап?. Н., ЬасНтапп Р. М., МШсН К. Н. (1982). ТЬе 5еагсЬ {ог опепе55. еVV УогЬ: 1г

 

<-1опа1 ип1уег5Н1е5 Рге55.

 

мЛеппап?. Я., Доя В1., А(11е. М., ЕшИё О. А. (1978). 51тр1е гечеагсЬ рагасНет {ог (1 51га11п§ 5иЫ1т1па1 р5усЬос1упат1с асПуаИоп: Е{{ес15 о{ оес11ра1 511ти11 оп (1аг<: 1Ь1 ассигасу 1п со1]е§е та1е5. оигпа1 о{ АЬпогта1 Р5усЬо1о§у, 87, 341-357.

 

160 _ Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности

 

Лтпет В. Р. (1954). СпЧяие оГ р5усЬоапа1уЧс сопсерй апс1 [Ьеопев. ТЬе 5с1еп11йс МопЫу,

 

79,300-305.

 

51ее1е К. 5. (1982). Ргеий ап(иип§: СопШс оЛшегргеаНоп. Ьопоп: КоиНеее & Кееап Раи1. 8и11оп'ау Р. (1979). Ргеис1: 810108151 оГ [Ье т1пс1. е\V УогЬ: Ваэю 800105. УаШаМ О. Е. (ЕЙ.) (1986). Етр1пса1 51(1165 о{ ео тесЬап15тз оГ (Непае. УааЬтоп, ОС:

 

Атег1сап РзусЬапс Ргевз.

 

УИг Р. С. (1988). 51§типс1 Ргеи(1'5 СЬпхйап ипсопасюиэ. № Уог: СиНГог Ргехв. \Уе1п51ет Е. (1968). ЗутЬоНс пеиго1о@у апй р5усЬоапа1у545. 1п.}. Магтог (Ей.). Мойет рвусЬо-апа1у515: е_ (ИгесЧопя апй регвресЧуез (рр. 225-250). еV УогЬ: Ва51с ВооЬ. \Уе51еп О. (1990). Р5усЬоапа1уЧс арргоасЬе5 Со рег5опа111у. 1п Ь. А. Ретп (Ей.). НапйЬооЬ о{

 

рег5опа111у СЬеогу апй гевеагсЬ (рр. 21-65). е\V УоЛ: СиНЬгй Ргезэ. \VоIре. (1981). ВеЬау1ог 1Ьегару уегеиз р5усЬоапа1у515: ТЬегареиЧс апй 5ос1а1 {трИсаЧопв.

 

Атепсап Р5усЬо1о§1515,36,159-164,

 

2е11ег А. (1950). Ап ехрептепЫ апа1о@ие оС гергеаяоп. 1. НСопса] виттагу. Р5усЬо1о§1са1 ВиНест, 47,39-51.

 

Глава 4

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРЕСМОТРА

 

ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ: АЛЬФРЕД АДЛЕР И КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

ВеаеЛет В. (1982). Ргеий апй тап'5 5ои1. еVV УогЬ: КпорГ. Вотп К., МекНепЬаит О. (ЕЙ5.) (1984). ТЬе ипсоп5с1ои5 гесоп51йегей. е\V УогЬ: УНеу. Ве@е. (1981). РгеисГя ипйп15Ьей оигпеу: Сопуепиопа1 апй сгН:1са1 регересЦуев 1п рзусЬоап-а1у1:1с сЬеогу. Ьопйоп: Кои11ей§е & Ке§ап Раи1. Ргеетап., 8>еат Н. 8. (1988). Ргеий апй отеп. Ке УогЬ: СопИпиит. Сау Р. (1988). Ргеий: А ИГе Гог оиг те. елV Уог ооп. Мсихоп]. М. (ЕЙ.) (1985). ТЬе сотр1е1е 1еиеге о{ Зтипй Ргеий Ь) ЛУНЬе1т Р11е55, 1887-1904.

 

СатЬпй§е МА: Вепар Ргехх о{ Нагуагй ип4уег5Ну Рге55. МсСшге \У. (Ей.) (1974). ТЬе Ргеий/}ип§ 1еиег5. Рппсеюп, 1: Рппсеоп ишуегеу Ргевз. МИсМи. (1974). Р8усЬоапа1у515 апй ет1п!5т: Ргеий, Ке1сЬ, Еат, апй отеп. еV_ УогЬ:

 

РапЬеоп. Коагеп Р. (1975). Ргеий апй Ых ГоНоегэ. еVV УогЬ: Кпор.

 

Важным этапом в истории психодинамического направления стало появление не очень связанных между собой теорий, авторы которых стремились либо расширить подход Фрейда к личности, либо пересмотреть его. Фрейд привлекал и воодушевлял многих интеллектуалов, разделявших его взгляды [Оау, 1989]. Некоторые из этих ученых остались верны психоанализу как теоретической системе; они просто отшлифовали его и приблизили к современности. Другие пошли в ином направлении и заняли собственные, часто антагонистические позиции.

 

Два наиболее выдающихся теоретика, разошедшиеся с Фрейдом и избравшие путь создания своих собственных оригинальных теоретических систем, - Альфред Адлер и Карл Густав Юнг. Оба они с самого начала были участниками психоаналитического движения и горячо поддерживали широту и новизну системы Фрейда. Однако со временем они заявили о своем несогласии с тем, что учитель придавал чрезмерно большое значение сексуальности и агрессии, считая их средоточием человеческой жизни. У других теоретиков также имелись разногласия с Фрейдом по многим позициям, и они продолжали создавать конкурирующие между собой школы. Однако, за исключением Адлера и Юнга, ни один из этих ревизионистов не создал совершенно самостоятельной теории, которая могла бы соперничать с фрейдовской по масштабу охвата главных аспектов человеческого поведения.

 

Объем книги не позволяет детально обсуждать теоретические подходы обоих ученых к личности. Поэтому мы

 

162 _ Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

 

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности _ 163

 

сосредоточим внимание на Адлере, а после обсуждения его основных концепций уже не так детально рассмотрим стержневые идеи теории Юнга. Разумеется, оба они внесли значительный вклад в наше понимание личности, и некоторые из их идей вписались в основное русло современной психологии. Краеугольным камнем в системе взглядов Адлера является положение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума. Как и представители социально-когнитивного направления, взгляды которых мы рассмотрим в главе 8, Адлер подчеркивал социальные детерминанты личности. Другие значимые темы, поднятые венским психиатром, сфокусированы на способности людей:

 

_ творить свою судьбу;

 

_ преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбе за более удовлетворительную жизнь;

 

_ совершенствовать себя и окружающий мир посредством самопознания.

 

Как и Адлер, Юнг критиковал Фрейда за то непомерное значение, которое он придавал инстинктивным сексуальным побуждениям. Центральная тема, поднятая Юнгом, отражает идею о том, что на людей оказывают влияние как их устремленность в будущее, так и прошлый опыт. Юнг первым из теоретиков личности доказывал, что для достижения психического здоровья личности ее разнонаправленные тенденции должны быть интегрированы в согласованное целое. Акцент на личностном росте, наряду с другими основными идеями переработанной Юнгом версии классического психоанализа, будет обсуждаться в конце главы.

 

АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

 

Альфред Адлер (А1Ггес1 АсПег) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он был сыном еврея-торговца, принадлежавшего к среднему классу общества. Однако в то время, как Фрейд рос в районе, напоминающем гетто, и на всю жизнь сохранил в сознании свою принадлежность к преследуемому меньшинству, Адлер принял свое этническое происхождение легко. В районе, где он рос, было мало еврейских детей, и поэтому его акцент и кругозор были скорее венскими, чем еврейскими. В отличие от Фрейда, часто возвращавшегося к этой теме, Адлер не делал никаких заявлений по поводу антисемитизма, а в зрелые годы принял протестантскую веру.

 

Адлер описывал свое детство, как трудное и несчастливое время. Он наслаждался материнской любовью в течение первых двух лет жизни, но пора нежности закончилась с рождением младшего брата. Потом он приобрел особое расположение отца, чьим любимцем оставался в течение всего детства. В ранние годы его постоянно окружали болезни и смерть - когда ему было три года, его младший брат умер в постели, стоявшей рядом с его постелью. Вдобавок к этому он дважды с трудом избежал перспективы быть убитым в уличных происшествиях. В пять лет он заболел тяжелой формой пневмонии и был очень близок к смерти. Позднее

 

Альфред Адлер (1870-1937).

 

В первых классах школы Адлер учился весьма посредственно. Он не успевал по математике и вынужден был остаться на второй год. Учитель посоветовал его отцу забрать сына из школы и отдать в ученики к сапожнику, так как он, видимо, не способен ни на что другое. Однако отец побудил сына продолжать учебу, и благодаря упорству и напряженной работе Адлер стал лучшим учеником по математике в классе.

 

В 18 лет Адлер поступил в Венский университет, бывший в то время одним из ведущих европейских медицинских центров. Вокруг бурлила жизнь театра, музыки и политической философии социалистов, в связи с чем город прославился как <красная> Вена. В студенческие годы Адлер самозабвенно окунулся в политику. Он увлекся социализмом и участвовал во многих политических собраниях. На одном из них он встретил свою будущую жену, Раису Эпштейн, студентку из России, которая тоже училась в Венском университете. В 1897 году они поженились.

 

Адлер получил медицинскую степень в 1895 году. Некоторое время после этого он специализировался в офтальмологии, работая в захудалой части города. Затем, после прохождения практики по общей медицине, он стал психиатром. С 1902 по 1911 годы он был активным членом кружка, образовавшегося вокруг Зигмунда Фрейда. Но Адлер скоро начал развивать идеи, отличавшиеся от идей Фрейда и сторонников его теории. Его взгляды становились все более несовместимыми с полицией Фрейда. В 191 1 году Адлер сложил с себя обязанности президента Венского психоаналитического общества и вышел из него. Одновременно Общество покинули 9 из 23 членов, с которыми он и основал Общество свободного психоанали-_ большей частью из желания досадить Фрейду и некоторым из его преданных единомышленников. В следующем, 1912 году название адлеровского общества Ь1ло изменено, и оно стало Обществом индивидуальной психологии.

 

С середины 20-х годов Адлер все больше времени посвящает поездкам по Ев-Р"пе и Соединенным Штатам. Когда с приходом к власти Гитлера по Европе прокатилась волна тоталптаоизма, он предугадал катастрофу и понял, что если

 

164 _ Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

 

психология где-нибудь и выживет, то только в Америке. В 1935 году Адлер с женой обосновались в Нью-Йорке. Вскоре после этого он получил должность практикующего профессора медицинской психологии в медицинском колледже в Лонг-Айленде (теперь это Южный медицинский центр при Государственном университете штата Нью-Йорк) и продолжил свою частную психиатрическую практику. Двое из четверых детей Адлера, Александра и Курт, стали психиатрами, как и отец.

 

Адлер был неутомимым лектором. Он читал свои лекции непринужденно и пользовался большой популярностью. 28 мая 1937 года во время лекционного турне Адлер внезапно скончался в шотландском городе Абердине. Когда Фрейд узнал о его смерти, он написал своему другу, который был очень расстроен этим известием: <Мне непонятна Ваша симпатия к Адлеру. Для еврейского мальчика из пригорода Вены смерть в Абердине уже сама по себе - неслыханная карьера и доказательство того, как он преуспел. На самом деле мир щедро его вознаградил за старания на ниве опровержения психоанализа> [.}опе5, 1957, р. 208].

 

Адлер был плодовитым и активным писателем. За свою жизнь он написал около 300 книг и статей. Возможно, лучшим введением в его теорию личности является <Практика и теория индивидуальной психологии> (1927а). Среди многих других его значительных работ, ставших доступными благодаря переводу на английский язык, можно назвать такие, как <Невротическая конституция> (1917а); <Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации> (1917Ь); <Постижение человеческой природы> (1927Ь); <Наука жизни> (1929); <Образ жизни> (1930); <Смыслжизни> (1931); <Социальныйинтерес: вызовчеловечеству> (1939). Последователями Адлера было основано немало профессиональных журналов с целью распространения теоретических и экспериментальных работ по индивидуальной психологии. Среди них <Журнал индивидуальной психологии> Ооигпа! о{ 1пс11у1с1иа1 Р5усЬо1о§у), <Американский журнал индивидуальной психологии> (Ате-псап.Тоигпа1 о! 1пс1т(1иа1 Р5усЬо1о§у) и <Международный журнал индивидуальной психологии> (1пегпа11опа1.}оита1 о1 1пс11у1с1иа1 Р5усЬо1о§у).

 

Идеи Адлера оказывают мощное влияние на современные исследования в клинической и индивидуальной психологии. Акцент, сделанный в его теории на социальном интересе как существенном критерии психического здоровья, способствовал появлению концепции ценностных ориентаций в психотерапии. Кроме того, его внимание к осознанным, рациональным процессам стимулировало появление эго-психологии [АпаЬасЬег, 1977]. Его концепция существенной роли социальных сил в развитии личности узнаваема в более поздних работах Эриха Фромма, Карен Хорни и Гарри Стэка Салливена (Наггу §асЬ 8ч111уап) - всех, кто отмечал в теории Фрейда отсутствие социологической ориентации. Соответственно, особое подчеркивание волевых и творческих аспектов личности оказало прямое или косвенное влияние на таких выдающихся психологов, как Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу, Ролло Мей (КоНо Мау), Виктор Франкл (Уог РгапЫ) и Альберт Эллис (А1ЬегЬ?1115). В этой главе приведено множество примеров современного звучания очень многих концепций Адлера. Среди них такие, как потребность в адекватной теории, чувство неполноценности и компенсаторные усилия, недостаточность органа и психосоматика, <комплекс неполноценности> (так часто используемая в наше время характеристика - предвестник психологии соматических болезней), роль отвержения в развитии антисоциальной

 

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности _ 165

 

._г11- концепция жизненного стиля; стресс и адаптация; порядок рождения; само-еали.ция II полезность для других; психическое здоровье, творчество, а также 1о111с другие. Прекрасное введение в теоретические концепции Адлера можно)[ -гп в работе Мапааег, Сагяпп, 1982.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Адлера часто представляют как ученика Фрейда, взбунтовавшегося в конце концов против своего учителя и начавшего создавать свои собственные концепции. Однако внимательное знакомство с его жизнью и творчеством показывает, что на самом Деле он был коллегой Фрейда, и ни в коем случае не следует воспринимать его как <неофрейдиста>. В его ранних работах, где угадываются ростки будущих теории, он весьма критично характеризует период сотрудничества с Фрейдом [ЕНепЬегйег, 1970]. Более того, Адлер никогда не учился под руководством фрепда и никогда не подвергался психоанализу сам, что является необходимым условием для получения права стать практикующим психоаналитиком [Огег, 1972]. К сожалению, Адлер и Фрейд не примирились после разрыва их отноше-ннп в 1911 году, и Фрейд оставался враждебно настроенным к Адлеру в течения всей жизни. Как покажет обсуждение основных концепций Адлера, большннств(положений его индивидуальной психологии развивались как антитезисы теорш Фрейда.

 

1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое

 

Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся орга низмом, составляет главную посылку адлеровской психологии [АсЦег, 1927а]. Ад лер дал своей теории название <индивидуальная психология>, поскольку в латы ни <1пс11\'1?1иит> означает <неделимый> - то есть означает сущность, которук нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении < личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отно шении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состои' в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом про явлении личности. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер опре делял как стиль жизни. В этой концепции более, чем в какой-либо другой, выра жена его попытка рассматривать человека как единое целое.

 

2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству

 

Рассмотрение человека как органичной целостности требует единого психодина мического принципа. Адлер вывел его из самой жизни, а именно из того обстоя тельства, что жизнь невозможно представить себе без непрерывного движени:

 

166 _ Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

 

в направлении роста и развития. Только в движении по направлению к лично-стно значимым целям индивидуум можен быть воспринят как единое и само-согласующееся целое.

 

Утверждая, что человек стремится к совершенству, Адлер исходил из соображения, что люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед - они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные ПУТИ их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.

 

3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое

 

Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что индивидуум - нечто большее, чем только продукт этих двух влияний [А(Пег, 1964]. А именно, он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, - свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни.

 

Именно эта убежденность в творческой природе и свободе человека более, чем что либо другое, побуждает многих психологов считать Адлера предвестником современной гуманистической психологии.

 

4. Социальная принадлежность индивидуума

 

Адлеровское целостное видение природы человека было всеобъемлющим. Он понимал человека не только как целостную систему взаимосвязей, взятую в отдельности, но также как интегральную составную часть больших систем - семьи, сообщества: <Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него> [Ас11ег, 1956, р. 2]. Ведущим в теории Адлера является положение, согласно которому все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности, или социальный интерес, - врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества. Таким образом, индивидуальная психология полагает необходимой гармонию объединения и сотрудничества между человеком и обществом, а конфликт между ними считает неестественным. Акцент на социальных детерминантах поведения настолько важен в концепции Адлера, что он приобрел репутацию первого социального психолога в


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!