К благосклонному читателю 5 страница



Факт божественной бессознательности бросает нежданный свет на учение о спасении: человечество избавляется отнюдь не от грехов, даже в том случае, когда люди крещены по всем прави­лам и тем самым полностью отмыты, а только от страха перед результатами грехов, т. е. от гнева Божия. Искупительный по­двиг должен, таким образом, спасти человека от страха Божия, что, конечно, возможно лишь там, где вера в любящего Отца, пославшего своего единорожденного Сына для спасения рода людского, вытесняет явно упрямствующего Яхве с его опасны­ми аффектами. Такого рода вера предполагает, однако, дефицит рефлексии, или sacrificium intellectus, (жертвоприношения интеллекта) причем сомнительно, что одновременно сохраняется и моральная ответственность. Ведь не нужно забывать, что сам Христос учил нас пускать в рост взятые в долг таланты, а не зарывать их в землю. Не следует прикидываться более глупыми и бессознательными, чем мы есть, ибо во всех других отношениях мы должны быть трезвыми, критически настроенными и осознающими себя самих, дабы «не впасть в искушение» и дабы испытывать «духов», пытающихся овладеть нами, «от Бога ли они»,— тогда-то мы и сможем познавать прегрешения, в которые впадаем. Чтобы избежать ко­варных ловушек Сатаны, нужно даже сверхчеловеческое разуме­ние. Такие обязательства неизбежно обостряют интеллект, лю­бовь к истине и познавательный порыв, которые с равным успе­хом могут быть как собственно человеческими добродетелями, так и действиями того Духа, что «все проницает, и глубины Божий». Эти интеллектуальные и моральные способности даже имеют божественную природу, а потому не могут и не должны ущемляться. По этой причине путь к самым мучительным кол­лизиям долга идет именно через соблюдение христианской мо­рали. Таких коллизий избежит лишь тот, кто привык на все смотреть сквозь пальцы. А тот факт, что христианская этика вводит человека в коллизии долга, говорит в ее пользу. Вызы­вая неразрешимые конфликты, а вместе с ними и «afflictio animae», (счкорбь душевную) она способствует человеческому богопознанию: любая противоположность — в Боге, а потому человек должен взвали­вать противоположности на себя. Если он так и поступает, то это значит, что Бог завладел им во всей своей противоречиво­сти, т. е. воплотился. Человек преисполняется божественного конфликта. Мы по праву связываем идею страдания с состоянием, в котором противоположности мучительным образом сши­баются лбами, но боимся признать подобное переживание спасенностью. Однако нельзя забывать, что великий символ хри­стианской веры — крест, к которому воплощенным страданием прикреплена фигурка Спасителя,— вот уже почти два тысячеле­тия во всей своей выразительности витает перед глазами хри­стиан. А дополняется эта картина образами двух разбойников, из которых один попадает в преисподнюю, а другой входит в Царство Божие. Выразить всю противоречивость центрального символа христианства более удачно просто невозможно. Почему именно этот неизбежный эффект психологии христианства дол­жен означать спасение, уразуметь было бы трудно, если бы не то обстоятельство, что как раз процесс осознания противопо­ложностей, сколь бы болезненным ни был момент его постиже­ния, ведет за собой непосредственное ощущение спасенности. Это, с одной стороны, избавление от мучительного состояния глухой и беспомощной бессознательности, а с другой — актуа­лизация для субъекта божественной антиномичности, соучаство­вать в которой человек может в том случае, если не станет избегать ранения мечом разделяющим, т. е. Христом. Именно в самом предельном и роковом конфликте христианин испытыва­ет чувство божественного спасения, если он уцелел в столкно­вении и взвалил на себя бремя избранного. Таким и только таким образом реализуется в нем Imago Dei, вочеловечение Бога. Седьмую просьбу «Отче наш» — «но избавь нас от лукавого» — в таком контексте следует понимать в том же смысле, какой имеет молитва Христа в Гефсимании: «...Если возможно, да минует Меня чаша сия». Ведь, кажется, в намерения Бога в принципе не входило избавлять человека от конфликта, а, стало быть, от лукавого. Поэтому выражать соответствующее желание, правда, гуманно, однако его невозможно возвести в принцип, ибо оно направлено против Божьей воли и происходит исклю­чительно от человеческой слабости и страха. Последний, разу­меется, является в некотором смысле оправданным, ибо для того чтобы конфликт был доведен до логического конца, должны су­ществовать сомнения и неизвестность относительно того, не тре­бует ли человек, в конце концов, слишком многого.

Поскольку образ Божий пронизывает собой всю человеческую сферу и волей-неволей представлен в человечестве, то можно предположить, что и существующая вот уже четыре столетия церковная схизма, и нынешний политический раскол мира вчу­же выражают антиномичность этого доминирующего архетипа.

Традиционная концепция искупительного подвига соответству­ет одностороннему подходу, как бы мы его ни оценивали — в качестве чисто человеческого или же санкционированного Бо­гом. Иную позицию, рассматривающую крестную жертву не как сваливание человеческой вины на Бога, а как заглаживание несправедливости, причиненной Богом человеку, мы в общих чер­тах изложили выше. Она представляется мне выдерживающей эти реальные противоречия более успешно. Ягненок, конечно, может мутить волку питье — но другого вреда он причинить ему не в состоянии. Так и творение — оно может разочаровать Творца, однако маловероятно, чтобы нанесенная им обида была для того сколько-нибудь заметна. Лишь в силах Творца совер­шить такое в отношении бессильного творения. Тем самым, правда, Божество оказалось бы обвиненным в нечестии, но это вряд ли хуже, чем подозрение в том, что замучить Сына на кресте до смерти понадобилось лишь для того, чтобы утолить гнев Отца. Что это за Отец, который предпочитает прикончить Сына, нежели великодушно простить человечество, заморочен­ное и соблазненное его же собственным Сатаной? В чем смысл такой демонстрации — зверского и архаичного жертвоприноше­ния Сына? Может быть, Божья любовь? Или Божья непримири­мость? На примерах из «Бытия», 22" и «Исхода», 22, 29 нам известно, что Яхве проявляет тенденцию использовать такие средства, как умерщвление сына и первенцев соответственно, либо в качестве теста, либо в качестве условий, предъявляемых им по своему хотению, несмотря на то что ни его всеведение, ни его всемогущество вовсе не имели в виду проведение столь жестоких процедур, которые, помимо всего прочего, служат дур­ным примером для власть имущих на земле. Вполне понятно, что наивный рассудок склонен пускаться от подобных вопросов наутек, а сделав это по необходимости, приукрашивать такой поступок как sacrificium intellectus. Если он, таким образом, предпочитает не читать 89 псалом, т. е., иными словами, улиз­нуть, то дело на этом еще не кончено. Кто однажды себя обма­нул, будет делать это опять и опять, и притом давая себе в этом отчет. Но последнее, т. е. самопознание, и требуется в форме исследования совести от христианской этики. Весьма бла­гочестивые люди утверждали некогда, что самопознание при­уготовляет путь для богопознания.

Вера в Бога как Summum Bonum невозможна для рефлекти­рующего сознания. Оно вовсе не чувствует себя избавленным от страха Божия и потому по праву спрашивает себя о том, что же, собственно, означает для него Христос. Это и впрямь вели­кий вопрос: можно ли сегодня вообще интерпретировать Хри­ста? Или следует удовольствоваться историческим истолкованием?

Несомненно, пожалуй, лишь одно: Христос — фигура в выс­шей степени нуминозная. Здесь его истолкования как Бога и как Сына Божия совпадают. Древнее понимание, восходящее к его собственным взглядам, гласит, что он пришел в мир для спасе­ния человечества от угрозы со стороны Бога, страдал и умер. Кроме того, его телесное восстание из мертвых означает, что и все чада Божьи могут быть уверены в таком будущем для себя. Мы уже достаточно указывали на то, какое странное впечат­ление производит эта спасательная акция Бога. Ведь фактиче­ски он занят тем, что в облике своего Сына сам же спасает человечество от себя самого. Такая мысль столь же гротескна, как и древнее раввинистическое представление о Яхве, который прячет праведников от своего гнева под своим же престолом: ведь там он их не видит. Дело выглядит так, словно Бог-Отец и Бог-Сын — это разные Боги, что, разумеется, принять никак невозможно. Подобное допущение не является и психологиче­ски оправданным, ибо для объяснения странного поведения Бога хватает несомненной нерефлектированности его сознания. По­этому страх Божий по праву считается источником всяческой премудрости. Однако все эти превозносимые до небес благость, любовь и праведность Творца не следует рассматривать только как задабривание — нужно видеть в них подлинное пережива­ние, ибо Бог есть coincidentia oppositorum. (совпадение противоположностей) Оправданно и то, и другое: страх перед Богом и любовь к нему.

Высокоразвитому сознанию всегда будет трудно любить ка­кого-нибудь бога в качестве доброго отца, которого нужно бу­дет бояться ввиду свойственных ему припадков безотчетного вне­запного гнева, его непостоянства, несправедливости и лютого нрава. Тот факт, что человек не оценивает по достоинству слиш­ком человеческих проявлений непоследовательности и слабости своих богов, с лихвой доказан упадком античных богов. Мо­ральный провал Яхве в истории с Иовом тоже не обошелся без скрытых последствий: с одной стороны, непредусмотренного возвышения человека, с другой — эффекта тревожности бессо­знательного. Первое из них поначалу остается чистым фактом, не доходящим до сознания, но регистрируемым бессознатель­ным. Заодно это — причина тревожности бессознательного, по­скольку тем самым оно получает более высокие в сравнении с сознанием возможности: в бессознательном человек в результате этого оказывается большим, нежели в сознании. При таких об­стоятельствах возникает уклон, направленный от бессознатель­ного к сознанию, и бессознательное прорывается в сознание в виде сновидений, образов и откровений. Датировка «Книги Иова», к сожалению, ненадежна. Как уже упоминалось, она охва­тывает период от 600 до 300 гг. до Р. X. В первой половине VI столетия появляется Иезекииль, пророк с так называемыми «патологическими» чертами, которые среди профанов считаются характерными для его видений. Как психиатр я обязан настоя­тельно подчеркнуть, что видения и сопровождающие их явле­ния нельзя'некритически оценивать в качестве патологических. Они, так же как и сновидения,— явления хотя и необычные, но естественные, а потому могут быть названы «патологически­ми» лишь в том случае, если доказана их патогенная природа. С чисто клинической точки зрения видения Иезекииля имеют архетипическую природу и свободны от каких бы то ни было патологических отклонений. Причин считать их патологически­ми нет". Они служат симптомом того, что уже в ту эпоху бес­сознательное было в некоторой степени отделено от сознания. Сутью первого большого видения выступают две упорядоченные и компактно составленные четверицы, т. е. образы целостности, какими мы часто можем наблюдать их и сегодня в виде спон­танных феноменов. Их квинтэссенция изображается в форме «как бы подобия человека». Вообще считать, будто всякое видение патологично уже как таковое,— за­блуждение. Видения бывают и у здоровых людей — правда, нечасто, но и не так чтобы уж очень редко. Иезекииль ухватил тут важную содер­жательную особенность бессознательного, а именно идею высшего человека, которому Яхве морально проиграл и которым после этого захотел стать.

Эта же самая тенденция проявилась, так сказать, одновре­менно и в Индии в лице Гаутамы Будды (р. 562 г. до Р. X.), считавшего, что максимально развитое сознание превосходит даже величайших богов брахманизма. Такая линия развития — логическое следствие из учения о Пуруше — Атмане, берущая свое начало во внутреннем опыте практической йоги.

Иезекииль постиг через символ сближение Яхве с человеком,— то, что Иову довелось пережить, но чего, вероятно, не довелось узнать. Сутью этого переживания было то, что сознание Иова выше, нежели сознание Яхве, и что вследствие этого Бог хочет стать человеком. Кроме того, у Иезекииля впервые появляется титул «сын человеческий», посредством которого Яхве, что ха­рактерно, обращается к пророку, тем самым, видимо, давая по­нять, что он, пророк,— сын того «человека» на престоле; вот праобраз еще далекого во времени откровения Христа! Поэтому абсолютно оправданно, что четыре серафима престола Божьего стали эмблемами евангелистов — ведь те образуют четверицу, выражающую целостность Христа, так же как Евангелия симво­лически представляют четыре столпа его престола.

Тревожность бессознательного не прекращается на протяже­нии многих столетий. Даниил (ок. 165 г. до Р. X.) получает ви­дение с четырьмя животными и с «Ветхим днями», к которому «с облаками небесными шел как бы Сын человеческий». Здесь «сын человеческий» — уже не пророк, а — независимо от него — Сын Ветхого днями, на которого возложена задача омолодить Отца.

Книга Еноха, датируемая временем около 100 г. до Р. X., бо­гаче деталями. Она представляет нам содержательный доклад о той преобразовательной атаке сынов Божьих на мир человече­ский, которая получила название «низвержение ангелов». Когда Яхве, согласно «Бытию», принял решение, что его дух больше не будет, как раньше, многие сотни лет обитать на земле, в людях, сыны Божий — в качестве компенсации! — влюбились в прекрасных дочерей человеческих. Случилось это в эпоху испо­линов. Еноху было ведомо, что две сотни ангелов под водитель­ством Семазы сошли, сговорившись между собою, на землю, взяли в жены дочерей человеческих и породили с ними исполи­нов высотою в три тысячи локтей. Ангелы, среди которых осо­бенно выделялся Азазель, учили людей наукам и искусствам. Они проявили себя как элементы сугубо прогрессивные, расши­рявшие и развивавшие человеческое сознание,— ведь уже злой Каин в сравнении с Авелем представлял идею прогресса. Тем самым они «исполински» умножили значение человека, что ука­зывает на инфляцию тогдашнего культурного сознания. Инфля­ция же всегда несет с собой угрозу ответного выпада бессозна­тельного, выступающего в таком случае в том числе в форме потопа. Но прежде исполины «пожрали» «достояние человеков», а затем принялись пожирать их самих, в то время как люди, в свою очередь, пожирали животных, так что «земля сетовала о неправедных»80.

Интервенция сынов Божьих в мир людей имела, таким обра­зом, угрожающие последствия, в свете которых тем понятнее становятся меры предосторожности, предпринятые Яхве перед своим собственным появлением на земле. Ведь человек даже в мыслях не мог равняться с божественным сверхмогуществом.

Поэтому в высшей степени интересно проследить за поведени­ем Яхве в таких обстоятельствах. Речь шла, как доказывает вы­несенный позже драконовский приговор, о серьезной в рамках небесного государства афере: не менее двухсот сынов Божьих оставили придворную жизнь при Отце, дабы на свой страх и риск пуститься в эксперименты над миром людей. Следовало бы предположить, что такая «sortie en masse» (массовый исход) тотчас получит огласку (а уж в Божьем всеведении и подавно). Однако ничего подобного не случилось. Исполины уже давно существовали и вовсю убивали и пожирали людей, и лишь тогда, да и то слу­чайно, четверо архангелов услыхали вопли людских жалоб и тут обнаружили, что творится на земле. Поистине не знаешь, чему больше удивляться — слабой организованности хоров ангель­ских или скверной информированности небес. Как бы то ни было, теперь архангелы все же ощутили необходимость явиться к Богу с такими речами:

«Все перед тобой обнажено и раскрыто; все тебе ведомо, и ничто от тебя не укроется. Ты видишь, что совершил Азазель,— как он учил на земле всяческому нечестию и открывал небесные таинства начальных времен... Заклинаниям учил Семаза, коему ты вручил полную власть и господство над его товарищами... Ты же ведаешь обо всем, прежде чем оно случится. Ты видишь это и даешь им действовать, и не говоришь нам, чтд нам из-за этого с ними делать».

Либо то, что говорят ангелы, ложь, либо Яхве, как ни стран­но, не извлек никаких выводов из своего всеведения, либо же ангелам следует напомнить ему о том, что однажды он уже предпочел забыть о всеведении. В любом случае их вмешатель­ство вызвало лишь масштабную акцию возмездия, но никак не действительно справедливое наказание: Яхве равно топит в во­дах потопа всех живых тварей, за исключением Ноя и его близ­ких. Этот эпизод показывает, что сыны Божьи почему-то хи­трее, прогрессивнее и сознательнее своего Отца. Тем выше сле­дует оценить перемену, произошедшую с Яхве позднее. Подго­товительные меры к его воплощению и впрямь производят впечатление, что опыт его чему-то научил и что он подходит к делу более сознательно, чем прежде. Этому умножению созна­ния, несомненно, способствует то обстоятельство, что он вспом­нил о Софии. Одновременно становится более развернутым и откровение метафизической структуры. В то время как у Иезекииля и Даниила мы находим лишь намеки на четверичность и на сына человеческого, Енох дает в этом отношении подробный и ясный отчет. Подземный мир, своего рода Аид, поделен на четыре части, в которых души умерших пребывают вплоть до Судного дня. Три из них темны, а четвертая светла, и в ней есть некий «источник светлых вод». Здесь обитают праведники.

Сообщения такого рода откровенно относятся к сфере пси­хологии, а точнее к символике мандалы, включающей в себя в том числе и пропорции 1:3 и 3:4. Поделенный на четыре ча­сти Аид Еноха соответствует хтонической четверице, которая, надо полагать, всегда находится в оппозиции пневматической, или небесной четверице. Первая из них соответствует в алхи­мии четверице элементов, вторая — четверичному, т. е. целост­ному аспекту божественности, что можно наблюдать на приме­рах таких мифологем, как Барбело, Колорбас, Mercurius quad-ratus (меркурий четверичный) или боги с четырьмя ликами.

И впрямь, Енох видит четыре «лица» Бога. Из них трое за­няты славословиями, молитвами и ходатайствами, четвертое же гонит прочь сатанинские орды и не позволяет им «предстать перед Господом духов, дабы обвинить обитателей суши».

Это видение свидетельствует о существенном развитии об­раза Бога: у него четыре лица, или скорее четыре ангела лика, т. е. четыре ипостаси, или эманации, и из этих ангелов один занят исключительно тем, что не подпускает близко к Богу Са­тану — сына Божьего старшего поколения, преобразившегося во множество,— дабы воспрепятствовать дальнейшему экспери­ментированию в стиле «Книги Иова»84. Множество, которым стал Сатана, еще пребывает в небесных пределах, ибо низвержение Сатаны пока только предстоит. И здесь вышеупомянутые про­порции изображаются посредством того, что три ангела отправ­ляют священные, иначе говоря, благодетельные функции, а че­твертый воинствует, так как обязан отгонять Сатану.

Природа этой четверицы откровенно пневматическая и пото­му выражена в образах ангелов, представляемых, как правило, в виде пернатых и, стало быть, воздушных существ, а особое прав­доподобие придает этому то, что они, вероятно, происходят от четверых серафимов Иезекииля. Нечто подобное — в гл. 87 ел. Из четырех «животных, подобных белым людям», три ведут Еноха, одно же налагает оковы на некую звезду и кидает ее в бездну (р. 290). Удвоение и разделение четве­рицы на верхнюю и нижнюю указывает на уже состоявшийся метафизический раскол. Об этом же свидетельствует удаление Сатаны от небесного двора. Однако такой плероматический рас­кол, в свою очередь, является симптомом значительно более глубокого раскола внутри Божьей воли: Отец хочет стать Сы­ном, Бог — человеком, аморальное — исключительно благим, а бессознательное — ответственно-сознательным. Но все это пока находится in statu nascendi (в состоянии зарождения).

Бессознательное Еноха неимоверно возбуждено всем этим, а свои содержания оно открывает в апокалиптических видениях. Заодно оно побуждает Еноха к «peregrinatio», т. е. путешествию по четырем небесным пределам и к центру Земли, причем сво­ими передвижениями он сам изображает мандалу — в полном соответствии с «путешествиями» алхимиков-философов и со сход­ными фантазиями бессознательного современных людей.

Когда Яхве называл Иезекииля «сыном человеческим», то это было пока не более чем смутным и невразумительным намеком. А тут дело проясняется: человек Енох не только восприемлет божественное откровение, но в то же время становится соучаст­ником божественного действа, как будто он — по меньшей мере один из сынов Божьих. Видимо, понять такое невозможно, не предположив, что в той же степени, в какой Бог собирается стать человеком, человек погружается в плероматическое дейст­во,— так сказать, принимает в нем крещение и становится при­частным божественной четверичности (т.е. распинается со Хри­стом). Поэтому и в наши дни при обряде водоосвящения свя­щенник крестообразно делит воду рукой и затем кропит ею четыре стороны света.

Божественная драма до такой степени захватывает Еноха и воздействует на него, что в нем можно усмотреть весьма не­обычное понимание грядущего воплощения Бога: стоящий подле «Ветхого днями» «сын человеческий» выглядит совсем как ангел (т. е. один из сынов Божьих). Он есть тот, «кто имеет правед­ность, и праведность обитает подле него...; ибо Господь духов избрал его, и жребий его... превзошел всех праведностью». Видимо, неслучайно так настойчиво выделяется именно правед­ность, ибо это то качество, которого лишен Яхве, что наверняка не укрылось от человека и автора «Книги Еноха». Под влады­чеством Сына человеческого «принимается молитва праведных, и кровь праведных взывает о мщении перед Господом духов». Енох видит «источник праведности, и был он неисчерпаем». Сын человеческий «...будет посохом праведных и святых... Для этой цели он избран и сокрыт от него (Бога) еще до сотворения мира, и в вечности он (будет) пред ним.

Мудрость Господа духов... дала ему явиться в откровении; ибо он хранит жребий праведных». «Ибо мудрость излилась, как вода... Ибо у него власть над всеми таинствами праведности, а неправедность прейдет, как тень... В нем жив дух мудрости и дух того, чтб дает прозрение, и дух учения и

силы...»

Под владычеством Сына человеческого

«...земля вернет тех, которые в ней скопились, и Шеол возвратит то, что воспринял, и преисподняя извергнет должное... Избранный воссядет в те дни на Моем престоле, и все тайны мудрости выйдут из мыслей уст Его».

«Все станут ангелами в вышних». Азазель с его ордами бу­дет брошен в пещь огненную, ибо «они подчинялись Сатане и соблазняли жителей земли».

В конце времен Сын человеческий будет вершить суд над всеми созданиями. Даже «мрак будет упразднен», а «свету не будет конца». А оба великих вещественных доказательства Яхве, левиафан и бегемот, оставят по себе лишь воспоминания: они будут расчленены и пожраны. В этом месте дающий открове­ние ангел обращается к Еноху, используя титул «сын человече­ский»,— вот еще одно доказательство того, что он, подобно Иезекиилю, ассимилирован божественным таинством и соответ­ственно вовлечен в него; об этом говорит уже одно только то, что он является очевидцем таинства. Енох восхищен и занимает свое место в вышних. В «небе небес» он видит дом Божий из хрусталя, омываемый пламенем и охраняемый вечно бдящими пернатыми существами. «Ветхий днями» выходит оттуда с четверицей (Михаилом, Гавриилом, Рафаилом и Фануилом) и об­ращается к нему: «Ты сын мужа, рожденный для праведности; праведность пребывает над тобою, и праведность главы Ветхого днями не оставит тебя».

Примечательно, что Сын человеческий и его значение все вновь и вновь связываются с праведностью. Видимо, она высту­пает лейтмотивом и главной целью всего дела. Подобное повы­шенное внимание к праведности имеет смысл лишь там, где грозит разразиться или уже разразилась неправедность. Никто кроме Бога не имеет права раздавать крупные порции правед­ности, и именно в отношении Бога возникает оправданное опа­сение, что он забудет о своей праведности. Тогда его правед­ный Сын выступит перед ним ходатаем за людей. Таким обра­зом «праведные обретут мир». Праведность, которая воцарится при Сыне, подчеркивается столь усиленно, что возникает впе­чатление, будто прежде, при владычестве Отца, перевес был на стороне неправды, и лишь с приходом Сына наступает век пра­ва. Кажется, что Енох бессознательно дает тем самым ответ Иову.

Подчеркивание возраста Бога логически увязывается с нали­чием у него Сына, но наводит и на мысль о том, что он, Бог, как-то отступает на второй план и постепенно передает бразды правления миром людей в руки Сына, а это сулит введение более справедливого порядка. Из всего этого видно, что душев­ная травма, а именно память о некоей вопиющей к небесам несправедливости, еще где-то жива и омрачает доверие к Богу. Бог и сам желает иметь Сына, а сына желают иметь для того, чтобы он заменил отца. Этот Сын, как мы уже достаточно в том убедились, прежде всех других добродетелей должен обла­дать безусловной праведностью. Бог и человек хотят избыть сле­пую неправедность.

Енох, будучи в экстатическом состоянии, обнаруживает, что он — сын человеческий, или, может быть, сын Божий, хотя ни рождением, ни судьбою он для этой участи, видимо, не предна­значен. Автор «Книги Еноха» выбрал в качестве героя своего повествования Еноха, сына Иареда, «седьмого от Адама», который «ходил пред Богом» и вместо того чтобы умереть, просто исчез, т. е. был восхищен Богом. [«...И не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5, 24).] Он переживает то же божественное вознесение, кото­рое у Иова мы лишь предполагали или, скорее, рассудили, что оно было неизбежным. Иов и сам смутно подозревает что-то в этом роде, когда заявляет: «А я знаю, Искупитель (в немецком языке слово обозначающее так же адвокат, защитник) мой жив». Это в высшей степени примечательное высказывание при тог­дашних обстоятельствах могло относиться только к Яхве-бла­госклонному. Однако традиционное христианское толкование данного места как антиципации Христа оправданно лишь по­стольку, поскольку благосклонный аспект Яхве в качестве его собственной ипостаси воплощается в Сыне человеческом, кото­рый у Еноха выступает агентом праведности, а в христианст­ве — ходатаем за человечество. Кроме того, Сын человеческий существует от века, и потому Иов имеет право к нему апеллировать. Если Сатана играет роль обвинителя и ябеды, то Хри­стос, другой Сын Божий, играет роль адвоката и заступника.

В этих мессианских представлениях Еноха, несмотря на про­тиворечие, так и подмывает (и это естественно) усмотреть хри­стианские интерполяции. Однако такого рода подозрение ка­жется мне неоправданным по психологическим мотивам. Стоит только поразмыслить о том, что означает неправедность, мало того, аморальность Яхве для человека набожного образа мыслей! Ходить под грузом подобного представления о Боге было тяже­лейшим испытанием. Некий еще более поздний источник по­вествует нам о благочестивом мудреце, которому никак не уда­валось прочесть до конца 89 псалом, «ибо ему становилось тяж­ко на сердце при чтении». Учитывая, с какой настойчивостью и категоричностью и учение самого Христа, и церковная догма последующих веков вплоть до наших дней отстаивали благость милосердного Отца небесного, избавление от страха Божьего, понятия Summum Bonum и privatio boni, можно судить о том, сколь несовместимы составляющие образа Яхве и сколь невы­носимой кажется такая парадоксальность религиозному созна­нию. Видимо, это переживание было ему свойственно уже в дни Иова.

Внутренняя нестабильность Яхве является предпосылкой как творения мира, так и того плероматического действа, трагиче­ский хор которого составляет человечество. Разбирательство с творением ведет к внутренним переменам в самом Творце. Сле­ды подобной тенденции в ветхозаветных писаниях проявляются начиная с VI в. все сильнее. Двух первых кульминаций она достигает в трагедии Иова, с одной стороны, и в откровении Иезекииля, с другой. Иов неправедно страдает, Иезекииль же видит вочеловечение и развитие Яхве, а посредством титула «сын человеческий» ему уже дают понять: воплощение и четверичность Бога суть, так сказать, плероматические праобразы того, что произойдет с человеком вообще (а не только с Сыном Бо­жьим, от века существующим в Провидении) благодаря транс­формации и вочеловечению Бога. Это и совершается у Еноха в интуитивном предвосхищении. Он экстатически становится сы­ном человеческим в плероме, а его вознесение на колеснице (как случилось и с Илией) прообразует восстание из мертвых. Ведь для исполнения своей роли вершителя праведности ему необходимо очутиться в непосредственном соседстве с Богом, а в качестве предсуществующего Сына человеческого он уже не подвержен смерти. Но поскольку он — обыкновенный человек и, стало быть, как таковой смертен, то и остальные смертные в состоянии созерцать Бога не хуже его, и они могут осознать Спасителя, тем самым обретя бессмертие.

Все эти идеи уже в те времена могли бы быть найдены со­знанием на основе существовавших предпосылок, если бы толь­ко кто-то хоть немного об этом задумался. Для этого не требо­валось никаких христианских интерполяций. «Книга Еноха» ан­тиципировала на широкую ногу, однако содержание ее антици­пации носилось в воздухе как пока еще чистое откровение, не опустившееся на землю. Ввиду всех этих фактов при всем жела­нии невозможно взять в толк, каким образом христианство, со­гласно распространенному мнению, ворвалось в мировую исто­рию в качестве абсолютной новации. Христианство служит убе­дительнейшим примером того, как исторически подготавлива­ются, находя поддержку и обеспечение со стороны сложившихся воззрений окружающего мира, некоторые события.

Иисус появляется на сцене прежде всего в качестве иудей­ского реформатора и пророка какого-то исключительно доброго Бога. Тем самым он спасает грозящую разрушиться религиоз­ную связь с Богом. В этом смысле он фактически выступает как soter (Спаситель). Он предохраняет человечество от утраты общности с Богом и от скатывания в одностороннее сознание с его «разумностью». Эти процессы были бы равнозначны не бо­лее и не менее как диссоциации сознания и бессознательного и, таким образом, неестественному, т. е. патологическому со­стоянию, так называемой «бездушности», которая постоянно грозит человеку с древнейших времен. Все снова и все сильнее он опасно игнорирует иррациональные данности и потребности своей психики, воображая, будто воля и разум дают ему всевла­стие и тем самым деля шкуру неубитого медведя, что отчетли­вее всего проявляется в таких великих социально-политических претензиях, как национал-социализм и коммунизм: при одном страдает государство, а при другом — человек.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!