Схема IV. ЧЕРТЕЖ Плеромы, согласно Валентину 1 страница





I. Какова связь между Сыном и Солнцем?

Этот вопрос прежде всего побуждает нас к исследованию того, 227] кто есть Сын и какова его функция. В системах, заслуживающих называться философскими, повсеместно признаются два фактора – Дух и Материя, Пуруша и Пракрити. Иногда имеется тенденция путать такие понятия, как «жизнь и форма», «сознание и проводник сознания» с терминами «Дух и материя». Все эти понятия связаны между собой, однако вы сможете яснее взглянуть на проблему, если осознаете, что для обозначения того, что было до проявления, или рождения, Солнечной системы, правильнее употреблять слова «Дух» и «материя». После того, как оба они вступают во взаимосвязь во время проявления, после окончания интервала пралайи, или промежутка между двумя Системами, более верными будут термины «жизнь и форма», «сознание и его проводник», поскольку в течение периода удаления сознания не существует, нет формы и нет жизни, проявляющей себя как фактически существующий принцип. Есть Дух-субстанция в состоянии неподвижности, абсолютной нейтральности, негативности и пассивности. При проявлении оба сближаются, воздействуя друг на друга. Активность сменяет неподвижность, позитивность сменяет негативность, вместо пассивности наблюдается движение, и два первичных фактора становятся не нейтральными друг к другу, но притягивают и отталкивают, взаимодействуют и используют. Тогда, и только тогда, возникает форма, оживотворенная жизнью, и сознание, проявляющееся через соответствующие проводники.

Как это можно выразить? Если смотреть на процесс с точки зрения огня, то, когда два электрических полюса вступают в определенные отношения, мы видим – если видеть и чувствовать оккультно, – проявление одновременно и тепла, и света. Эта взаимосвязь возникает и совершенствуется в течение эволюционного процесса. Тепло и свет производятся в результате соединения обоих полюсов, или оккультного брака между мужским и женским, Духом (отцом) и материей (матерью). С физической точки зрения это объединение рождает объективную Солнечную систему, Сына Отца и Матери. Если взглянуть на это объединение с субъективной точки зрения, то оно создает Солнце как совокупность качеств света и тепла. С точки зрения огня, в результате слияния или единения электрического огня (Духа) с огнем 228] трения (энергетизированной материей) возникает солнечный огонь. Кроме всего прочего, солнечный огонь характеризуется своим эволюционным развитием, а также постепенной интенсификацией ощущаемого тепла и видимого света.

Для более ясного понимания этой абстрактной темы обратимся к рассмотрению Микрокосма, или человека, развивающегося в трех мирах. Человек есть результат сближения (несовершенного в настоящее время) двух полюсов, Духа (Отца Небесного) с материей (Матерью). Плод этого соединения – индивидуализированный Сын Бога, или единица божественного «Я», точная копия в миниатюре на самом низшем плане Великого Сына Бога, «Всеобщего Я», являющегося совокупностью всех малых Сынов, всех индивидуализированных «Я», всех единиц. Микрокосм, определенный в других терминах или рассмотренный с субъективной точки зрения, – это миниатюрное солнце, характеризующееся качествами тепла и света. В настоящее время этот свет находится «под спудом», или глубоко скрыт завесой материи, но в процессе эволюции он воссияет столь ярко, что завеса исчезнет в лучезарном сиянии славы. Сейчас микрокосмическое тепло незначительно, магнетическое излучение между микрокосмическими единицами ощущается (в оккультном смысле) совсем слабо, но с течением времени эманация тепла (благодаря интенсификации внутреннего пламени в совокупности с поглощенным излучением других единиц), возрастет до такой степени, что взаимодействие между индивидуализированными «Я» приведет к совершенному слиянию. Сольются и их пламена и тепло; слияние будет продолжаться до тех пор, пока не образуется «единое пламя с бесчисленными искрами» внутри него, а тепло не станет всеобщим и гармоничным. Когда это произойдет и каждый Сын Бога будет совершенным солнцем, которое характеризуется выраженными в совершенстве 229] светом и теплом, тогда вся Солнечная система, больший Сын Бога, тоже станет совершенным Солнцем.

Система тогда будет характеризоваться «блеском сияющей славы» и излучением, которое соединит ее с космическим центром и этим вызовет освобождение Сына и его возвращение к тому далекому источнику, откуда пришел первоначальный импульс. Потому следует помнить, что:

Во-первых, Сын есть лучащийся результат соединения Духа и Материи и может рассматриваться как совокупность Солнечной системы, как Солнце и семь священных планет.

Во-вторых, Сын, как и Солнце нашей Системы, проявляется через качества света и тепла.

В третьих, Сын есть порождение электрического соединения «огня трения» и электрического огня, и сам является «солнечным огнем», или проявлением других двух, а следовательно – тем, что видимо, и тем, что ощутимо.

И, следовательно, Сын является средним проявлением и в оккультном смысле создается тем, что наверху, и тем, что внизу. На своем собственном плане (Космическом ментальном плане) Сын – это эгоическое тело Логоса в том же смысле, в каком эгоическое тело Микрокосма есть результат соединения Монады, или Духа, с материей. Поскольку эгоическое тело человека (называемое также каузальным) находится в процессе формирования и пока несовершенно, мы можем предположить то же и о Солнечной системе, выражающей Жизнь Бога. Она находится в процессе совершенствования. Сын, проявляясь через Солнце и в его сфере влияния, пребывает пока в состоянии постепенного развития, и только когда каждая клетка его тела станет полностью живой, гармонично вибрируя, он вступит «в полный возраст» и станет совершенным. Только тогда, когда его излучение и световой поток будут видеться и ощущаться совершенными, он сможет занять свое место среди небесных созвездий (Сын Бога в космическом смысле).

230] Сын на Небесах сможет, выражаясь оккультно, «воссиять» только тогда, когда каждая клетка его тела станет сферой сияющей славы, великолепием огня и света, и источником магнетического излучения, или тепла. Как мы знаем, наше Солнце с космической точки зрения относится к солнцам всего лишь четвертого порядка и находится на низшем космическом плане. Когда же Сын достигает полного выражения через посредство Солнца (то есть добьется совершенства в проявлении Своего света и тепла), Он воссияет на другом плане – Космическом ментальном. Аналогию этому мы находим в Микрокосме, или человеке. Когда свет человека полностью воссиял, когда его магнетическое излучение достигло стадии живого взаимодействия, или групповой активности, тогда он достиг полного самовыражения и включил ментальный план в сферу своего влияния и контроля. Тогда он считается Учителем. Он также четвертого порядка; он – кватернер. Эфирный план является центром его жизни в физическом смысле, так же как нас учат, что Солнце и планеты эзотерически рассматриваются как существующие в эфирной материи. Как наверху, так и внизу – это оккультный закон. Таким образом, связь Сына с Отцом и Матерью – это в отношении Солнца то же, что связь человека с проводником, через который он функционирует. Это его способ действия, его проводник выражения; это форма, которую его жизнь оживотворяет с особой целью –

а) Обретения опыта;

б) Осуществления контакта;

в) Развития полного самопознания;

г) Достижения полной власти, или контроля;

д) Обретения «состояния человека» в космическом смысле. Космический Христос должен соответствовать статусу «полного возраста», если употребить выражение из христианской Библии[88];

е) Расширения своего сознания.

231] Все эти стадии должны быть достигнуты на космических уровнях в том же смысле, в каком Микрокосм стремится на системных уровнях к подобным идеалам.

II. Что такое эволюция и как она происходит?

1. Жизненные циклы

Я хочу кратко сформулировать, что метод эволюции состоит в приспособлении аспекта материи к аспекту Духа так, чтобы аспект материи, в виде тела выражения, стал полностью адекватен аспекту Духа, и не собираюсь рассматривать здесь эволюционный процесс каким-либо другим образом. Жизненный цикл Сына составляет сто лет Брахмы в том же смысле, в каком жизнь человека насчитывает определенное количество лет в зависимости от его Кармы. В течение жизненного цикла человек выражает то, что есть в нем на данной конкретной стадии, и постепенно жизнь за жизнью развивается от стадии до воплощения, когда «Я» только осеняет аспект материи, до момента, когда это «Высшее Я» вступает в полное владение подготовленной формой. Время наступления этого момента различается у каждого индивидуума. С наступлением его человек стремится к обретению полного самосознания и (при нормальном развитии процесса) все более адекватно выражает себя через форму. В период каждой жизни, или меньшего цикла, в большем цикле Эго, или «Я», это выражение становится все более совершенным, контроль над формой усиливается и развивается сознательная реализация «Я», пока не наступает кульминационный цикл жизней, в которых внутреннее «Я» быстро добивается контроля и обретает полную власть. Форма становится полностью адекватной; происходит полное слияние двух полюсов – Духа и материи; и свет (огонь) и тепло (излучение) видятся и ощущаются во всей малой системе. Тогда форма либо сознательно используется для особых целей, либо оставляется, и человек освобождается. Электрический огонь и огонь трения полностью сплавляются, и получившийся в результате солнечный огонь вспыхивает в сияющей славе.

Распространите эту идею с человека, индивидуализированной 232] единицы сознания, на Великих Небесных Людей, клеткой в теле одного из них он является. Телом выражения каждого из Небесных Людей является одна из священных планет, и их цель – та же, что и у человека, – достижение полного выражения на своих собственных уровнях и развитие своих проводников сознания до такой степени, чтобы Дух мог воссиять как божественный свет и тепло. Это тепло излучается сознательно, с сильным магнетическим притяжением между всеми семью системными группами или планетарными схемами. Их магнетическое поле действия охватывает сферу влияния и каждой планеты, и всех их вместе. Расширяя это представление, распространите его на Сына и на всю Солнечную систему, которую он оживотворяет, Он стремится найти полное выражение в ней, чтобы в конечном счете Его свет мог наблюдаться, а Его тепло, или магнетическое излучение – ощущаться за пределами Его непосредственной сферы влияния, логоического «кольца-не-преступи». И свет Сына, и теплота Сына должны ощутиться противоположным космическим полюсом, тем созвездием, которое является магнетической противоположностью нашей Системы.

2. Цель единиц сознания

Идея соединения и слияния лежит в основе всей схемы эволюции; Человек, Небесные Люди и Космический Человек (Сын Отца и Матери) должны:

а) Излучать оккультную теплоту за пределы своего собственного индивидуализированного «кольца-не-преступи».

б) Оккультно воссиять и демонстрировать свет, или огненную объективность.

в) Расшириться настолько, чтобы включить в себя то, что находится вне их собственных непосредственных сфер.

г) Слить и сплавить оба огня, чтобы создать совершенный центральный огонь, солнечный огонь.

д) Соединить Дух с материей, чтобы создать тело, адекватно выражающее Дух.

е) Слить сущность в форме, оккультно достигшей кондиции в ходе эволюции, с сущностью во всех формах – человеческой, планетарной, а также космической.

ж) Достичь человеческой, системной и космической зрелости.

з) Добиться господства на трех планах Солнечной системы, когда речь идет о человеке.

и) Добиться господства на пяти планах Солнечной системы, когда речь идет о Небесном Человеке.

к) Добиться господства на трех Космических планах, когда речь идет о Космическом Христе, Сыне, или Логосе, в объективном проявлении.


233]
3. Проявляющиеся Единицы Сознания [89]

Если тщательно рассмотреть вышеперечисленные цели, можно увидеть, как каждая из них занимает свое место в плане, а также 234] то, что эволюция – это лишь термин, который применяется для выражения постепенного развития во времени и пространстве врожденной способности человеческого существа, Небесного Человека и Великого Человека Небес. Следует помнить место и положение всех и каждого по отношению друг к другу, ибо никто не может развиваться в одиночку. Таким образом повторим еще раз:

а) Сын, Великий Человек Небес. Он проявляется через Солнце и семь священных планет, каждая из которых воплощает один из семи его принципов, так же как и Он в своей совокупности воплощает один из принципов еще большей Космической Сущности.

б) Небесный Человек. Он проявляется через планету и воплощает один из принципов Сына, Логоса. Сам Он также развивается через семь принципов, являющихся источником его сущностного единства со всеми другими Небесными Людьми. Сын, если рассматривать его с космической точки зрения, развивает принцип большего Космического Существа, принцип, который мы называем Любовью-Мудростью. Это то основное качество, которое он должен развить в течение своего жизненного цикла. Таким образом, каждый Небесный Человек воплощает преимущественно один дополнительный принцип основного принципа. Подобным же образом и у него, как и у Сына, есть шесть дополнительных принципов.

235] в) Человеческое Существо, Человек. Он проявляется на физическом плане через форму и также имеет семь принципов; в каждом жизненном цикле он работает над их развитием. Он тоже характеризуется своим основным цветом, соответствующим тому основному принципу, который воплощает Небесный Человек, являющийся его изначальным источником. Итак, мы имеем следующее:

 

ЛОГОС

Отец-Дух...................................Мать-Материя,

создающие

Cына, или Великого Человека Небес,
сознательное логоическое Эго,
развивающееся через

 

Солнце и семь Священных планет,
каждая из которых воплощает

Космический принцип в шести дифференциациях
методом

а) Расширения, вибрационной стимуляции, магнетического взаимодействия, по Закону притя­жения и отталкивания.

б) Циклического прогресса, вращательного движения в соединении со спиральным восхождением

и развивает

– Качество Любви-Мудрости благодаря использованию формы посредством Активного Интеллекта.

– Полное самосознание.

– Совершенную Солнечную систему, или форму, соответствующую потребностям населяющего ее Духа.

Подобные таблицы можно составить для того, чтобы показать сходство эволюционного процесса, и для Небесного Человека и для человеческого существа. Если мы спросим, почему речь идет о десяти схемах и, по существу, о десяти планетах (семи священных и трех скрытых), то ответ будет следующим: это происходит 236] по той причине, что семь священных планет в конечном счете объединяются в три, а три – в одну. Это можно проследить по аналогии с семью Лучами. Семь Лучей, которые в проявлении различаются, в конце концов синтезируются. Меньшие четыре Луча соединяются, как нам сказано, в Третий Главный Луч, а три Главных Луча в конечном итоге сливаются в Единый Синтетический Луч – Луч Любви-Мудрости (Дракон Мудрости, змея, заглатывающая свой хвост).[90] На это указывала еще Е.П.Б. Следовательно, мы имеем три венчающих Луча, но во время эволюционного процесса их семь. Что же касается Небесных Людей, функционирующих через планеты, то есть три планеты, которые следует рассматривать как синтезирующие, и четыре, которые в конце цикла соединяются, после чего три абсорбируют в себя сущность четырех; в итоге одна абсорбирует сущность трех, и работа завершается. Это произойдет через много тысячелетий, во время неизбежного периода постепенной обскурации нашей Системы. Четыре Небесных Человека находят Свои магнетические противоположности, соединяются и сплавляются. Вначале это происходит между ними Самими, и их отрицательные и положительные Лучи сливаются, образуя два из четырех. Затем эти два соединяются, образуя единое целое, которое соединяется с Третьим Главным Лучом, Аспектом Интеллекта, – Лучом, который в нашей Планетарной Иерархии представляет Махачохан. Таким образом, слияние продолжится до тех пор, пока в Системе не будет достигнуто полное единство, и Сын не станет совершенным. Когда Он станет совершенной Любовью-Мудростью, Его свет будет сиять во всем Космосе, а Его магнетическое влияние дойдет до периферии Его космической противоположности, и бракосочетание Сына свершится. Две Космические единицы сольются.

Если мы зададим естественный вопрос, какая космическая единица является нашей солнечной противоположностью, то получим ответ: это знание остается в наши дни скрытым, хотя намек 237] имеется в «Тайной Доктрине» и других священных книгах. Намек скрывается во взаимоотношениях Плеяд с нашей Землей, однако знание того, в чем именно заключается эта связь, будет более полно раскрыто только после дальнейшей прецессии равноденствий.[91]

III. Почему наша Солнечная система развивается в виде двойственности?

1. Проблема Существования

Третий вопрос связан с одной из наиболее трудных проблем метафизики и заключает в себе ставящую ум в тупик тайну – зачем вообще существует объективность?

Этот вопрос в различных формах задавался представителями всех школ мысли: людьми верующими – «Зачем Бог вообще творил?», «В чем причина существования, к которому принуждается все и вся?», учеными – в их поиске конечной истины, попытке найти причину всему видимому и осмыслить чувственную жизнь; философами – в их столь же упорном поиске той оживотворяющей сути, что выражает себя через все моральные и этические учения в каждой цивилизации и среди всех народов; биологами – в их настойчивых усилиях отыскать источник жизни и в неукротимых попытках объяснить жизненное начало, которое, похоже, постоянно ускользает от них в их исследованиях; математиками – которые, анализируя формальную сторону проявления в разных отделах математики, приходят к выводу, что Бог действует по законам геометрии, что Закон правит во Вселенной, что Единое существует посредством множества, но которые не в состоянии решить, что же может быть этой Подлинностью-Геометром. Таким 238] образом, проблемы остаются, а все попытки найти решение заканчиваются тупиком гипотез и признанием: природа первичного настолько неуловима, что люди просто вынуждены предположить наличие источника энергии, жизни, интеллекта, называя его по-разному, в соответствии с предрасположенностью (религиозной, научной или философской) своих умов. Бог, Универсальный Ум, Энергия, Сила, Абсолют, Неведомое – эти и многие другие термины произносятся теми, кто в мире форм ищет Обитателя внутри формы и до сих пор не может Его найти. Неудача этих поисков обусловлена ограниченностью физического мозга и неразвитостью механизма, благодаря которому может быть познано духовное и, тем самым, осуществлено соприкосновение с Ним.

Проблема двойственности является проблемой самого существования и не может быть решена человеком, который отказывается признать наличие двух оккультных фактов:

1. Что вся Солнечная система воплощает сознание некой Сущности, рождающейся на планах, полностью находящихся за пределами Солнечного «кольца-не-преступи».

2. Что проявление периодично и что Закон Перерождения является методом, который используется для эволюции человека, Планетарного Логоса и Солнечного Логоса. Этим объясняется то особое значение, которое в Прологе к «Тайной Доктрине» придается трем фундаментальным положениям:[92]

а) Безграничному Неизменному Принципу,

б) Периодичности Вселенной,

в) Тождественности всех Душ с Сверхдушой.

Когда ученые признают оба эти факта, их объяснения примут иное направление, и истина как она есть, начнет освещать их ум. Немногие люди готовы пока к просветлению, которое есть всего 239] лишь свет интуиции, пробившийся через барьеры, воздвигаемые мыслительной способностью. В конце концов будет признано, что двойственность Солнечной системы зависит от следующих факторов:

а) Самого существования;

б) Времени и пространства;

в) Качества желания или настоятельной потребности;

г) Свойственной самой Жизни способности к приобретению. Благодаря этой способности она, посредством движения, собирает материал, при помощи которого исполняет свое желание, – создает форму и стремится выразить себя через нее, заточая себя в темницу оболочки, чтобы получить опыт.

Верно предположение о том, что данная теория включает как само собой разумеющееся наличие могучего Интеллекта, который работает по последовательному плану, сознательно принимая форму, воплощаясь, с тем чтобы осуществить свои собственные особые цели. Эта гипотеза является краеугольным камнем восточного учения и принята многими, хотя и по-разному выражается и трактуется мыслителями всех школ во всем мире. Однако даже эта концепция лишь частично отражает истинную Идею; тем не менее, из-за ограниченности человека на нашей стадии эволюции, ее достаточно для рабочей основы, на которой он мог бы возвести свой храм истины.

Сущность, которую мы называем Солнечным Логосом, ни в каком из смыслов не есть то же самое, что личный Бог христиан, являющийся ни чем иным, как самим человеком, возвеличенным до превращения его в существо ужасающего могущества, подверженное добродетелям и порокам обычного человека. Солнечный Логос больше, чем человек, так как он – совокупность всех эволюций во всей Солнечной системе, включая человеческую, которая является средней по отношению к остальным эволюциям. По одну сторону от нее – множество существ, которые больше чем люди. Эти существа в предыдущих кальпах достигли и 240] прошли стадию, на которой сейчас находится человек. По другую сторону располагаются множество дочеловеческих эволюций, которые в будущих кальпах достигнут стадии человечества. Человек стоит посреди между ними, в точке равновесия; в этом его проблема. Он не задействован полностью материальной стороной эволюции, он не является целиком выражением Третьего Логоса, Брахмы, аспекта Бога, проявляющегося как чистая энергия, или интеллект, стимулирующий появление того тончайшего нечто, которое мы называем субстанцией. Он не является полностью Духом, выражением Первого Логоса, Махадэвы, аспекта Бога существующего как выражение чистой воли, или настоятельного желания, побуждающего к проявлению. Это сам фундаментальный побудительный импульс, или великая воля быть. Человек – это продукт соединения обоих аспектов; он – место встречи материи, или активной интеллектуальной субстанции, и Духа, или базовой воли. Он – дитя, рожденное от их брака, или соединения. Он приходит в объективность, чтобы выразить каждую из противоположностей, а также результат их слияния в себе.

2. Природа и двойственность

С чем мы имеем дело, рассматривая предмет с точки зрения качества? Активный интеллект в соединении с волей, или силой, порождает того «Сына необходимости»[93] (как выразилась Е.П.Б.), который воплощает Интеллект, Волю, или желание, и их соединенное, еще находящееся в латентном состоянии, проявление – Любовь-Мудрость.

Как можно выразить эту мысль, с точки зрения Огня? Огонь скрытый в материи, является продуктом предыдущего проявления той же самой Космической Подлинности, или относительно совершенным качеством, которое Она выработала в прежнем космическом воплощении. Этот огонь снова приводится в движение желанием той же Подлинности, чтобы пройти еще один цикл по Колесу перерождений. Этот «огонь трения» производит тепло и излучение, вызывая отклик со стороны противоположного ему 241] «электрического огня», или Духа. Здесь возникает представление о Луче, пробивающемся через материю, ибо, как ранее упоминалось, электрический огонь всегда направлен вперед. Единый Луч, «электрический огонь», падает в материю. Это системный брак между Отцом и Матерью. Результатом является слияние этих двух огней и совместное порождение ими того выражения огня, которое мы называем «солнечным огнем». Так рождается Сын. Активный Интеллект и Воля соединены, а в результате, совершенствуясь в ходе эволюции, появляется Любовь-Мудрость.

Электрический огонь, или Дух, соединенный с огнем трения (тепла), производит солнечный огонь, или свет.

Следовательно, когда Космическая Сущность принимает форму, к Активному Интеллекту, который является продуктом ее предыдущего воплощения, добавляется еще одно ей присущее и до того не раскрытое качество – качество Любви-Мудрости. Это способность любить то, что объективно, или «не-Я», и в конечном счете способность мудро использовать форму. Чистая Воля – пока абстракция и будет доведена до полного развития только в следующем воплощении Логоса. Ум, или Интеллект, – это не абстракция; он нечто, которое ЕСТЬ. Любовь-Мудрость – также не абстракция. Она находится в процессе развития, или проявления, и является аспектом Сына.

Вышеизложенное вовсе не ново, однако эти мысли о сущностной двойственности собраны вместе, чтобы внушить вам необходимость осмыслить все эти понятия с точки зрения их места в Космической схеме, а не с точки зрения нашей собственной планетарной эволюции и самого человека. Человечествоэто та эволюция, через которую аспект Сына в нынешнем космическом воплощении выражается самым совершенным образом. Человек соединяет пары противоположностей, и в нем встречаются три огня. Он – лучшее выражение манасического принципа и, с одной 242] весьма интересной точки зрения, может рассматриваться как шедевр Брахмы. Он – оболочка жизни Бога; он – индивидуализированное сознание Логоса, проявляющегося через семь Божественных Манасапутр, или Небесных Людей, в чьих телах имеет свое место каждая единица человеческого семейства. Он – аспект Вишну, находящийся в процессе развития через интеллект Брахмы, побуждаемый волей Махадэвы. Потому человек в определенном смысле выполняет чрезвычайно важную роль, ибо является местом единения всех трех аспектов; тем не менее он очень незначителен, так как является не вершиной треугольника, а всего лишь средней точкой, если мы представим этот треугольник таким образом:

Дух-Отец

Сын, или человек

Материя-Мать

 

Эволюция Сына, или космическое воплощение Христа, имеет исключительное значение в планах Существа, большего чем Солнечный Логос, – ТОГО, О КОТОРОМ НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СКАЗАНО. Оживотворяющие принципы родственных созвездий и систем наблюдают за ходом эволюции Сына с глубочайшим вниманием.

Подобно тому как планета, называющаяся Землей, считается поворотным пунктом, или полем битвы между Духом и материей, и вследствие этого события на ней представляют огромную важность, так и наша Солнечная система занимает аналогичное место в Космической схеме. Космический человек, Солнечный Арджуна, борется за свое индивидуализированное совершенное самосознание и за свободу и освобождение от формы, от «не-Я». Так и человек на нашей планете борется за те же идеи в своем крошечном масштабе; так же сражаются на небесах Михаил и Его Ангелы, или божественные Небесные Люди, их задача является той же самой, но на более высокой ступени.

Двойственность и взаимодействие между обоими полюсами порождает:

а) Объективность, или проявленного Сына, то есть Солнце.

б) Саму эволюцию.

в) Развитие качества.

г) Время и пространство.

Вопросы, ответами на которые мы сейчас заняты, заключают в себе некоторые фундаментальные аспекты проявления, рассматриваемые в основном с субъективной, или психической точки зрения.

IV. Что такое сознание?

Каково его место в общей схеме?

243]
Сознание можно определить как способность постижения. Это постижение касается в первую очередь отношения «Я» к «не-Я», Познающего к Познаваемому и Мыслителя – к предмету размышлений. Все эти определения основаны на принятии идеи двойственности, то есть понимания, что есть то, что является объективным, и то, что находится за этой объективностью.[94]

Сознание выражает то, что можно рассматривать как среднюю точку проявления. Оно не включает полюс Духа полностью. Оно создается в результате соединения обоих полюсов и неизбежно возникающего процесса взаимодействия и адаптации. Попытаюсь пояснить это наглядно, приведя следующую таблицу:

244]

Первый полюс Точка соединения Второй полюс
Первый Логос........ Махадэва................ Воля........................ Дух.......................... Отец........................ Монада................... «Я».......................... Познающий............ Жизнь..................... Второй Логос............. Вишну......................... Мудрость-Любовь..... Сознание.................... Сын............................. Эго............................... Связь между............... Знание......................... Осознание.................. Третий Логос. Брахма. Активный Интеллект. Материя. Мать. Личность. «Не-Я». Познаваемое. Форма.

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!