Учебно-методическое обеспечение дисциплины



Методические рекомендации для преподавателей

Преподавание дисциплины «Социальная антропология» рекомендуется вести методом комплексного и системно-проблемного изучения социальных явлений и процессов с выявлением их причинно-следственных связей, объективных противоречий и тенденций, а также с анализом их последствий применительно к современной практике. Основными формами проведения занятий являются лекции и семинары, на которых с целью повышения эффективности понимания и усвоения материала студентами возможно применение игровых методов и использование мультимедийных технологий, например видеоматериалов, презентаций. С целью осуществления текущего контроля рекомендуется использование тестов, которые могут составляться как по одной теме, так и на основе объединения тем. Для активизации самостоятельной работы студентов целесообразно создать подборку учебников и научной литературы (монографий, статей) по различным изучаемым темам на электронных носителях.

Методические указания для студентов

Планы семинарских занятий

Познавательные парадигмы социальной (культурной) антропологии.

Тема 1.

1. Понятие парадигмы в науке.

2. Парадигмы, применяемые в социальной антропологии.

3. Отличие социальной антропологии от других наук о человеке.

 

Литература.

1. Пэнто Р., Гравиц М. Методы социальных наук. М., 1972.

2. Розин В.М. Введение в культурологию. М., 1994.

3. Социокультурное исследование/Под ред. Минюшева Ф.И. М., 1994.

4. Очерки социальной антропологии. СПб., 1995.

5. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. М., 2004.

6. Человек и современный мир. М., 2002.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы этапы становления, стимулы развития социальной антропологии как области социально-научного познания?

2. Назовите отличия культурной (социальной) антропологии от других социальных наук.

3. В чём особенность предметной области, объектов и направлений культурно-антропологических исследований?

4. Определите познавательные функции и строение теорий, научных направлений и парадигмы социальной антропологии.

Порождение и функционирование систем социального взаимодействия.

Тема 2.

1. Основания структурно-функционального анализа.

2. Концепция потребностей.

3. Концепция социального действия.

4. Концепция социальной системы. Структура социальной системы.

 

Тема 3.

1. Концепция социального (культурного) института.

2. Моральные нормы и их институциональные динамические функции. Нормы и дополнительность.

3. Социальная дифференциация как процесс. Источники динамики социальной системы.

4. Эвристические возможности структурно-функционального анализа.

 

Литература.

1. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. М., 2004.

2. Бродель Ф. Структура повседневности. М., 1986.

3. Нюттен Ж. Мотивация//Фреге П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 5. 1975.

4. Беспалов В.Е., Сальников П.В. Введение в функционалистику. Свердловск, 1991.

5. Динамика культурных и социальных связей. М., 1992.

6. Социальная структура и социальная стратификация. Сб. М., 1992.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Необходимостью каких исследовательских проблем было обусловлено формирование функционализма (предмет, объект функционалистских исследований)?

2. В чём заключается познавательная ценность понятия «функция»? Как связываются между собой категории «функция», «социальное действие», «социальная система»?

3. Какие существуют модели изучения социальных систем; каковы преимущества и недостатки каждой из них?

4. Каковы возможности структурного функционализма в изучении динамики общества и культуры; каковы ограничения этого подхода?

5. Как с помощью функционального анализа можно изучать динамику устойчивых социокультурных образований?

6. Каким образом в рамках структурного функционализма описывается процесс социальной дифференциации?

7. Как в рамках структурно-функционального подхода могут быть представлены источники социокультурной динамики?

8. Какие классы исследовательских задач, связанных с изучением динамики культуры могут решаться средствами структурно-функционального анализа?

 

Исследование принципов символической организации культуры. Структуралистский подход.

Тема 4.

1. Трансформация стимулов во внутренние концепты, представления.

2. Трансформация представлений в знаки и символы.

3. Формирование символических объектов.

4. Языки культуры и культурные порядки.

 

Литература.

1. Хасториадис К. Воображаемый институт общества // Посмодернизм и культура. М., 1991.

2. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 105.

3. Фуко М. Слова и вещи. М., 1977. С. 167.

4. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983. С. 127.

5. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. М., 2004.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что составляет предмет и каковы объекты структуралистского анализа?

2. Как теоретически описывается связь между «естественным» переживанием человека и представлением? Концепция представления.

3. Как можно теоретически описать связь представления и знака?

4. Каким образом можно теоретически представить формирование символов и какова их функция в культуре?

 

Проблемы освоения культуры.

Тема 5 – 6.

1. Тема «культура и личность»: основные направления исследования.

2. Формирование личности: общие представления о социализации и инкультурации.

3. Этологические основания идентичности.

4. Норма и отклонение.

5. Парадигмы взаимодействия в напряженных ситуациях.

6. Проблемы социализации и инкультурации в изучении динамики культуры.

 

Литература.

1. Лоренц К. Человек находит друга. М., 1977.

2. Эйбл-Эйбесфельдт И. Общественное пространство и его социальная роль // Культура. 1983. № 1.

3. Орлова Э.А. Социокультурные проблемы и формы их решения. Парадигмы социального взаимодействия. М., 2001.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие основные задачи решается в рамках психологической антропологии?

2. Почему исследователи уделяют такое большое внимание изучению раннего детского опыта?

3. В чём состоит познавательная значимость категорий «социализация» и «инкультурация»; какова концептуальная связь между ними?

4. Как можно представить периодизацию процессов социализации и инкультурации после раннего детства, и чем определяется такая периодизация?

5. Каковы пространственно-временные измерения социализации и инкультурации и почему их важно выделять?

6. На каких основаниях формулируются представления о норме и отклонении в психике, соматическом здоровье, поведении, и какова познавательная значимость такого разделения?

7. Каковы исходные формы, парадигмы взаимодействия людей в напряжённых ситуациях; каковы социокультурные последствия реализации каждой из них?

8. Какие классы задач, связанные с изучением динамики культуры, можно решать, используя концепцию социализации, инкультурации, освоения культуры?

 

Коммуникативные процессы как функциональная и символическая культурная среда.

Тема 7 – 8.

1. Общая концепция коммуникации.

2. Субъекты социокультурной коммуникации.

3. Коммуникация как средство снижения уровня неопределенности ситуации.

4. Речь в структуре социокультурной коммуникации.

5. Структура построения дискурса в ситуации социального взаимодействия.

6. Стиль вербальной коммуникации.

7. Невербальные аспекты социокультурной коммуникации.

8. Концепция коммуникации в изучении динамики культуры.

 

Литература.

1. Пачев А.Т. Теория «этнографии речи» в американской социолингвистике. М., 1982.

2. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.

3. Новое в лингвистике. Сборник статей. Вып. 1- 25. М., 1960-1989.

4. Фуко М. Слова и вещи. М., 1977.

5. Черри К. Человек и информация. М., 1972.

6. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы социопсихологии. М., 1984.

7. Коган В.З. Теория информационного взаимодействия. Философско-социологические очерки. Новосибирск, 1991.

8. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. М., 2004.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы детерминанты культурной коммуникации, какого рода факторами она определяется?

2. Благодаря каким упорядочивающим, структурирующим аспектам коммуникации снижается степень неопределённости в ситуации социального взаимодействия?

3. Какими структурными компонентами определяется построение дискурса (последовательного обмена сообщениями)?

4. Каковы функции нормативных компонентов (коды, нормы взаимодействия, речевые жанры и формы) в построении дискурса?

5. Каковы роли субъектов коммуникации в построении и динамике дискурса?

6. Каким образом структурируется содержание дискурса?

7. Чем определяется значимость категории речевого (коммуникативного) стиля в изучении динамики культуры?

8. Каковы относительные функции вербального и невербального аспекта коммуникации в построении дискурса?

9. Какие классы задач, связанных с изучением динамики культуры, можно решить с помощью концепции коммуникаций?

 

Концепция развития культуры. Идеи эволюционизма.

Тема 9 – 10.

1. Основания классического эволюционизма. Характеристики культурной эволюции.

2. Детерминанты культурной эволюции. Антропологические имманентные детерминанты. Внешние детерминанты.

3. Общие направления современных эволюционистских исследований.

4. Экологическая антропология.

5. Культурная единица в исследовании специфичной эволюции. Этнос.

6. Культурная черта в изучении общей эволюции. Эволюционная универсалия.

7. Пределы роста. Использование эволюционистских идей в исследовании динамики культуры.

 

Литература.

1. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1971.

2. Социокультурное исследование / Под ред. Минюшева Ф.И. М., 1994.

3. Елисеев О.П. Культурная антропология. М., 2003.

4. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. М., 1995.

5. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. М., 2004.

6. Проблемы культурного исследования в философской теории и практике современного Запада. М., 1989.

7. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. (Логико-методологический анализ). М., 1983.

8. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М., 1987.

9. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как определялись основные характеристики эволюции в рамках классического эволюционизма?

2. Что считалось имманентными и внешними для человека детерминантами эволюции в классическом эволюционизме?

3. Какие общие направления неоэволюционизма; в чём их сходства и различия с классическими теориями?

4. В чём заключается познавательный смысл выделения понятий «общая» и «специфическая» эволюция?

5. Как на примере категории этноса можно раскрыть познавательный смысл понятия «культурная единица» и построить теоретическую модель её эволюции?

6. Как на примере понятия «эволюционная универсалия» можно показать познавательную значимость категории «культурная черта»?

7. Каким образом концепция пределов роста способствует развитию современного эволюционизма?

8. Какие классы задач помогают решать использование эволюционистских допущений и теоретических построений?

 

Волнообразные и циклические концепции социокультурной динамики.

Тема 11 – 12.

1. Общая характеристика волновых процессов.

2. Гуманитарная трактовка социокультурных циклов. Концепция длинных экономических волн.

3. Направления изменений социальной структуры на разных фазах длинных экономических волн.

4. Закономерности длинных волн. Волновые процессы технологических инноваций.

5. Эвристический смысл обращения к волнообразным процессам.

6. Познавательные возможности изучения волнообразных процессов в обществе и культуре.

 

Литература.

1. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989.

2. Серов Н.К. Личность и время. Л., 1989.

3. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе нации. Л., 1940.

4. Гердер И.Т. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

5. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1923.

6. Григорьев Л.М. Циклическое накопление капитала. М., 1988.

7. Василькова В.Д., Яковлев И.П., Барыгин И.Н. и др. Волновые процессы в общественном развитии. Новосибирск, 1992.

8. Лоу У. Открытия, нововведения и экономические циклы // Науковедение. 1986. № 2.

9. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. М., 2004.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы общие характеристики волновых процессов и чем они отличаются от эволюционных?

2. В чём различие между гуманитарной концепцией исторических циклов и социально-научной трактовкой волнообразных процессов; что общего между ними?

3. Каким образом строится модель «длинной экономической волны» и каковы её основные фазы?

4. Каким образом по аналогии с моделью «длинной экономической волны» можно поставить вопрос об ускорении и замедлении социокультурных процессов?

5. Каковы общие закономерности экономической динамики, выявленные при изучении длинных волн?

6. каким образом описываются и интерпретируются волновые процессы в технологической области; каковы гипотетические связи между технологическими и экономическими изменениями?

7. Какие классы задач, связанных с изучением динамики культуры, могут решаться при использовании волновых концепций?

 

Некоторые подходы к типологии культур и культурных единиц.

Тема 13 – 14.

1. Типология по антрополого-философским основаниям.

2. Типология по основанию социального действия.

3. Типология по основанию форм мышления.

4. Типология по шкале «индивидуализм – коллективизм».

5. Зависимость от контекста как основание типологии.

6. Толерантность к неопределенности.

7. Дистанция власти. Мужественность – женственность.

8. Новые акценты в изучении социокультурной динамики.

 

Литература.

1. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. М., 2004.

2. Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты. М., 1989.

3. Концептуальные основы социологического анализа культурных изменений. М., 1991.

4. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

5. Социокультурное исследование / Под ред. Минюшева Ф.И. М., 1994.

6. Очерки социальной антропологии. СПб., 1995.

7. Елисеев О.П. Культурная антропология. Гл. 2. М., 2003.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что обусловило изменения познавательных ориентаций в исследовании человека, общества и культуры?

2. Как изменилась концепция общества и культуры?

3. Каков образ человека в социокультурном окружении в идеологии постмодерна?

4. Что в познавательном отношении даёт концепция расщеплённой личности в децентрализованном пространстве?

5. Какие познавательные возможности открываются при изучении динамики устойчивых социокультурных образований?

6. Какие новые объекты, оставшиеся за пределами классической социально-научной парадигмы, вошли в круг интересов сторонников постмодерна, и какие познавательные возможности при этом открываются?

7. Каковы основные направления изучения динамики общества и культуры с позиций постмодерна?

 

Социобиологические и этологические основания изучения культуры.

Тема 15.

1. Этологическая и социобиологическая трактовка социальной организации.

2. Социальное поведение и социальность. Обучение и его адаптивная функция.

3. Исследовательское поведение в освоении окружения.

4. Игра и ее влияние на изменение поведения.

 

Литература.

1. Месарович М. Теория систем и биология: точка зрения теоретика // Теория систем в биологии. М., 1971.

2. Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций. М., 1983.

3. Хайнд Р. Поведение животных. М., 1995.

4. Тинберген Н. Поведение животных. М., 1969.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1989.

6. Хейзинга Й. Гомо луденс в тени завтрашнего дня. М., 1992.

7. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

8. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. М., 2004.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Значимость социобиологии и этологии в познании культуры.

2. Концепция социальной организации: обоснование необходимости.

3. Стратификация и её место в социальной организации.

4. Агрессивность и альтруизм: адаптационная функция.

5. коммуникативное поведение животных.

6. Адаптационная значимость обучения и его составляющая.

7. Значимость исследовательского поведения в освоении окружения.

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!