Для специальности 030101.65 Философия (очная форма обучения)



 

  Наименование тем и разделов Аудит. Занятия Самост. Работа
Лекции Сем.
  Раздел I. Введение в курс      
1. Социальная антропология как исследовательская и учебная дисциплина      
2. Антропология физическая и культурная. Эволюция человека в истории.      
         
  Раздел II. Социальное бытие культуры      
3. Социальное и культурное. Социокультурный процесс.      
4. Культура повседневности.      
5. Человеческое разнообразие и стратификационный процесс.      
6. Социобиологические и этологические основания изучения культуры.      
7. Порождение и функционирование систем социального взаимодействия.      
8. Исследование принципов символической организации культуры. Структуралистский подход.      
9. Проблемы освоения культуры.      
10. Современные проблемы в изучении динамики культуры.      
11. Концепция развития культуры.      
12. Волнообразные концепции социокультурной динамики.      
13. Этнос и этнокультура.      
14. Инкультурация. Девиантное поведение.      
15. Некоторые подходы к типологии культур и культурных единиц.      
16. Коммуникативные процессы как функциональная и символическая культурная среда.      
         
  Раздел III. Бытие человека в культуре.      
17. Общество как субъективная реальность.      
18. Жизненная среда и экология человека.      
19. Мир труда. Человек умелый (Homo faber).      
20. Мир знаний. Человек разумный (Homo sapiens).      
21. Мир любви. (Homo amoris).      
22. Мир борьбы. (Homo agressios).      
23. Мир игры. (Homo ludens).      
24. Феномен смерти в разных культурах.      
25. Свобода и справедливость в жизни людей.      
  ИТОГО:      
           

 

Содержание учебной дисциплины

 

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В КУРС

Тема 1. Социальная антропология как исследовательская и учебная дисциплина

Традиции в изучении существования человека в обществе: европейский, американский и отечественный опыт. Проблемное поле социальной антропологии. Исходные категории: человек и личность, культура и общество. Антропологическое, философско-социологическое понимание природы культуры; функции культуры. Познавательные парадигмы.

Соотношение социальной антропологии с философской антропологией, социологией, социальной психологией и психологизм Принципы организации содержания курса.

Тема 2. Антропогенез. Физическая и культурная эволюции человека в истории

Современные научные представления о морфологической и социальной эволюции первобытного человека; мифологические и религиозные представления о происхождении человека. Факторы становления современного человека. Гипотезы о возникновении и развитии сознания. Понятие «менталитет».

Основные позиции в объяснении природы человека: античность (Платон и Аристотель), немецкая классическая философия (Гегель, Фейербах, Дильтей), французский материализм (Руссо, Дидро, Гольбах), марксизм (Маркс, Ленин, Грамши), социал-дарвинизм (Ломброзо, Гобино, Аммон), фрейдизм и неофрейдизм (Фрейд, Юнг, Фромм), экзистенциализм (Ясперс, Бердяев, Шестов, Хайдеггер, Сартр). Культурантропологическое направление: М.Шелер, А.Гелен.

Основные концепции цивилизаций: представления египтян, авторов античности (Платон, Аристотель, Фукидид, Геродот), средневековья (Августин Блаженный, Вико), эпохи Просвещения (Руссо), нового времени Гегель, Конт, Шпенглер, Сорокин, Боас), современности (Тойнби, Парсонс).

Позиции современных отечественных авторов — «евразийцев», «почвенников», «атлантистов».

 

РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ КУЛЬТУРЫ

Тема 3. Социальное и культурное. Социокультурный процесс Базовые потребности человека. Парадигмы взаимодействия людей в обществе и исторические типы социальности. Общество как продукт взаимодействия людей (Маркс) и как системный мир (Хабермас).

Виды и формы отчуждения человека в современном обществе и проблемы их преодоления.

Понятия «культура» и «социокультурное». Формы социального бытия атрибутов культуры: ценностей, норм, образцов, знаний и

умений, верований. Показатели оснащенности социальных процессов атрибутами культуры, возможности их измерения методами социо­логического исследования.

Тема 4. Культура повседневности

Повседневность как мир опыта, ее основные характеристики. Кодификация социокультурного опыта. Семиотика повседневности, ее историческая эволюция (архитектуры, сферы измерений, средств ориентирования, примет и гаданий, музыки и изобразительных искусств, хореографии в дописьменную, письменную и информаци­онную эпохи). Язык и формы его функционирования в поле культуры. Типология вербального языка. Произведения речи, формы их хранения и трансляции, правила интерпретации. Культура повседневности как базовая культура.

Тема 5. Человеческое разнообразие и стратификационный процесс

Факторы человеческого разнообразия: генотип, фенотип и воспитание, их взаимодействие (Щ, наследуемость антропологических и личностных черт как факторы жизнеспособности индивида).

Историческая эволюция норм социального отбора и расслоения общества: по родству, по владению и по достигнутому человеком (группой) жизненному успеху.

Разделение труда в обществе как «самое существенное условие общественной жизни» (О. Конт). Виды разделения труда (физио­логическое, технологическое, общественное, главное и разделение труда человека (различие умственного и физического труда). Разделение труда как фактор социального и экономического рассло­ения общества.

Раса как социальный и биологический феномен. Расизм и анти­расизм как идеологии и практика.

Тема 6. Этнос и этнокулътура

Этнология и ее современное состояние в России. Этностатус, его структура, факторы самоидентификации личности и этноса. Модели саморегуляции межнациональных отношений: ассимиляции, «плави­льного котла», культурного плюрализма и «ядра-периферии»; при­меры реализации.

Формы и методы государственного регулирования национальных отношений. Этнический конфликт — фазы проявления, методы профилактики и борьбы.

Культурные трансплантации и формы защиты самобытности этнокультур.

Тематические разделы программы этнокультурного исследования (анализ примерного рубрикатора). Индикаторы измерения языковой компетенции, поведения и предпочтения, знаний художественной культуры и уровня национального самосознания.

Тема 7. Инкультурация. Девиантное поведение

Роль культуры в обеспечении преемственности поколений (механизмы трансляции опыта, смысловой ориентации и организации символических миров). Образ человека в культуре как доминанте воспитательного процесса (на примере европейской культуры).

Схема Колберга об уровнях моральной социализации личности, Особенности детской, подростковой и юношеской стадий в освоении культуры среды.

Маргинальная личность, ее характеристика, варианты развития, Социальный характер (Э. Фромм, Д. Рисмен, К. Юнг). Классификация менталитета (Б. Катль). Исследования менталитета избирателей (Россия, 1993-96гг.).

Девиантное поведение, его характеристика и классификация (Р. Мертон). Виды социального контроля, их эффективность в современной России.

 

РАЗДЕЛ III. БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРЕ

Тема 8. Общество как субъективная реальность (жизненные миры человека)

Общество как продукт взаимодействия людей, преследующих свои интересы. Позитивный опыт взаимодействия людей, выраженный в семиотических формах как культура. Механизмы институционализации опыта в процессе взаимодействия людей в ситуациях «лицом к лицу» и «здесь и теперь». Типизация, опривычивание (хабитуа-лизация), седиментация опыта. Феномены и символы как основания конструирования жизненных миров человека. Понятие «Универсум». Смысловой универсум во Вселенной как продукт «встроения» человеком своих ценностно-нормативных представлений в объек­тивный мир.

Тема 9. Жизненная среда и экология человека Понятие жизненной среды. Структурные элементы и функции жизненной среды человека. Показатели состояния и функциональной

эффективности среды обитания. Индикаторы экологической напря­женности. Загрязнение среды в регионах России (схема загряз­ненности воды, воздуха и радиационной обстановки). Типология носителей общественного мнения по экологическим проблемам.

Технократическое мышление и парадигма господства человека над природой как факторы дисгармонии в системе «человек-природа». Показатели экологической культуры.

Пространство и время жизненной среды (присутствие и времен­ность бытия — Хайдеггер). Пространственные потребности человека, группы, народа («жизненное пространство»). Личная территория как элементарная единица жизненного пространства. Зоны личной территории: интимная, личная, социальная и общественная зоны, различие их параметров в разных культурах. Время и его функции в жизненной среде. Проблемы экономии времени в сферах труда и быта.

Тема 10. Мир труда. Человек умелый. Ното fаbеr

Естественнонаучное объяснение возникновения и эволюции труда человека в истории. Появление и развитие Ноmо Наbilis, роль его сознания в эволюции орудий труда. Труд, обращенный на природу как основа развития видов труда, обращенных на общество и самого человека (управление, образование, здравоохранение, оборона, коммуникации и искусство).

Мифологическое объяснение возникновения труда. Труд как «проклятие». Отражение этой позиции в определениях труда (А. Смит, Ш. Фурье).

Философско-социологическое объяснение соотношения «человек-труд» (Смит, Гольбах, Гельвеции, Маркс, Чернышевский). Отчуж­дение труда человека: представления Руссо, Дидро, Гегеля, Фихте и Канта. Основные выводы Маркса о преодолении отчуждения труда. А. Дж.Тойнби об отчуждении в индустриальном обществе.

Профессиональная культура человека, ее структура и факторы развития. Система профессиональной подготовки в современных условиях, ее проблемы. Профессиональная ориентация молодежи в условиях спада производства и рыночных отношений.

Тема 11. Мир знаний. Человек разумный. Ното Sapiens

Знание: функции, классификация, структура. Личностное знание. Внесоматические (культурные) и генетические источники получения знаний, их характеристика. Место человека в системе биологической информации. Соотношение данных, информации, знаний и интеллекта общности в сравнении с другими. Интенциональность сознания; сегментация внимания населения по типичным областям интс, (по данным исследований в США).

Проблема достоверности знания. Социальное и научное знание. Истина, заблуждение, правда и ложь (определения). «Ложное сознание» и «Большой обман» - исторические примеры.

Гениальность и святость: характерные особенности, социальные функции, формы общественного признания.

Тема 12. Мир любви. Ното атоris

Любовь как «саморастворение» человека в другом. Эмоционально-ценностная Вселенная людей (совокупного человека) как источник их духовной ориентации. М. Шелер об «Ordo amoris» (порядок любви). Терминальные ценности как жизненные ориентиры и продукты любви. Классификация ценностей (М. Шелер). Мир любви и его принципиальное отличие от мира доминирования, соперничества и жизненной борьбы.

Природа сакральности и методы сакрализации явлений и фактов социальной жизни. Теоцентрический мир как сакральный мир, Факторы оживления верований в обществе.

Концепция Всеединства о триаде «Истина, Добро и Красота». Любовь как жизнеутверждающая сила и ее значимость светской культуре.

Сексуальная культура современного человека: фрейдизм и нео­фрейдизм о платонической и телесной любви; место сексуальной любви в светской и религиозной культурах. Зависимость сексуальной культуры от уровня общей культуры личности (на основе польских исследований). Причины отчуждения духовного начала от телесного в сексуальном поведении личности, роль сексуальной революции в этом процессе.

Типичные заблуждения массового сознания в вопросах секса (на основе критического анализа исследований Кинси в США). Проблема защиты личности и населения в целом от эпидемии СПИДа.

Тема 13. Мир борьбы. Ното agressios

Доминирование над другими как феномен существования человека в социокультурной среде. Насилие как средство доминирования и господства, его роль в общественной истории. Агрессивность человека: основные объяснения (биогенетическое и этологическое, психо­аналитическое, экологическое и социальное). Роль насилия в жиз­ненной борьбе. Дескриптивность экономической и политической деятельности, роль интеллектуальной силы в регуляции пределов свободной игры этих сил. Демократические выборы как средство олицетворения этой необходимости. Идеологическое насилие и его формы. Фазы самоидентификации личности с идеей; формы фана­тизма и их социальные проявления.

Психоанализ об архетипах культуры как о факторах выживания черт самобытности культуры в условиях борьбы.

Формы общественного признания героя. Роль художественной литературы и искусства в героизации борцов за справедливость и независимость Отечества.

Господство человека над человеком как антиценность. Методы «человеческого измерения» в военно-политической сфере.

Тема 14. Мир игры. Ното ludens

Игра как постоянный феномен человеческого существования (доказательства). Концепции игры (Й. Хейзинга, С. Смирнов, Э. Берн). Классификация игр по типам, планам, стилю. Характеристики игры-agon, игры-alea, игры-mimicry и игры-ilinx. Характеристика играния (Р1ау), вида, структуры и правил игры (Game), мотиваций игрока (Регfomence). Антропологический подход к игре — специфика игры-мимезис, игры-агон, игры-экстазис. Аполлоновское и дионисийское начала в культуре, выраженные в этих видах игр.

Антропологическая характеристика спорта. Специфика проявления в спорте стремления человека к доминированию. Физическая культура и стиль жизни личности. Факторы поведения зрителей спортивных состязаний как объект социологического исследования. Агрессивный болельщик. Социальный портрет профессионального спортсмена.

Тема 15. Феномен смерти в разных культурах

Смерть как экзистенциальный феномен. Отношение к смерти и ее ритуализация в древнем мире (Египет, Индия, Шумеры, Древняя Греция). Смерть и судьба человека в мировых религиях. Философское и социологическое направления исследования смерти в XX веке.

Жизнь после смерти как объект научного исследования (Р. Моуди, Д. Гэллап — младший). Медицинские, культурные и социальные способы сопротивления смерти:

а) реанимация, эвтаназия и отношение к ней в различных культурах;

b) мифы и религиозные представления о переселении душ и загробной жизни;

с) идеи и ценности светской культуры о продолжении человеком себя в земных делах и потомках (институты социальной памяти);

d) сохранение и укрепление здоровья, организация институтов здравоохранения.

 

 

Продолжительность жизни как обобщенный показатель жизнеспособности поколений, состояния здравоохранения, генетического и психического здоровья населения, обеспечения мирного сосуществования народов.

Тема 16. Свобода и справедливость в жизни людей

Свободное проявление экономических, политических и интеллектуальных сил людей как условие модернизации Российского общества. Свобода как понятие и экзистенциальная ценность. Свобода как сверхценность европейской светской культуры. Позитивный и негативный полюса свободы. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность. Этика ответственности (К.Маннгейм). Роль интеллектуальной силы в определении пределов проявлений других общественных сил.

Справедливость как социальная и индивидуальная ценность, Адекватность взаимного воздаяния как эталон оценки отношений людей, Справедливость как основы легитимности деятельности институтов, Факторы исторического изменения норм справедливости. Права и свободы человека. Формы и направления борьбы за свободу и социаль­ную справедливость в условиях демократизации Российского общества.

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!