С о д е р ж а н и е к у р с а



Психолого-педагогическая антропология

Учебная программа

 

Москва 2010

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

 

 

Кафедра педагогики и психологии

 

 

Психолого-педагогическая антропология

Учебная программа

 

по специальности 031000 Педагогика и психология,

 

квалификация Педагог-психолог

 

 

Москва 2010

 

Утверждена на заседании кафедры педагогики и психологии

протокол №

 

 

Рекомендовано к изданию

 

 

Психолого-педагогическая антропология: Учебная программа по

специальности 031000 «Педагогика и психология», квалификация «Педагог-психолог» /Сост. Флоря В.И. – М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2010- 16 с.

 

Автор составитель:

кандидат педагогических наук,

доцент

Флоря В.И.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Введение ……………………………. 5

 

2. Тематический план……………. …. 7

 

3. Содержание курса…………………. 8

 

4. Тест по психолого-педагогической антропологии…12

 

5. Вопросы к зачету ……………….. 15

 

6. Список литературы…………………16

 

 

В В Е Д Е Н И Е

 

 

К числу современных научных дисциплин о человеке и сформированных на их основе учебных курсов, относится, наряду с другими, и психолого-педагогическая антропология. Этот учебный курс введен в учебные планы подготовки педагогов-психологов в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031000 «Педагогика и психология».

Содержание психолого-педагогической антропологии как учебной дисциплины направлено на формирование у студентов адекватного представления о предмете и задачах современной науки в области человековедения, ее основных направлениях и возможностях практического использования этих знаний в учебно-воспитательном пространстве.

Методологическую основу курса составили общегуманистические, философские положения о человеке, как высшей ценности, его развития как личности и определяющей роли деятельности в этом процессе. В структуре современного методологического знания особое место занимает экологический подход, который рассматривается как новый стиль научного мышления, как новая синтетическая характеристика науки, новая методология бережного, ценностного отношения к природе, обществу, человеку. Экологический и аксиологический подходы позволили выявить духовно-нравственную сущность человека, создать и обосновать авторскую концепцию ценностного, экологического отношения к человеку. А междисциплинарный подход позволил нам включить в содержание курса основные достижения отечественной и мировой науки в области человековедения.

Антропологическое знание интегрирует результаты философии, биологии, социобиологии, культурологии, социологии, педагогики, психологии для обьективного исследования такого многогранного, противоречивого существа как человек.

Человек в учебном курсе представлен в разных «ликах». С одной стороны, различим образ конкретного представителя рода человеческого, с его типовыми физиологическими, возрастными, личностными характеристиками и особенностями. С другой, человек, рассматривается и как уникальное, неповторимое, креативное, но очень уязвимое существо.

Выбор закономерностей, теорий, фактов, результатов и форм их изложения в содержание курса подчинен центральной идее – вооружить студентов базовыми антропологическими знаниями о биологической, психологической, социально-культурной, духовно-нравственной природе человека, что является необходимым условием профессионального становления специалиста педагога –психолога.

 

 

В содержание курса большое внимание уделяется психолого-педагогическим проблемам культуры, как антропологического феномена. Выявляется динамичный процесс взаимоотношений культуры и человека, роль культуры и антикультуры, культуротворчества и креативности в процессе становления человека. Это обусловлено спецификой процесса подготовки педагогов-психологов в вузе культуры и искусства.

Основные задачи курса:

- выявить основные теоретические, исторические и практические проблемы психолого-педагогической антропологии;

- дать систематизированное интегрированное, обзорное представление об эволюции духовно-нравственной сущности человека;

- раскрыть закономерности, целостность и противоречивость развития человека;

- выявить особенности, экологии жизненного пути человека;

- рассмотреть особенности построения экологически ориентированных технологий воспитания, образования и развития личности;

- определить, на основе антропологического знания, стратегии гуманизации, экологизации, дифференциации, индивидуализации и гармонизации учебно-воспитательного процесса.

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

    Наименование разделов и тем Количество часов
Лекции Семинары
  ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ АНТРОПОЛОГИЮ.      
  ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ        
  ЧЕЛОВЕК КА ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ        
  РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ      
  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – БАЗИС ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА      
  КУЛЬТУРА КАК ПРОЦЕСС И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН.      
  ВОСПИТАНИЕ КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС      
  ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.        
  И т о г о: 34 ч.    
       

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е К У Р С А

 

 

ТЕМА 1: ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ АНТРОПОЛОГИЮ.

 

Антропология как отрасль современого человековедения. Понятие «антропология» у И.Канта. Антропология междисциплинарная наука о человеке. Антропология как отрасль естествознания. Основные проблемы исследования эволюции и морфологии человека. Расообразование и распространение рас на Земле. Связь антропологии с археологией, биологией, генетикой, этологией, социобиологией, экологией как фактор ее развития.

Дифференциация антропологического знания, ее связь с гуманитарными науками. Философская, религиозная, культурная, социальная, психологическая, педагогическая антропология.

Специфика психолого-педагогической антропологии как отрасли человековедения. Актуальность и значимость антропологического знания для современной теории и практики воспитания и образования. Предмет и задачи современной психолого-педагогической антропологии. Структура и задачи курса, формы и методы его изучения.

 

 

ТЕМА 2: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

 

История понятия «педагогическая антропология» и его современное значение. Вклад Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского в развитие педагогической антропологии как новой педагогики. Ее дальнейшее развитие в трудах П.Ф.Лесгафта, П.Ф.Каптерева, А.Ф.Лазурского, А.П.Нечаева и др.

Антропологическая ориентация в трактовке воспитательной и образовательной проблематики в трудах зарубежных ученых Г.Ноля, М.Шелера, Р.Штейнера, Г.Плесснера, Г.Депп Форвальда и др.

Основополагающие идеи нравственных ценностей и воспитательное значение экзистенциальных форм человеческого бытия в педагогической антропологии О.Ф.Больнова.

Основные течения в педагогической антропологии XX века: герменевтико-феноменологический подход; интегративный подход.

Развитие педагогической антропологии как отрасль современного человековедения в трудах отечественных ученых Б.Г.Ананьева, Б.М.Бим-Бада, В.А.Сластенина, Слободчиков, В.И.Максакова, Г.П.Щедровицкого и др.

 

 

ТЕМА 3: ЧЕЛОВЕК КА ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

 

Человек как объект естественнонаучного и гуманитарного познания. Проблема появления человека на Земле. Место человека в природе. Концепции происхождения человека. Теория эволюции Ч.Дарвина и значение его концепции о происхождении человека от высокоразвитых предков современных обезьян, для современной науки.

Сходство человека и животного, различия между ними. Эволюция человека в контексте эволюции культуры.

Человек как живое биоэнергетическое существо и проблемы экологии человека. Духовность и креативность человека, его целостность и противоречивость.

 

ТЕМА 4: РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

 

Филогенез и онтогенез человека. Их взаимосвязь и различия. Специфические особенности развития вида. Актуальные проблемы развития человека. Биологические процессы развития: рост, созревание, старение. Физическая, когнитивная и психосоциальная области человеческого развития. Влияние среды на развитие человека. Научение и социализация. Микро-факторы, мезо-факторы, макро-факторы, мега-факторы среды. Взаимодействие процессов развития. Фактор времени. Пространство и время человеческого бытия как антропологические понятия.

Всеобщие законы развития человека: единство и борьба противоположностей; переход количества в качество; отрицания отрицания. Закономерности человеческого развития: непрерывность, неравномерность, пластичность.

Развитие и педагогический процесс. Организация целенаправленных влияний в процессе развития и формирования личности.

 

 

ТЕМА 5: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – БАЗИС ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

 

Общие принципы психолого-педагогической антропологии. Принцип гуманизма, признающим ценность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Роль гуманизации в целостном педагогическом процессе. Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления. Закономерности гуманизации целостного педагогического процесса. Личностный, индивидуальный, дифференцированный, диалогический подходы в процессе воспитания и образования целостной личности.

Принцип природосообразности и его реализация в целостном педагогическом процессе. Воспитание сообразно полу и возрасту, природных и индивидуальных особенностей. Принцип культуросообразности и ценности общечеловеческого характера в учебно-воспитательном процессе. Взаимосвязь этих принципов для воспитания целостной личности. Формы и методы природосообразности и культуросообразности воспитания: воспитание мотивации, рефлексии, чувств, толлерантности, здорового образа жизни.

Принцип целостности, обуславливающий единство социально-нравственного, общекультурного, профессионального развития личности, ориентирующий человека на творчество, самобытность, индивидуальность каждого человека и предполагающий интеграцию всех социальных институтов в целостном процессе формирования личности.

Принцип непрерывности, обеспечивающий последовательность и преемственность в развитии личности и предполагающий вариативность динамичность изменений в соответствии с требованиями настоящего и прогноза на будущее.

 

ТЕМА 6: КУЛЬТУРА КАК ПРОЦЕСС И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН.

 

Культура как многозначное понятие и предмет научного исследования. Различные подходы к культуре. Культура как условие развития человека в учебно-воспитательном процессе. Структура культуры как явления. Целостность и противоречивость культуры. Функции человека в культуре. Культура как система знаков и символов. Условия оптимального взаимодействия человека и культуры. Культура как механизм социального взаимодействия и инструмент удовлетворения психобиологических потребностей. Культура как проявление творческой природы человека. Культура как регулятор действия. Механизм овладения культурой.

Высокий воспитательный и образовательный потенциал культуры. Культура как способ духовно-нравственного существования и совершенствования человека. Культура мышления, поведения, общения, проявления человеческих эмоций. Культура питания, здоровья, быта, здорового образа жизни.

Взаимосвязь различных типов культур с особенностями воспитания подрастающего поколения.

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!