II. Пирамида Маслоу.
Согласно классификации А. Маслоу, люди не переходят к удовлетворению высших потребностей, пока не удовлетворены потребности низшего уровня.
1. Базовые
а) Естественные (еда, сон...)
б) Экзистенциальные (безопасность и комфорт существования)
2. Вторичные
а) социальные
б) престижные
в) духовные.
Способности - врожденные и приобретенные качества, позволяющие человеку выполнять деятельность для удовлетворения потребностей.
Способности делятся на общие (например, писать, бегать, рисовать) и специальные (например, спортивные способности, художественные способности, математические способности).
Талант - совокупность способностей, позволяющая получать продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.
Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.
Также в обществе формируются умения - способность делать что-либо по определённому образцу.
Если человек развивает и оттачивает свои умения, к нему применимо понятие «мастерство» - сочетание развитых умений.
1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Свобода может пониматься как:
§ возможность действовать, повинуясь только своим желаниям (волюнтаризм);
§ возможность действовать, подвергаясь только таким ограничениям, которые обеспечивают признание и уважение прав других (Всеобщая декларация прав человека);
|
|
§ осознанная необходимость (Б. Спиноза);
§ «негативная» и «позитивная» свобода (Э. Фромм). Негативная свобода - «свобода от» - свобода от внешних обстоятельств, от предопределенности, довлеющей над человеком. Позитивная свобода -«свобода для» - условие роста и развития человека.
Необходимость - это условия, в которые изначально поставлен человек и которое определяют его деятельность.
В любом понимании, абсолютная свобода недостижима и невозможна:
§ во-первых, в силу наличия необходимости - довлеющие над человеком природные и общественные законы;
§ во-вторых, в силу наличия ответственности.
Обретение человеком свободы неизбежно приводит к ответственности за свои поступки.
Ответственность - осознание себя как причины совершаемых поступков, во внутреннем контроле за ними. Социальная ответственность - поведение человека в соответствии с интересами других людей и общества в целом.
Внутренняя свобода не ограничивается ее ответственностью, но через нее существует и развивается. Внутренняя свобода является необходимым условием раскрытия творческого потенциала личности.
Общество должно предоставлять человеку определенную степень внешней свободы, которая необходима для свободной деятельности.
|
|
Свободное общество - общество, предоставляющее:
§ в экономической сфере свободу предпринимательской деятельности, защищающее конкуренцию;
§ в политической сфере - плюрализм и демократические принципы устройства;
§ в духовной - свободомыслие, религиозный и идеологический плюрализм;
§ в социальной - возможность социальной мобильности.
1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы
Существует три различных определения понятия общество: общество в широком смысле, общество в узком смысле, общество как система. Все они являются правильными, но раскрывают различные аспекты понимания общества.
1. Общество в широком смысле - обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, обладающих волей и сознанием и включающая формы их объединения и способы взаимодействия.
В данном понимании подчеркивается зависимость общества от природы и влияние природы на общество на любом этапе его развития. Кроме того, влияние общества на природу, особенно на современном этапе развития общества.
2. Общество в узком смысле - совокупность людей, объединенных общей деятельностью и общими интересами.
|
|
3. Общество как система - это динамичная сложноорганизованная система, отличающаяся следующими чертами (черты общества как системы):
§ упорядоченность, наличие законов, принципов, определяющих функционирование общества;
§ целостность, общество является единым целым;
§ интегративностъ, у общества как целого имеются интегративные свойства, то есть свойства, не сводимые к свойствам отдельных моментов;
§ сложноорганизованность, общество состоит не из простых элементов, а из подсистем, имеющих внутреннюю структуру, и, в конечном итоге, из людей, каждый из которых обладает волей и сознанием;
§ динамичность, способность к изменению отдельных частей, их развитию или деградации, при сохранении целостности всего общества;
§ самодостаточность, способность поддерживать свое существование.
Сложноорганизованность общества означает, что оно состоит из подсистем общества (сфер общественной жизни):
1. экономическая сфера, которая включает производство материальных благ и отношения, возникающие в процессе производства - распределение, обмен, потребление материальных благ.
2. социальная сфера, включающая социальную структуру и социальные группы
|
|
3. политическая сфера, в которой общество осуществляет саморегуляцию, управление с помощью институтов государства и права.
4. духовная сфера - это сфера общественного сознания, в которой осуществляется духовное производство и создаются духовные блага.
Каждая из этих сфер автономна (независима) в том, что ее существование определяется законами и принципами несводимыми к законам других сфер.
В то же время, все они взаимосвязаны и переплетены в реальной жизни общества и деятельности индивидов.
Кроме сфер общественной жизни в структуру общества входят такие элементы как социальные институты (институты общества) (см. п. 1.9.).
1.9. Основные институты общества
Социальный институт - исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их взаимодействие и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.
В соответствии с фундаментальными потребностями общества (воспроизводство рода, безопасность и порядок, средства существования, получение знаний, социализация, духовные потребности) выделяют пять основных институтов общества:
1. институт семьи
2. государство
3. производство
4. духовные институты (религии, науки, морали)
5. образование.
Институты необходимы для:
§ объединения больших масс людей, занятых определенным видом деятельности;
§ закрепления конкретных видов и форм взаимодействия;
§ нормативной регуляции этих видов деятельности, стандартизации поведения своих участников;
§ формирования системы учреждений, наделенных материальными средствами для этой деятельности;
§ социализации личности
1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Духовная сфера жизни общества
Духовная сфера жизни общества - сфера, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, проявляющаяся в духовном производстве для удовлетворения духовных потребностей и создании духовных ценностей.
Жизнь общества в духовной сфере складывается из следующих элементов: (элементы духовной жизни)
1. мораль - совокупность правил поведения, производных от представлений людей о справедливости и несправедливости, добре и зле.
2. религия - система верований в сверхъестественное, обрядовых действий, традиций, религиозных институтов.
3. искусство - творческая деятельность людей, направленная на передачу объективной реальности через субъективные переживания с помощью художественных образов.
4. наука - система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логическом виде, имеющих форму теории.
5. право - система формальных общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством, гарантированных его принудительной силой.
6. идеология - совокупность представлений, объясняющая социально-политическую реальность и формирующая к ней отношение, используемая политической элитой для воздействия в своих целях на массовое сознание.
7. философия - дисциплина, изучающая наиболее общие проблемы устройства окружающего мира, общества и человека.
Сам процесс духовной жизнедеятельности имеет следующую структуру (структура духовной жизни):
1. Духовные потребности. Духовные потребности - это потребности в создании и освоении духовных благ.
Особенности:
1) духовные потребности не заданы биологически, а проявляются и развиваются в процессе социализации;
2) духовные потребности не исчерпываются по мере их удовлетворения, а увеличиваются и усложняются;
3) духовные потребности служат показателем развития личности: чем больше духовных потребностей у человека и чем они сложнее, тем более развита его личность
2. Духовное производство. Духовное производство - это производство общественного сознания, результатом которого являются:
1) идеи, теории, образы и другие духовные ценности;
2) духовные общественные связи индивидов;
3) личность человека.
3. Духовные ценности (блата). Духовные ценности - это блага, проявляющиеся только через сознание людей и направленные на удовлетворение духовных потребностей.
Особенности:
1) духовные блага относительны, они зависят от культуры и эпохи 2) духовные блага неисчерпаемы, они не уменьшаются по мере их потребления, а, наоборот, развиваются.
Культура:
§ слово происходит от латинского глагола, означающего «возделывание почв»;
§ в широком смысле, это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепленных в общественной практике;
§ в узком смысле, это отрасли творческой деятельности, связанные с искусством.
Формы культуры: материальная и духовная.
Материальная культура - совокупность объектов культуры, существующих в чувственно-предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.
Духовная культура - совокупность объектов культуры, существующих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения ду-ковных потребностей.
Разновидности культуры.
1. Культура подразделяется на народную, элитарную и массовую.
В традиционном обществе можно четко выделить народную и элитарную культуру.
1. Народная культура - культура, характерная для определенной этнической общности (народа, нации).
Особенности:
а) простота, доступность;
б) анонимность, создается всем народом;
в) стабильность, неизменность;
г) связь с национальными корнями;
д) служит для национальной самоидентификации;
е) возникает в процессе практической деятельности людей.
2. Элитарная культура - культура, характерная для высших слоев общества.
Особенности:
а) сложность, доступность только для избранных;
б) создается определенными авторами;
в) создается профессионалами;
г) служит для отделения высших слоев (аристократии) от простых людей;
д) постоянно развивается, усложняется;
е) интернациональна
3. Массовая культура. Появляется в конце XIX - начале XX века. Предпосылки:
1) развитие технических средств коммуникации - средств массовой информации;
2) изменение социальной структуры общества (противопоставление аристократии и простых людей значимое для традиционного общества стирается в индустриальном).
Особенности:
а) коммерческая направленность;
б) простота и доступность форм;
в) создается профессионалами;
г) интернациональна.
В современном обществе массовая культура доминирует, она практически вытеснила народную; в то же время, элитарная культура сохраняется как средство творческого самовыражения, не направленное на массовое потребление и коммерческую выгоду.
Существуют различные точки зрения по поводу влияния массовой культуры на человека.
Положительное влияние:
§ так или иначе, приобщает каждого к культуре;
§ имеет свои высоты и достижения;
§ удовлетворяет потребности в досуге и развлечениях;
§ является средством самовыражения.
Отрицательное влияние:
§ снижает общую планку культурного уровня;
§ формирует искусственные потребности и запросы;
§ формирует стандартное поведение и вкусы;
§ насаждает социальные мифы.
II. Также культура подразделяется на господствующую, субкультуры и контркультуры.
1. Господствующая (доминирующая) культура - культура понятная и доступная всему обществу и принимаемая большинством общества.
2. Субкультура - культура, присущая определенной социальной группе. Субкультура является своеобразной разновидностью господствующей, но служит целям выделения и идентификации членов этой группы (профессиональной, национальной, демографической).
3. Контркультура - культура, прямо противопоставляющая себя господствующей, переворачивающая ее ценности и принципы. Контркультура является выражением протеста и несогласия с ценностями доминирующей культуры.
1.11. Наука
Термин наука может пониматься в трех смыслах: как социальный институт, как отрасль духовного производства, как система знаний.
1. Наука как социальный институт - система организаций, учреждений вырабатывающих, распространяющих и внедряющих знания, а также норм и принципов, регулирующих их деятельность.
2. Наука как духовное производство - особый тип духовной деятельности, направленной на получение достоверного и обоснованного знания.
3. Наука как система знаний - упорядоченная система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логической форме.
Отличительные черты науки:
1. Обоснованность - любое утверждение, принимаемое наукой, должно иметь свое доказательство.
2. Универсальность - знание, полученное в одной области, должно быть применимо ко всем подобным.
3. Системность - научные знания упорядочены, выражаются в форме теории.
4. Объективность - наука стремиться к объективному, не зависящему от воли познающего субъекта, знанию.
5. Безграничность - наука постоянно развивается, любая теория не претендует на абсолютность и может быть опровергнута.
6. Математизация и формализация - точность в науке достигается за счет использования формализованных языков и языка математики.
7. Терминологический аппарат - научные понятия, зафиксированные на теоретическом уровне.
Функции науки:
1. Познавательная - описание и объяснение окружающего мира, общества и человека (реализуется, в основном, в фундаментальных науках).
2. Практически-действенная - участие в преобразующей деятельности общества (реализуется, в основном, в прикладных науках).
3. Прогностическая - предсказание явлений в будущем.
4. Социальная - содействие в развитии общества.
5. Культурно-мировоззренческая - формирование научного мировоззрения.
Фундаментальные науки глубоко погружаются в объект исследования и дают основу прикладным наукам. Прикладные науки применяют свои знания на практике.
Уровни научного знания. Выделяют два уровня научного знания - эмпирический и теоретический.
1. Эмпирический уровень характеризуется непосредственным познанием внешних сторон объектов, выявлением наблюдаемых фактов и фиксацией закономерностей.
Формы эмпирического познания - научный факт и эмпирический закон. Эмпирическое познание использует методы:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) измерение;
г) описание;
д) сравнение и др.
2. Теоретический уровень осуществляет опосредованное познание, проникает в сущность явлений и объясняет их.
Формы теоретического уровня познания - закон, гипотеза, теория. Теоретическое познание использует методы:
а) дедукция;
б) индукция;
в) абстрагирование;
г) идеализация;
д) систематизация и др.
Помимо эмпирических и теоретических методов, существуют универсальные методы, применение которых возможно на любом из данных уровней.
К ним относятся:
а) аналогия;
б) анализ;
в) синтез;
г) классификация;
д) моделирование.
Виды наук.
Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.
1. Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача - объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.
2. Социально-гуманитарные науки изучают общество и объекты культуры.
Социальное познание - изучение объективных законов функционирования общества, его институтов, а также социальных групп и индивидов в рамках общества.
Особенности социального познания:
1. совпадение субъекта и объекта познания;
2. особая сложность объекта познания - общества, состоящего и множества подсистем;
3. ценностная нагруженность познания;
4. влияние процесса познания на объект;
5. затрудненность проведения эксперимента
Социальная ответственность ученого - ответственность ученых за неоднозначные последствия своих открытий и внедрения их в практику.
1.12. Образование
Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению и передаче знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.
Функции образования:
§ экономическая - передача и освоение навыков профессиональной деятельности;
§ социальная - социализация личности и воспроизводство социальной структуры общества;
§ культурная - передача и освоение достижений духовной культуры предыдущих поколений.
Система образования - совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование.
Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики.
В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования;
2) приоритет общечеловеческих ценностей;
3) право личности на свободное развитие;
4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
5) общедоступность образования;
6) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
7) светский характер образования в государственных учреждениях;
8) свобода и плюрализм в образовании;
9) демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Ступени образования в РФ:
1. дошкольное
2. общее (школьное, среднее)
а) начальное
б) основное в)полное
3. профессиональное
а) начальное б)среднее
в) высшее
г) послевузовское
4. дополнительное.
Тенденции в развитии образования:
а) демократизация системы обучения и воспитания (общедоступность);
б) гуманитаризация процесса образования (повышенное внимание к гуманитарным дисциплинам);
в) гуманизация процесса образования;
г) компьютеризация процесса образования;
д) интернационализация процесса образования;
е) непрерывное образование;
ж) рост продолжительности образования.
Важнейшим путем получения образования является самообразование - получение знаний без непосредственного контроля и помощи учителей и педагогов.
1.13. Религия
Термин «религия» - от латинского слова «связывание, повторное обращение к чему-либо».
Религия - система верований в сверхъестественное, обрядовых действий, традиций, религиозных институтов.
Основа любой религии - вера в сверхъестественное.
Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 11; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!