Культурный процесс в современном обществе



Задачей культурного процесса является объединение одиночек в сообщество, которое связывает влечением людей друг с другом. Но если внимательно рассматривать соотношение культурного развития человечества и индивидуального процесса развития или воспитания индивида, то можно заметить, что они схожи по своей природе, если вообще не представляют собой один и тот же процесс развития объектов. Культурное развитие человеческого рода есть обобщение, а не развитие одного индивида. При однородности целей не удивляет сходство средств исполнения: здесь - включения индивида в ряды человеческой массы, там - установление из множества коллективов их единства. Огромное значение имеет одна отличительная черта обоих процессов. Программа принципа удовольствия в индивидуальном развитии придерживается цели - достижения счастья. Вхождение в сообщество или приспособление к нему необходимые условия для достижения этой цели. Иначе говоря, индивидуальное развитие рассматривается как соединение стремлений, таких как «эгоистическое» (стремление к счастью) и «альтруистическое» (стремления к объединению с другими).

Таким образом, индивидуальное развитие имеет особые черты, которые не повторяются в культурном процессе человечества. Первый процесс, цель которого - это вхождение индивида в сообщество только там, где он совпадает со вторым. У каждого человека сталкиваются два стремления - к собственному счастью и к объединению людей. Точно так же процессы индивидуального и культурного развития. Но борьба не следует из двух первичных влечений, Эроса и Смерти. Эта борьба допускает согласие человека с обществом в культуре будущего.


Заключение

Основная проблема человека, по мнению Зигмунда Фрейда, это нахождение равновесия между влечениями бессознательными и моральными требованиями культуры. В последние годы жизни Фрейд сомневается во многих завоеваниях цивилизации. Он высказывался: "Люди располагают такой властью в своем господстве над силами природы, что, пользуясь ею, легко могут уничтожить друг друга вплоть до последнего человека. Они это знают - отсюда возникает значительная доля их теперешнего беспокойства, их уныния, их мрачного предчувствия". Одним из недостатков концепции Фрейда считается недопустимость всего многообразия культуры к особенностям индивида. Так же стоит отметить, что пан сексуализм (заинтересованность и желание, происходящее от полового инстинкта), как основной принцип объяснения, отвергнут даже последователями Фрейда.

Помимо недостатков концепции были и достижения: выделение значительной роли бессознательного в деятельности человека и функционировании культуры, создание концепции личности, которое ориентируется на взаимодействие с культурой, исследование психоаналитической функции культуры, формирование направления изучения особенностей отклоняющего поведения, соотношение норм различных культурах.

По мнению многих концепция Фрейда нуждается в поправках, хоть он и сделал значительный шаг в понимании развития культуры человеческого общества. Создав свою теорию, Фрейд раскрыл тайны психики человеческой личности.


Список литературы

1. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. [Электронный ресурс], Москва, 1990 год.

2. Фрейд З. Я и Оно. [Электронный ресурс], Москва: Олимп, 1997 год.

3. Сборник сочинений Зигмунда Фрейда.[Электронный ресурс], Москва: Новый век, 1995 год

4. Фрейд З. Тотем и табу. [Электронный ресурс], Москва: Новый век, 2001 год.

 


[1] http://world7.ru/lib/38-classic/408-totemandtaboo


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 11; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!