Культура как регулирующий фактор социальных отношений



Элементы культуры присутствует уже в первой попытке урегулировать социальные отношения. Если бы этой попытки не было, то отношения устанавливались бы в зависимости от интересов и влечений физически сильного индивида. Совместная жизнь стала доступна только с формирования более сильного, чем любой другой индивид, и объединившегося против каждого индивида в отдельности. Власть такого общества противостоит теперь как «право» власти индивида. Замена власти индивида на власть общества стала решающим шагом для культуры. Сущность заключается в ограничении себя в своих возможностях удовлетворения влечений, тогда как индивид вообще не признает каких-либо ограничений.

Следующим культурным требованием, которое рассматривал Фрейд, является справедливость или гарантия того, что раз установившийся правопорядок не будет нарушен в пользу отдельного индивида. Дальнейшее культурное развитие было направлено на то, чтобы право не превращалось в самовластие каст, сословий и племен, которое занимало бы по отношению к широким массам господствующее положение путём насилия отдельного индивида. В конце концов, результатом чего должно быть право, распространяющееся на всех приносящих в жертву свои инстинктивные влечения, и никто не должен становиться жертвой грубого насилия.

По Фрейду индивидуальная свобода не является культурным благом. Она была максимальной до всякой культуры, не имея в то время, особой ценности, так как индивид не мог ее защитить. Свобода ограничивается вместе с развитием культуры, а справедливость требует, чтобы ни от одного из этих ограничений нельзя была уклониться. В результате немалая часть борьбы человечества сосредоточивается вокруг одной цели - найти равновесие между индивидуальными притязаниями и культурными требованиями масс.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!