Личность и культура



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО СВЯЗИ

ФГБОУ ВО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ»

(СибГУТИ)

 

 

Кафедра СПП

Курс: Культурология

Тема

Концепция культуры Зигмунда Фрейда

Выполнила: студентка I курса

ГФ, гр.ГР-51,

Щапова К.П.

Проверила: Гилева Е.В.

Работа сдана:22.12.2015год

Работа проверена:

Новосибирск 2015

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1.Концепция зарождения культуры и её основа…………………………5-7

2.Путь к культуре ………………………………………………………...…..8

3.Личность и культура………………………………………………………..9

4.Культура как регулирующий фактор социальных отношений…………10

5.Культурный процесс в социальном обществе……………………………11

Заключение……………………………………………………………………12

Список литературы…………………………………………………………...13

 


Введение

Зигмунд Фрейд в 1856 родился в Чехии. С 1876 по 1882 г. работал в лаборатории физиологии животных у Эрнеста Брюкке, последователя Гельмгольца. Энергетические построения Гельмгольца переносил на область психологии. Стимулом к разработке особой психологической концепции Фрейда послужил опыт Жана Шарко по гипнотическому лечению неврозов и наблюдения венского врача И.Брейнера. С 1902 г. - профессор Венского университета.

Свою концепцию культуры Зигмунд Фрейд впервые описал и доказал в работе[1] «Тотем и табу. Психология первобытной культуры», которая была издана в 1913 году. Данная работа я используется в качестве основы для рассмотрения взгляда Фрейда на происхождение культуры. Продолжением этой работы можно считать знаменитую работу «Недовольство культурой», которая первоначально была названа Фрейдом «Недовольство в культуре». Во многом это объясняется тем, что термин «культура» очень многозначен. Так как, если в русском языке он имеет, одновременно с прочими, тот же смысл, который вкладывают в него немецкоязычные философы, то в английском и французском переводах (Civilization and Its Discontents) пришлось поменять «культуру» на «цивилизацию». Фрейд специально оговорился, что не проводит между ними различий. К тому же немецкое название передает два оттенка - «недовольство в культуре» существует у людей потому, что они недовольны ею, имеется «недовольство культурой», о котором и идет речь в книге. Эта работа была использована для оценки взглядов Зигмунда Фрейда на роль культуры в современном обществе.

Ещё один общеметодологический принцип единства фило- и онтогенеза, предложенный Эрнестом Геккелем, заложен в основе психоаналитической концепции культуры и означает, что в детстве (онтогенез, индивидуальное развитие) человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества (филогенез, родовое развитие — происхождение).

Данный теоретический принцип был применен 3. Фрейдом в построении теории культуры, когда он впервые попытался рассмотреть параллельно детство (вхождение в культуру) и становление культуры. Только, сложный и разнообразный мир детства был сведен лишь к развитию сексуальности и роли травматических ситуаций, но сам путь анализа культуры через познание детства последующим развитием науки был признан продуктивным.


1. Концепция зарождения культуры и её основа

Культурная история начинается с того, что Зигмунд Фрейд характеризует «докультурное» состояние человечества, используя гипотезу шотландского этнографа Аткинсона о "циклопической" семье. Согласно Аткинсону первоначальной формой организации жизни человека была "циклопическая" семья, состоявшая из самца и самок с детенышами. Самки находились в безраздельном пользовании у самца. Повзрослевших самцов изгоняли из семьи. Они жили поодаль, пока один из них не сменял состарившегося главу семьи. Дальнейшее течение событий Фрейд описывает как древнюю каннибальскую трапезу, где братья соединяются, убивают и съедают отца, тем самым закладывают конец отцовской орде. Они осмеливаются сообща совершить то, что было бы невозможно по отдельности. Описанная выше трапеза, как полагает Фрейд, сохранилась впоследствии в виде ритуальной тотемической трапезы - жертвоприношения: первобытный клан убивал и торжественно поедал свое тотемическое животное, своего бога. Тотемическое животное замещало отца, которого убивали и съедали восставшие сыновья.

Но после отцеубийства сыновьями овладевает чувство раскаяния, страха, стыда и вины за содеянное. Сыновья накладывают запрет на повторение подобного действия, а для устранения самого повода к раздорам запрещают брачно-половые отношения с женщинами своего клана (кровнородственное объединение внутри одного клана). Это явление получает название экзогамии. Она представляет собой брачно-семейные отношения, исключающие половую связь между членами одной близкородственной общности в отличие от эндогамии, разрешающей подобные отношения.

Впоследствии образ отца заменяется на тотемическое животное, на которое устанавливается запрет: тотем нельзя убивать. Но во время ритуальных праздников, когда разрешено запрещенное, тотемическое животное убивают и поедают. Этот ритуал, включающий и оплакивание жертвенного животного, служит напоминанием о первородной вине человека, о вине перед отцом, ставшем Богом. В данном случае, Фрейд связывал воедино следующие основные тезисы психоанализа: вражду к отцу, тайное желание смерти отца, первичную травматическую ситуацию, изменение влечений из деструктивных в культурно-приемлемые (от убийства к ритуалу убийства).

Таким образом, 3. Фрейд стремится объяснить происхождение религии. «Тотемическая религия произошла, — писал он, — из сознания вины сыновей, как попытка успокоить это чувство и умилостивить оскорбленного отца поздним послушанием. Все последующие религии были попытками разрешить ту же проблему различными способами, в зависимости от культурного состояния, в котором они предпринимались, и от путей, которыми шли, но все они преследовали одну цель - реакцию на великое событие, с которого началась культура.

 

Основа концепции

Для доказательства своего варианта начала культуры Фрейд приводил примеры фобий (боязней) детей к определенным видам животных, даже домашних (корова, лошадь и т. д.). Объяснял он эти явления, распространенные в различных культурах, тем, что по отношению к отцу боязнь переносится на животное. Появление фобий в детстве он рассматривает как повторение начала культурного процесса, как отклик древних событий в генетической памяти.

Любая религия, согласно Фрейду, представляется в виде некоего навязчивого невротического состояния. Страх перед отцом, чувство вины порождают беспокойство, которое уходит только в результате использования ритуалов-церемоний.

Фрейд отмечал, доказывая близость психологической структуры невроза и религиозного ритуала, что в обоих случаях присутствует внутреннее принуждение, сильный страх при отступлении от религиозного или невротического церемониала. Таким образом, религия и невроз, согласно точке зрения Фрейда означают защиту от неуверенности и страха, которые порождаются уничтоженными влечениями. В соответствии с этим религия -универсальный невроз навязчивости, а невроз можно рассматривать в качестве личной религии индивида.

 


Путь к культуре

Теория о развитии культуры, как защиты от общества и общественных отношений получила развитие в работе Фрейда «Недовольство культурой».

Фрейд подчеркивает - «слово «культура» обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми».

К культуре относятся все формы деятельности, все ценности, которые приносят человеку пользу, защищают его от воздействия природы. В результате получается исполнение большинства пожеланий: все это человек создал посредством науки и техники, появившись на земле поначалу как «слабое животное», на земле, «где и ныне каждый индивид должен являться на свет как беспомощный младенец». Все это человек должен рассматривать как достижение культуры. С давних времен человек создавал себе идеальное представление о «всемогуществе и всезнании», воплощением которых были боги. Им он приписывал все то, что было ему запрещено. Можно сказать, что боги и были его культурными идеалами. Теперь он очень близко подошел к достижению этих идеалов, он сам сделался чуть ли не богом, только настолько, насколько человеческий смысл признает эти идеалы достижимыми. В одних случаях они совершенно неисполнимы, в других - наполовину. Человек становиться величественным, когда употребляет все свои вспомогательные органы, но они с ним не соединились и доставляют ему порой еще немало хлопот.

Личность и культура

В психоаналитическом учении о культуре 3игмунд Фрейд дополняет «принцип удовольствия», влечение к Эросу («инстинкту жизни») стремлением к Танатосу («инстинкту смерти»), как побуждение человека к действию. Для понимания данной концепции важна его усовершенствованная модель личности, в которой Я, Оно и Сверх-Я борются за сферы влияния. Оно (id) - является источником всей психической энергии, что делает его основным компонентом личности. Я (Ego) - компонент личности, который отвечает за взаимодействие с реальностью (культурной и природной). Сверх-Я (Super Ego) - это аспект личности, который содержит все усвоенные нами моральные нормы, ценности и идеалы в культуре.

Сверх-Я есть соединяющая нить между культурой и внутренними слоями личности. Данные понятия – это способ объяснить поведение, деятельность человека современной и древней культуры, нормального и безумного.

Кроме стремлений к Эросу и Танатосу, Фрейд выделяет у людей врожденную склонность к разрушению и страсть садизму. В связи со складывающимся негативным портретом человеку необходима культура, которая, сумеет присвоить средства обязательств и власти меньшинством сопротивляющемуся большинству. Элементы духовной культуры - религия, искусство и наука - это вытеснение подавленных бессознательных импульсов в социальных и культурных формах.

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!