М. Шелер Фил антропология — читать



Фил антр — развиралась преимущественно в Германии и связанна с именами Гелен, Шелер...

...

Марксизм критикует антр с позиции историзма. Что это не философское занятие.

Очень большой влияние на ф антр оказал психоанализ.

Из попыток соединить марксизм и психоанализ выходят много систем фил антр.

Разные направления связывает постановка вопроса: что такое человек. Вопрос об определении человека.

Исследование структур специфического человеческого опыта мира. Это исследование не сводится к описание модификаций этого опыта, а сводится к критического прояснения и обоснования опыта мира. В ходе этого обоснования можно четко вылинить ряд основных моментов:

1. чел-е бытие есть бытие осознанное (он особым образом относится к своему бытию)

2. чел-е сознание есть самосознание (специфика человека в способности к рефлексии)

3. чел-кий опыт есть опят практической активности (чел сам творит мир, в котором он живем)

4. модусом чел-ого существование яв-ся возможность (человек есть свой собственный проект, а животное всегда задано, но есть надстройка возможности) Человек существо самопроизводящее

· парадигма жизни связана с выставлением на первый план того обстаятельства, что чел-к витальное существо, а значит он составная часть … природы (Берксоновская ветвь спетуальстическая витализма, биологический витализм представ Клагес; концепции социал-дарвинизма; механициского эволюциализма, философско-оргинтированная биология Экскюль))

· парадигма (экзистенции) Кьертегора о человеке как самости (диалектика положенности и самопологание).

 

Истоки антр это Дильтей (переформулировал Гегелевсную … объективного духа, стало возможно говорить о анрт как самостоятельной области знания;),

 

Влияние оказала антипсихологическая феноменологическая установка. Человеческое может быть постигнуто только исходя из самого человека.

 

Жизненный мир.... Гуссерль

 

 

Фил антр как направление исследований претендуш на стату сасостоят дисцеприна возник в Германии в конце 20 гг. Распространяется во Европе. Первый проект «Положение человека в космосе» и всторая программная работа Плеснера «Степени органического и человека».

Произведение Гелена «Человек и его природа положение в мире»

 

В них (2 работ) философская антр замышляется как наука.

 

По мнение антр фил-ф … и экзистенциализм уводит исследователя в сторону. Делез: человека отлисает от всего другого это самосознание. Это существо способное занимать дистанцию по отношению к самому себе.

 

 

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ М. ШЕЛЕРА

 

Он яв-ся основоположником антр.

Он ставит вопрос что такое человек. Ставит этот вопрос фил арт-гии.

Всякое предметное бытие как внешнено так и внут мира следует соотнести сначала с человекам. Все формы бытия зависят от бытия человека. И только на основе выяснения сущносного состояния человека, к-е должна исслетовать фил антроп исходя из духовных актов превоначально проистикающих из центра человека можно постичь истинные атребеты высших основы всех вещей. И онтологи и фил религии и вся метафизикка выстраиваются исходя из антр.

 

ПАРАДИГМЫ АНТРОПОЛОГИИ ПО ШЕЛЕРУ (5 важнейших идей в истории человечества, 3 всеобщии идеи и 2 новые)

1. Идея иудаистской-христианская анр-ая парадикта. Это идея совокупность воззрений о грехе, о рае и т. д.

2. Рационалистическая парадигма. Идея Homo Sapiens. Есть сознание. Высокое положение человека по сравнению с другими живыми существами. Тут человек умный, но безликий. Тут человек является человеком только благодаря разуму.

1. Чел едиственный яв-ся носителем спец-ого факторо разума не разложимого и не сводимого и не сводимого к другим низшим факторам.

2. Основное свойство разума — способность познавать сущее как оно есть.

3. Разум тождественен самому себе

Это способность разума коренится на одной предпосылки — богоданность разума. Человеческий разум тождественен мировому логосу.

3. Идея хомо фабер человека деятельного. Это натуралистическая парадигма. Тут тоже человек занимает центральное место. Но отличие человека от всего живого — сложностью соединения энергий и способностей. Определяющее начало в чел это инстинкты. Инстинкты делятся на 3 основные группы.

1. Экономические теории. Борьба классов. Борьба за места у кормушки и корыта. Инстинкт питания

2. Инстинкт размножения. Фрейдосвское Либидо.

3. Инстинкт воли к власти.

4. Человек центр мироздания. Тезис о неизбежном декадансе. Человек больное животное, больное разумам. Он должен для выживание выработать новый орган — сознание. Разум метафизический паразит.

5. Человек самое высокоразвитое существо либо ему отводится особая миссия.

 

Все эти парадигмы ничем не объединены. До сих пор не ясно что такое человек. Все парадигмы рассматривают человека как вещь, а человек это не вещь. Человек есть направление движения самого универсума. Человек больше чем его наличностное бытие. Человек существо становящаяся. Человек есть одновременно и микрокосм и одухотворенное живое существо. Объеденнение этих 2 позициций способно объединить край рационалистического и натураличсокого подхода.

 

Задача фил антр точно показать как из основной структуры чел-ого бытия вытекают все спец-е монополии и дела человека (язык, совесть, инструменты, оружие, государство, искусства, религия и т. д.) как все это вытекает из человека.

 

УРОВНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

 

1. … В основании лежит общее для всего живого и для человека бессознательно-одушевленная основа (чувственный порыв). Это базовый уровень общий для всего живого.

2. Инстинкты. Это направленность на удовлетворение жизненно важных потребностей. На этом уровне проявляются те ценности, к-е конституирующие себя через знаки и символы. (Два уровня это уровни жизни)

3. Дух. Уровень духа самый высший. Дух из жизни не выводится, но он ее определяет. Человек как существо живое телесен, а человек становящийся не ограничен рамками материи. Дух удерживает человека в мире ценностей. Жизнь направленна вверх на вне жизненные ценности. Шелер укладывает на дух как на специфическую черту человека. Основным опред духовного существа яв-ся его экзистенциальная независимость от органического, свобода, отрешенность от принуждения и давления, от жизни и от всего что с жизнью связанно. Дух — единственная неразрывная структура, компоненты не мыслятся и не существуют. Самосознание возможно только благодаря духу. Второй признак чел: чел благодаря духу способен не только распространить мир в измерения мирового бытия, но каждый раз вновь определять свое …. и каждое свое переживание. Человек это единственное существо которое может сказать жизни «нет». Дух есть единственное …............................. может сделать предметом, а себя не может. Дух не предметность дух есть чистая актуальность. Ш выносить пон..... человек вынесен за рамки материального существа, он связан но не детерменирован. Личность это центр духа, а периферия чистая актуальность (воля, целеполагание).

 

В понимании Ш жизнь и дух внесубстанциональны. А относительно формы бытия иерархичны. То есть каждая более высокая форма бытия бессильна против низкой.

 

ИЕРАРХИЯ ФОРМ БЫТИЯ:

1. неорганическая

2. жизнь

3. дух

 

Уникальность человека связана с тем, что его жизнь отлична от его вещества, но с другой стороны чел отличен от жизни. Человек вечная задача самого себя. Нет чел как вещи. Есть чел как возможность.

 

В существе в котором сущностным элементом яв-ся дух........ постоянный процесс богостановление. Делать бога вещью, предметом это идолопоклоство.

 

Два атрибута человека: дух и порыв. Человек и Бог с самого начала друг друга предполанают. Челвек есть едиственно место где бог не только себя понимает и … а пространство для реализации бога, где он может спасти свою чистую сущность. Бог зависим от человека.

 

Поденные чело-е духовные и разумные функции можно свести к 3 определениям человека:

1. Человек в противоположность своим влечением, потребностям, внутр состояние своего организма способен быть определяемым внутр содержанием вещи.

2. Человеку присущая свободная от вожделения любовь к миру.

3. Только человек способен отличать сущность от наличного бытия и в этой сущности априорно усматривать то, что сохраняет значимость и истинность для всех случайных вещей и событий.

 

Благодаря соединению духа и порыва в человеке соединяются все сущностные ступени бытия. В нем природа пришла к концентрируемуму единству.

 

 

Работа Орде амарим — лучше ознакомиться

 

 

ПЛЕСНЕР

 

… ….

…......

Каковы условия возможности человеческого бытия и указать мести человека в бытии.

 

Средством яв-ся трансцедентальный вопрос об условиях возможеостях феномел-ки описываю ….

 

Он берет в качестве методологии феноменологию... от базисной структуре к феномену и потом наоборот чтобы объяснить структуру. Базисная структура яв-ся открывающе-экспонирующей ценностью.

 

Основной признак чел — способность совершать определенные действия.

 

П говорит о том, что чел утратил свою естественную самость, поэтому природа эксцентрическая. Чел приговорен к вечному поиску, к самосовершенствованию.

 

П интересно чел каков он здесь и сейчас. П критикует все сущ парадигмы.

 

Науки на говорят о человеке вообще, а рассматриваю его по маленьким отдельным частям, поэтому должна быть наука, к-я бы объединяла знания о человеке. Во всех других науках человек рассматривается как предмет.

 

Основа его феноменологии яв-ся принцип единство человеч-й жизни во всех его многогранности. Он пытается вывести своеобразия живой сущности челов-ок жизни из ….

 

Другой принцип методологии рассматривает человека как не постижимого и не исчерчиваемого.

 

Главная задаче П-ой антро-ой концепции сам человек защита его достоинств и свободы. Создать науку, к-я будет изучать не постезимость чело-ого бытия.

 

Человек занимает совершенно особое положение в мире. Особое положение сконцентрированно в понятии «эксцентричность».

 

Чел сущ-во планирующее и …, созидающее и страдающее, знающее искусство и религию, общество и право. Культурное существо желается и надеется, чувствует и верит и во всем этом должен познавать дистанцию между совершенством и своими возможностями.

 

ЭКСЦЕНТРИЧНОСТЬ

 

Сущность чел-ка ярко проявляется в э-ти. Благодаря ей чел воспринимает себя как личность. Э-ть вязана с чел-ким поведением, отношение человека к чему-то что принадлежит его существу к тому что есть он сам и что никогда не исчерпывается.

 

Э-ть это баланс м\у двумя сторонами (м\у властью и беспомощностью).

 

Существует личностный эксцентр, через к-й чел познает мир. Этот личностный эксцентр и есть Я. Исходя из него чел строит свои отношения с миром, с другими и самим собой. Эксцентричность означает то, что чел всегда колеблется (он всегда там где стоит и не стоит).

 

 

ЭКЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИАНАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

 

Отношения чел-ка к миру и все его действия в мире -горизонтальное направление.

 

И вертикальное — рассматривает чел как организм среди организмав. …. появляется через рассмотрение чело в коспомологическо-органической перспективе и в ряду звол всех живых существ.

 

Живое тело как яв-е предстает в 2-х аспектах внешнем и внутреннем. Различие внеш и внут имеют предметный характер. Значит есть некая граница и не внешняя и не внутр. Такой нейтральной зоной может быть только границы тела. Это свойство тела. Граница есть залог перехода от внешнего к внутреннему.

 

Всякое живое существо должно как тело должно обладать опред-й замкностью. Границы тела — залог жизни. С другой стороны любое живое сущ-во должно быть открыто среде, потому что оно от среды зависимою. Необходимое требование замкнутости и открытости позволят сохранять напряжение. Различные формы разрешение конфликта связаны с … Растения в среду встроены непосредственно — это открытая форма организации. ОФО — форма которая непосредственно организм в среду и делает его несамостоятельной частью.

 

Животная форма жизни — более высокая форма организованности, большая степень самоотнесенности. Живот ная облалает некоторой самостоятельностью. Это закрытая форма самоотнесенности — опосредовано встраивает организм со всеми его жизненными проявленими в среду и делает организм самостоятельной часть «живого круга». У животного есть специальные органы для связи со средой.

 

Человеческая форма жизни — осознает свою жизнь, переживания и … он отделяет Я и мое тело. А животное не отделяет. «Я» - находящийся вне самого себя пункт, поэтому тело человека всегда рефлексивно. «Я» не объективируемо, не дано как предмет. Поэтому будет бесконечная рефлексия, он от себя скрыт, он вне центра своих переживаний. Поэтому характер чел жизни — эксцентричен.

 

Эксцентир=ческая позициаональсноть позвалет трояко охар-ть в 3 ипостась:

- как тело

- как Я в теле — как живое тело

- как Я

 

Он также трояко членит мир. Мир нам дан чуствнно опосредован через границу, значит существует ограничение открытости миру. Культура — опосредующий орган …

Через культуру чел опредмечивает свои внутренние состояния. Чел переживает свои внутренние переживания, он способен их сделать предметом и пережить заново — это говорит о спец-ой жизни чел, к-я в двух аспектах:

- Душа — совокупность свойств и склонностей, темперамент, хар-р и др

- Переживания — психическая реальность с состоянии свой реализации.

 

Эксц-ая позициональность позволялет вылелить сферу других. И отношение человек к самому себе носит хар-р опосредованой непосредственности.

 

ОСНОВНЫЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

Основные формы отнош чел к бытию опред 3 основными анрт законами:

1. Закон естественной искусственности. Чел должен сам себе создавать. Чел может жить управляя своей жизнью.

2. Закон опостредованной непосредственности. В своем сознании чел обладает непосредственныи отношеним к вещам к-е опосдедованны. Он определяет свое отношение к этому отношению.

3. Закон утопического место. Чел никогда не может найти покоя, но всегда стремиться в этому покою. Становление чел не заканчивается. Это путь к абсолютному и попытки понимания абсолютного.

 

 

ГЕЛЕН

 

Начинает с критики культуры. Задается вопросом о положении чел в мире.

Он старается также выявить положения чел в мире как особым способом организованного живого существа.

 

Г идет по другому пути (не по ступеням). Г называет чел-а недостаточным существом. У животного есть полноценные инстинкты. Чел лишен полноценных инстинктов. Чел не находится в гармонии с окр-м миром, не находится во взаимном соответствии. Он открыт всему миру.

 

Г хочет отказаться от метафизики и старается разраб-ть такую концепцию чел-а, к-я бы опиралась на эмпирические категории. Эмпир постижимой яв- биологгч природа чел-а, поэтому он создает антропо-биологическую теорию. Чел рассматривается как спец-ая биологическая проблема. Решить к-ю можно по средством изуч условий его сущ-ия.

 

Все сущ-е свойства чел находятся в опред функциональной зависимости (не каузальной). Все эти св-ва образ систему антропо-биологических констант.

 

Уже на уровне соматики и морфологии чел очень отличается от животных.

 

Особая чел форма делает необходимыми интеллект, язык, труд и др. Как может выжить такое уникальное существо? Это сущ-во не достаточное, не готовое и он сам должен решать задачу своего выживания. Поэтому чел чтобы выжить вынужден действовать. Чел по средством дей-й делает себя тем что он есть. Тогда все дей-я вся жизнедея-ть вступает как средство и как орудия сохранения и поддержания его бытия.

 

Только чел дей-т особым образом. Дей-я чел-а в условиях выживания — овладение природой. Он не может жить в гармонии с природой. Он старается природные условия или ресурсы переработать в нечто, к-е будет служить его жизненным интересом. Культура это то нечто, к-е служит жизненным задачам чел-а. Без культуры чел выжить не может. Его настоящий мир это культурный мир. Не существует естественного человека. Г говорит, что культура это вторая природа чел-а, потому что готовых ресурсов и средств для такой формы организации жизни как человек в природе не существует.

 

У чел в отличие от все др жив существ сущ избыток побуждений. Значит чел-у нужно разгрузить себя, разгрузить избыток побуждений. Реализ одних побуждений у чел задействовать реализации других. Избыток побуждений становится причиной разгрузки. Он начинает более опосредованно относится у себе и окр-м. Чел самодистанцируется.

 

Животное живет, а чел ведет свою жизнь (он может планомерно изменять ее).

 

Разгрузку Г назыв деятельным самоосуществлением. Необходимая фун-ция выполняется символическим образом. Язык чел-а еще больше удаляет от материального, он начинает означивать и дей-ть опосредованным образом под дей-м символизации. Культура принадлежит природе человека и она не может быть отмыслена.

 

Сущностной чертой чел-а яв-ся способность ориентировать, блокировать и изменять свои побуждения. И может появится разрыв м\у эл-ми потребностями и дей-ми.

 

Это делает возможным прогнозирование ситуаций и прогнозировать собственных дей-й. Он себя планирует в будущее.

 

ЗЫ: Поэтому ему удается выживать

 

Язык выступает как прослойка м\у миром и чел-ом. Он позволяет на дистанции относится к миру. Это дает безопасность и делает возможным дистанционно-теоритическое осмысления мира в категориях языка.

 

Открытость чел миру означает, что чел в своей дея-ти в гораздо большей степени ориентир-ся на прогнозируемые обстоятельства, чем на те, к-е относятся к его непосредственной ситуации.

 

Животное вкл в мир что позволяет ему действовать в непосредственной ситуации.

 

Он рассматривает религию как одну из высших систем, по средством к-й чел управляет самим собой, этот способ организации дея-ти. У нее есть 3 основ фун-ции и соответ 3 видам интересов чел-а:

1. религия истолковывает мир

2. оформляет дей-я чел-а

3. и помогает решать проблемы проистекающий из бессилия чел-а.

 

Он говорит о соц-й организации общ-ва. Постоянное повторение оперед дей-й для чел-а целесообразно. Такая целесообразность даже заранее не предусмотренная может стать мотивом для получения стабилизации результата. Архаические институты семьи, животноводство — не предусмотренный результат религиозно-ритуально-изобразительного дей-я. Поддержание стабильности мира через ритуальные изображения и закрепления, они фиксируют мир, делаю его стабильным и дают возможность дей-ть вместо инстинктов. И такие институты опред сознания и волю чел-а. Типы общ-в повтараюи типы институров: эпоха культуры земледельцев, охотников.....

 

Современная индустриальная культура возникла около 200 лет назад где ведущая роль отводится техники. Сейчас институты не согласованы м\у собой и с моральной жизнью чел. Это значит что каждый раз когда чел попадает в опред ситуацию он должен решать ее самостоятельно. Чел становится один на один с обстоятельствами. Техника людей защищает людей и он становится все более беззащитен. Институты дают чел-у стабильность, они защищают нас от нас самих. И благодаря им у чел есть идентичность. Сам чел как институт в единственном числе. Общ-во в которм рушится институты заяв-ся атомарная агрессивность, к-я прибредает хар-р борьбы против всех.

 

Культура для чел естественна. Борьба всех против всех у животных нет. Она хар-на для чел только в опред эпоху, в к-й рушатся институты.

 

Типы культур, к-е скреплены традициями более стабильны. Прогрессирующая интеллектуальная дея-ть взрывает традиции.

 

Происходит примитивизация чел-а. Ужасающая естественность. Самодисциплинирование как условие к существованию.

 

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 31; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!