Школа, как инструмент создания новой культуры



В 1918 году было подписано положение о единой «трудовой школе», которое уничтожало все части старой школы: уроки, задания на дом, экзамены. А управление школы передавалось в руки «школьного коллектива», куда входили абсолютно все работники школы и ученики. Луначарский дал новое обозначение для учителей – «Шкрабы» (Школьный работник). Из детей пытались вырастить коммунистов от мозга костей.

В 1919 Ленин подписывает декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В нем написано, что «каждый человек от 8 до 50 лет обязан обучаться грамоте, те, кто будут уклоняться от этого, будут привлекаться к уголовной ответственности».Повсеместно начали создаваться чрезвычайные комиссии по ликвидации безграмотности. М.И. Калинин, В.И. Ленин, А.В. Луначарский возглавили общество «Долой неграмотность». Была создана широкая сеть школ, кружков и курсов. В 1913-1920 гг. грамотой овладели около 7 млн. че­ловек. По данным Всесоюзной переписи 1939 года, численность грамотных в возрасте от 16 до 50 лет под­нялась до 90%. Количество учащихся в общеобразова­тельных школах превысило 30 млн. человек по сравне­нию с 7,9 млн. в 1914 году, а количество выпускников вузов превысило 370 тыс. Число научных работников, занятых в 1800 научно-исследовательских учреж­дениях, увеличилось до 100 тыс., превзойдя уровень 1913 года почти в 10 раз. В то время из страны эмигрировали миллионы грамотных специалистов и ученых, что требовало усиление скорости подготовки кадров. Такая ускоренная программа по подготовке школьников привела к снижению качества обучения. Многие выпускники умели лишь читать, но не могли разобраться с новейшими достижениями в науке и техники.

· Литература

Жизнь литературной элиты отличалась от жизни простого народа. Для многих поэтов и писателей послереволюционный этап стал периодом творческого взлета и откровения, другие же эмигрировали из страны. Искусство становилось зависимым от идеологии и политики, что не устраивало многих поэтов и писателей. Эмигрировали: И. А. Бунин, А.И. Куприн, К. Д. Бальмонт, Е.И. Замятин, К. А. Коровин, Ф.И. Шаляпин, А.П. Павлова и другие. В 20-е годы, в атмосфере свободы рождались новые таланты и направления. Поэтическим выражением той эпохи стали – В. Маяковский, А. Блок и С. Есенин. М.Горький.

В.В. Маяковский, выдающийся представитель

авангардизма. В 1918 году он создаёт группу «Комфут» (Коммунистический футуризм), в 1923 «ЛЕФ» (Левый фронт искусств), пишет сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов - «Окна Роста».

С.А. Есенин. Есенин вошел в историю литературы, как проникновенный лирик, тонко чувствующий природу национального духа. Тема крестьянской Руси с ее «хилыми» избами и «тощими» полями, с ее песнями под тальянку, с белыми монастырскими стенами и ма­ковками церквей, занимает в его поэзии центральное место («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918). Ему так и не удалось понять «коммуной вздыбленную Русь», коллективизацию, индустриальный подъем и культурную революцию. Все его мироощущение было трагическим. Предполагают, что в возрасте 30 лет в состоянии депрессии Есенин покончил жизнь самоубийством.

А.А. Блок. Ранее творчество Блока развивалось в культуре символизма. Он никогда не стремился к высоким административным постам, хотя являлся председателем Петроградского отделения Союза поэтов. Лирика Блока ближе музыкальной стихии, нежели рифмованным стихам индустриальной поэзии Маяковского.

М. Горький. Сыграл особую роль в формировании социалистической культуры. В своих «заметках о революции и культуре» он высказал глубокие мысли, назвав их «несвоевременными», о серьезных опасностях, которые подстерегают русскую революцию в её отношении с культурой. К сожалению, многих опасностей, о которых писал М. Горький, русской революции избежать не удалось. В 1922 - 1924 гг. проводилось много дискуссий о формальном методе в искусстве, благодаря им появилось большое число новых, хорошо известных и сегодня журналов: «Новый мир», «Молодая гвардия», «Октябрь», «Звезда» и другие.

Поэты и писатели того времени: А.А. Блок, В.В. Мая­ковский, С.А. Есенин, А.М. Горький, Д.А. Фурманов, М.М. Зощенко, К.А. Федин, М.А. Шолохов, Л.Н. Тол­стой, В.В. Иванов, Л.М. Леонов, А.П. Платонов, М.А. Булгаков, Ф.В. Гладков, Б.Л. Пастернак, К.Г. Пау­стовский, В.П. Катаев, К.М. Симонов, И.Г. Эренбург, А.Т. Твардовский, А.А. Фадеев, Д.А. Гранив, А.И. Сол­женицын, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Р.И. Ро­ждественский, Г.Я. Бакланов, Ю.В. Бондарев, А.А. Ана­ньев, В.П. Астафьев, Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, В.Г. Распутин и др. - все они в своё время побывали во «внутренней эмиграции» - уклонении от политической и общественной жизни государства, вызванной с несогласием с господствующей идеологией. Одни из них общались с читателем эзоповым языком, другие, не желающие скрывать свои намерения и быть искренними, доходили до нервного срыва, самоубийства или, что бывало чаще остального – алкоголизма.

Люди того времени нашли решение проблемы с цензурой в юморе. Анекдоты, юмор и сатира слу­жили оборотной стороной официального искусства: чем худосочнее становилось второе, тем плодовитее было первое.

И. Ильф, Е. Петров и М.М. Зощенко – показательные личности. Они продемонстрировали, каких высот в искусстве можно добиться, если пользоваться иносказанием. Романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» рассказывают не о похождениях талантливого мошенника и авантюриста – здесь показаны социальные типы и нравы совет­ских людей 20-х годов. Произведения М. Зощенко зачастую подвергались сильнейшей критике, как клевета на советскую действительность. В его «Голубой книге» завуалировано показа­но то, о чем нельзя говорить в слух – люди, строившие коммунистическое общество, равно, как и все люди не лишены человеческих пороков.

Со страниц журналов сатирики говорили о том, что каждый день боялись произнести в слух миллионы людей. Они писали правду, которую Советская власть запрещала выставлять на показ. Коммунисты должны были выглядеть сильными и правыми во всем, что они делают. Культура от живого полета творчества превратилась в придворную служанку, пытающуюся угадить Советской власти.

· Живопись

Революция 1917 года заставляет живописцев переносить свои новаторские эксперименты из мастерских на улицы города.

С 1916 по 1921 в Москве начинает формироваться авангардное искусство. Открывается объединение «Бубновый Валет» (Кончаловский, Удальцова, Куприн и др.) и кружок «Супремус» (Малевич, Розанова, Попова, Клюв). В Москве открывается Институт Художественной литературы (Инхук) и создаются Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас).

Создаётся множество художественных объединений: Ассоциация художников революционной России (АХХР), Общество художников-станковистов (ОСТ), «4 искусства» и др. Художники старались создавать произведения понятные массам. В основном тематика произведений носила агитационный характер. Создателем живописной “Ленинианы” был И. И. Бродский. Не смотря на всяческие идеологические некоторые работы Бродского имеют несомненную художественную ценность (“В. И. Ленин в Смольном” 1930 г.)

Художники стремились найти новые средства и формы изображения советской действительности, которые были бы приняты широ­кой общественностью: «Председательница» Г.Г. Рижского (1895 — 1952), «Тачанка» М. Б. Грекова (1882—1934), «Расстрел 26 бакинских комиссаров» И.И. Бродского (1884-1939), «На стройке новых цехов» А.А. Дейнеки (1899-1969).

Важное место в развитии абстрактной живописи занимает В.В. Кандинский. Он является одним из основоположников абстракционизма.

Другим выдающимся творцом является К.С. Малевич. С его работ начинается эра супрематизма – искусства геометрической абстракции. С 1912 в его творчестве начинается эра футуризма, названная «кубофутуризмом» в нём геометрические формы, состоят из динамики. В 1915 году на выставке в Петрограде, Малевич выставляет свои 39 «беспредметных» работ, среди которых была его самая знаменитая работа – «Черный квадрат».

· Скульптура

После 1917 года искусство монументальной скульптуры приобрело особенное общественно-политическое значение. Пропаганда советов стремилась создать образ современности как героической эпохи, с помощью который народ смог бы построить великое будущее.

В 1918 году Ленин начал осуществление своего плана монументальной пропаганды. Были убраны памятники, не представляющие художественной ценности, к примеру памятники Александру III в Петербурге и генералу Скобелеву в Москве. На их место ставили памятники героям революции, общественным деятелям, художникам и писателям. Данные памятники служили пропагандой и наглядно изображали идеи социализма. Одним из самых монументальных памятников стала скульптура «Рабочий и колхозница». Данная скульптура демонстрировалась на выставке в Париже. В последствии эта скульптура стала символом страны.

В 20-30 годы наблюдается небывалый расцвет скульптуры, в частности монументальной, ведь в стране принята программа монументальной пропаганды. Создаётся новый стиль советской культуры, имеющий в себе три начала: традиционная архитектура, рационализм и конструктивизм

Снятие старых памятников и установке новых, монументальных должно было создать в сознании мысль о том, что от «старого мира» ничего не осталось, и только новая власть утверждается на века.

Театр и кино

В 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет «Об объединении театрального дела». Правительство, несмотря на кризисное состояние в стране, брало театры на гособеспечение. Театр становился одной из форм агитации и просвещения народа. Театры послереволюционного периода делились на традиционные, театры дореволюционной формации, студийные коллективы, левые театры и агитационные театры.

Традиционным театрам правительство дало автономию, дающую им право самим решать свои творческие проблемы с условием, что деятельность их не будет носить контрреволюционного или антигосударственного характера.

Театра дореволюционной формации делали первые шаги к сближению со зрителем. Они ставили классические пьесы романтического плана, в которых звучали мотивы, близкие по духу к революционным настроениям времени. А спектакли именовались «созвучными революции».

Студийное движение, бравшее своё начало в 1910-х гг., обрело после революции новый смысл и значение. Возникающие студии ищут новые театральные формы, ставят спектакли, отражающие время. В основе их репертуара преимущественно мировая классика.

Лидером левого театра стал В. Э. Мейерхольд безоговорочно принявший революцию. В 1918 г. он поставил в Петрограде первую советскую пьесу — «Мистерию-Буфф» В. В. Маяковского. Здесь в аллегорической форме изображалась «революционной мистерии река и буржуазии буфф»; выходил на сцену новый герой — рабочий человек.

Кинематограф в 1917-1930-х годах являлся одним из главных оружий просвещения и коммунистического воспитания масс и средством, обеспечивающим реализацию одной из важнейших задач народного просвещения – всесторонней государственной помощи в самообразовании и саморазвитии рабочих и крестьян. В Советском государстве, при полном государственном контроле, расширяются социальные функции кино. Оно ставится самым массовым и любимым народом видом искусства. Уже в 1924 г. на партийном съезде прозвучало требование «обеспечить идейное руководство и контроль со стороны государства и партии», потому что кино превратилось «в проповедника буржуазного влияния и разложения трудящихся масс». Главной задачей кинематографа стало – создание фильмов о революционной борьбе, о Ленине, о становлении нового мира.

Частные киноателье выпустили ряд знаковых в истории фильмов: «Баряшня и хулиган», «Поликушка» и др. В 1925 г. под руководством режиссера Сергея Эйзенштейна создан один из лучших фильмов немого кино «Броненосец Потемкин», получивший высокую оценку во всем мире.

 

 


 

Вывод

В данной работе продемонстрированы важные этапы в истории России. Этапы, без которых нашу страну представить невозможно. Культурная жизнь России была непростой, но в то же время безумно насыщенной. От невероятного расцвета в эпоху серебряного века, до периода цензуры и пропаганды в послереволюционную эпоху прошла наша культура. Но, несмотря на все тяготы культурного развития в советское время, великие люди, жившие в то время все же, смогли, не смотря не на что, создавать поистине невероятные творения. Это говорит о том, что культура способна не просто изменяться с течением времени, а адаптироваться под это самое время.


 

Список литературы:

1. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.георгиева, Т.А.Сивохина. История России: учеб – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 528 с., с.328-329

2. Белый А. Арабески. Книга статей. М., 1911, с. 258.

3. Бердяев Н.А. Кризис искусства. М., 1990. с.4

4. Гуревич П. С. Человек и культура М.: «Дрофа», 1998 г.

5. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В. История России. XX – начало XXI века. Учебник для 9 кл. «Просвещение», 2002 – 50с.

6. Казарьянц К.Э. Культура педагогического сообщества как социокультурный контекст и среда развития личности. [Электронный ресурс]. –Электрон. данн. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kultura-pedagogicheskogo-soobschestva-kak-sotsiokulturnyy-kontekst-i-sreda-razvitiya-lichnosti

7. Кононенко Б.И. Особенности развития культуры ХХ века, 2000

8. Григорьев Н.Ф. Ленинский броневик. Избранное (повести и рассказы) – Ленинград. Детская литература 1986

9. Ленин В.И. Маевка революционного пролетариата, 1913 -300с.

10. Маринич А.А. Поэты Серебряного века: каталог книжной выставки / НИУ ИрГТУ, 2010

11. Николай Стариков. 1917 Разгадка «русской» революции, 2012 – 2с.

12. Неретина С., Огурцов А. Время культуры, СПБ, 2000

13. Штанько Е.С. Основные художественные течения и направления серебряного века. Специфические черты. [Электронный ресурс]. –Электрон. данн. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-hudozhestvennye-techeniya-i-napravleniya-serebryanogo-veka-spetsificheskie-cherty

 


[1] Направление в искусстве и литературе (конец XIX — нач. XX в.), проникнутое крайним индивидуализмом и мистицизмом. [Электронный ресурс]. –Электрон. данн. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Символизм

[2] Белый А. Арабески. Книга статей. М., 1911, с. 258.

[3] Модернистское течение в русской поэзии начала XX в., провозглашавшее, в отличие от символизма, материальность, предметность тематики и образов с позиции «искусства для искусства». [Электронный ресурс]. –Электрон. данн. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Акмеизм

[4] Формалистическое направление в искусстве и литературе 10-х гг. XX в., отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, к-рый должен был бы разрушить все традиции и приёмы старого искусства. [Электронный ресурс]. –Электрон. данн. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Футуризм.

[5] Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В. История России. XX – начало XXI века. Учебник для 9 кл. «Просвещение», 2002 – 50с.

[6] Ленин В.И. Маевка революционного пролетариата, 1913 -300с.

[7].А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.георгиева, Т.А.Сивохина. История России: учеб – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 528 с., с.328-329

[8] Николай Стариков. 1917 Разгадка «русской» революции, 2012 – 2с.

[9] Бердяев Н.А. Кризис искусства. М., 1990. с.4

[10] массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения, существовавшая с 1917 по 1932 год. [Электронный ресурс]. –Электрон. данн. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пролеткульт


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 11; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!