Оживленная геометрия



В обустройстве парков Возрождения вовсе не отказались от симметрии и точного расположения насаждений и декоративных составляющих сада. Просто планировка усложнилась и стала более затейливой и живой. Аллеи сплетались между собой интересным и неожиданным образом, могли кружить по всему парку и, наконец, приводить к фонтанам или уединенным кабинетам, беседкам или павильонам.

Периметр принято было окружать густой зеленой изгородью. Сад непременно наполнялся фонтанами и декоративными водоемами. Изысканность саду придавали античные скульптуры, гермы, амфоры и стелы из белого или розового мрамора.

 

14. Французское садово-парковое искусство.

Создателем французской школы паркового искусства считается величайший ландшафтный архитектор XVII в. А. Ленотр (1613-1700 гг.). Первым крупным его произведением был парк в поместье Во ле Виконт, принадлежавший министру финансов Франции Фуке. В этом парке Ленотр впервые применил не только в планировке парков, но и в градостроительстве трехлучевую композицию.

Планировка Версальского парка имела прообразы в барочных садах Италии и Голландии. Осевая композиция парка применена уже в Во ле Виконт. Новым в Версале было то единство пространственного замысла, которое соединило одной магистралью дворец и парк и придало подчиненное значение всем сопряженным с нею координатам. Благодаря открытой планировке план Версаля хорошо обозревается.

Дворец и парк - это как бы грандиозная карта. Вид с дворца - это главный вид на версальскую панораму. Хотя весь парк возведен на искусственно выровненной почве, на месте осушенных болот, он образует несколько уступов, так что дворец и главный партер возвышаются над остальными частями парка. Таким образом, кроме главной панорамы есть еще несколько других точек, откуда раскрываются перспективы парка. Со стороны дворца глаз легко охватывает перспективу.

Если попытаться сформулировать основные положения творчества Ленотра, получится следующая картина:

· в основе решения лежит подчинение деталей целому; применяются длинные и широкие перспективы (в отличие от коротких перспектив в садах итальянского Возрождения);

· строятся невысокие лестницы с широкими ступенями и парапетами;

· декоративные водоемы решаются главным образом гладкими поверхностями (без шумных водоемов итальянского барокко);

· широко применяются растения в кадках.

Некоторые аллеи перекрываются перголами, увитыми вьющимися растениями. И все эти приемы решаются в органическом художественном единстве.

 

15. Русское паркостроение. Влияние Запада и Востока.

Древнерусские сады носили утилитарный характер. Главное место в них отводили плодовым деревьям и огородам, но со временем появились и декоративные деревья: липа, лещина, рябина и др. Древнерусские сады располагались на возвышенностях, обносились живой изгородью или деревянной оградой. Обязательной принадлежностью сада был пруд, который служил для полива, купания катания на лодках и для разведения рыбы. До XIV века были распространены монастырские сады, например известный сад митрополита Алексея, разбитый на южном склоне Кремлевского холма у Москвы-реки. В конце XVI века появились так называемые аптекарские огороды или сады, в которых выращивались различные лекарственные растения.

Кроме утилитарных садов, в XVII веке развиваются и декоративные увеселительные – «красные» сады. Такие сады разбивались при царских дворцах в Коломенском и Измайлове.

В период царствования Петра I (1672-1725 гг.) в русском садовом строительстве осуществляется резкий поворот в сторону создания классических регулярных парковых ансамблей. Именно в это время были созданы знаменитые садово-парковые ансамбли в Петродворце, Стрельне, Царском селе, Ораниенбауме.

В 1710 г. была создана так называемая Садовая контора, в обязанности которой входила закупка и испытание различных растений, ввозимых из-за границы и предназначенных для строительства парков Петербурга и Москвы.

В отличие от Германии, Австрии, Бельгии, русские мастера не копировали французские регулярные сады, а стремились превзойти «европейский образец», зачастую внося в проекты творческие коррективы.

Привнесённый Петром I в начале XVIII века из Франции и Голландии, регулярный стиль претерпел в России существенную трансформацию – как в планировке садово-парковых ансамблей, так и в подборе ассортимента растений. Это было обосновано как местными природно-климатическими условиями (выраженная смена сезонов, суровые зимы, вынужденное использование адаптированных к местным условиям растений, масштабность природного окружения), так и национально-культурными традициями.

 

16. Сады Англии.

Ландшафтное искусство Англии родило много садово-парковых стилей. В своем большинстве, это регулярные дворцовые и замковые парки, английские пейзажные парки, эклектика, сады Викторианской эпохи и «новый природный стиль» или коттедж-гарден.

Парки аристократов – это помпезные замковые сады, которые включают в себя и приемы китайских садовников, и экзотические растения. В тоже время параллельно развивалось сельское садовничество. Оно было более практичным, и сад создавался для повышения качества жизни всей семьи. Если в аристократическом саду водоем был декоративным элементом, то в сельском английском саду из него брали воду для полива. Относительно растений можно сказать, что сельский сад мог порадовать овощами и ароматическими травами, применяемыми в кулинарии, домашней косметике, приготовления лечебных отваров, красителей для ткани, а также растения для букетов.

Шло время и коттедж-гарден, или сельский сад стал доминантой. Росло количество людей, а размеры владений уменьшались. Такой сад вмещал в себя и природную естественность английского пейзажного парка, практичность и ностальгию сельских садов, богатый растительный мир эклектики и Викторианского стиля.

Характерные принципы английского сада:

· Первый из принципов — это пейзажная планировка английского сада – элементы правильной геометрической формы там, где это удобно. А дорожки и тропинки, посадки деревьев, кустарников и цветов имеют свободные криволинейные очертания.

· Второй принцип — свобода в выборе растений

· Следующий — это ностальгические мотивы. Английский современный сад ни в коем случае не должен выглядеть новым: состаренные элементы призваны создавать впечатление, что у сада есть своя история

· Далее следует учитывать такой принцип как связь с историей и природой места, где создается сад

· И последний из принципов — сад для дома и дом для сада. Розарий как часть дома и семьи, и дом как часть розария, являет собой единение обоих в виде английского сада.

 

Главное в английском саду – это его природный вид. Все плавно сочетается друг с другом.

Уход за английским садом больше состоит в присмотре за ним. Его философия состоит в том, что он создан для удовольствия, а не рабского труда. Конечно, его надо поливать в засушливую погоду, подкармливать, опрыскивать препаратами от разных зараз, если они появились или были замечены в малюсеньком количестве. «Присмотр» за коттедж-гарденом сводится до укрощения агрессивных растений и легкой прополки самосева.

 

17. Основные понятия ландшафтной архитектуры. Связь ландшафтной архитектуры с архитектурой.

Понятие «ландшафтная архитектура» впервые было применено для обозначения этого вида деятельности в США в XIX веке, в период организации на территории этой страны общедоступных национальных ландшафтных парков, сохранявших уникальные памятники природы.

В современной практике ландшафтная архитектура понимается как разработка и создание искусственных композиций, повторяющих или воспроизводящих естественные природные формы.

Ландшафтная, или пейзажная архитектура в современной практике проектирования городских и сельских населенных мест приобретает все большую самостоятельность и становится специфической отраслью архитектурного проектирования.

Ландшафтная архитектура занимается важной проблемой формирования среды обитания человека, в условиях урбанизируемой все более быстрыми темпами государственной территории. Ландшафтная архитектура по сути дела сегодня все больше является основой среды обитания человека, в которую должны «встраиваться» жилые, общественные, производственные здания и сооружения, транспортная и инженерная инфраструктура.

К сожалению, в современной практике чаще ландшафтная архитектура вписывается в уже застроенные территории и пытается исправить отрицательные качества урбанизации.

Основным материалом, с которым работает архитектор-ландшафтник, являются естественный рельеф и естественная растительность региона, которые художник дополняет инженерными мероприятиями и архитектурными элементами, а также разрабатывает дендрологические композиции, создавая в целом так называемый урбанизированный пейзаж, улучшенный и исправленный средствами озеленения и инженерного обустройства.

Палитрой архитектора-ландшафтника являются малые архитектурные формы, различные виды и разновидности древесных, кустарниковых пород, трав, цветов, характерные особенности которых (цвет, форма, размеры) используются для достижения большей художественной выразительности композиции.

 

18. Объекты ландшафтной архитектуры.

Объект ландшафтной архитектуры это ландшафт созданный человеком. Принято различать несколько подходов классификации объектов ландшафтной архитектуры, давайте с ними и познакомимся:

Традиционный подход и его принципы:

· градостроительные характеристики (лесопарковая зона, зона в жилой застройки)

· функциональное назначение (Заповедники или парки отдыха)

· ландшафтно-генетическое происхождение (естественный природный парк)

К примеру, городской парк от его функций, которые он несет, может быть:

· многофункциональным (спортивного и культурного отдыха) – одновременно выполняет запросы разных категорий людей;

· специализированным (несет определенную функцию)

 

Ландшафтно парковая архитектура в современном мире не может быть простой, она многогранна и многофункциональна. Возьмем, к примеру, Парк культуры и отдыха имени Горького. Сейчас это место препровождения разных возрастных групп. Здесь есть и зоны отдыха, зоны развлечений, скейт парк, кинотеатр, катание на катамаранах. В будущем запросы к парковой архитектуре будут только расти. Естественно не стоит забывать и об истоках парковой культуры. Если приехать в Петергоф то и сейчас можно получить тот заряд эстетического удовольствия, ощущение комфортного пребывания в полностью продуманной территории со своими особенностями и загадками.

 

19. Эстетические закономерности формирования архитектурно-ландшафтных объектов.

От эстетического совершенства окружающей среды зависит гармоничное развитие личности. Художественное начало одухотворяет труд, украшает быт, облагораживает человека. Немалую роль в этом играют сады, парки и другие озелененные пространства — неотъемлемые ландшафтные элементы в структуре современного города.

Масштаб – важное средство строительной композиции, средство заслуги художественной выразительности ландшафтных объектов. Масштаб содействует выявлению целостности ландшафтного объекта.

Пропорциональность и единство частей. Соразмерность либо пропорциональность есть правильное отношение составных частей к целому, деталей к основной идее, побочных объектов к главному. Такое единство, где предметы и формы находятся в обоюдной связи меж собой, подчинены общей идее и находятся в серьезных пропорциональных соотношениях зависимо от их значения в искусстве, именуется гармония.

Аспект и контраст интенсивно употребляются в композиционных приемах на базе гармонической связи природы и архитектуры.

Тождество – полное сходство соизмеримых признаков, линейных размеров – служит выражением внутреннего равновесия и статичности.

Ритм является принципиальным средством композиционного единства строительных и природных форм, обусловленный в природе закономерностями биофизических процессов, а в строительных решениях – специфичностью многофункционального предназначения, конструкций и материала, особенностями строительного производства.

Перспектива. Фурор сотворения более впечатляющей парковой композиции почти во всем находится в зависимости от умения соединить в стройную систему все элементы, входящие в ее состав.

Свет. Паркостроитель, беря во внимание общие климатические условия данной местности, должен предугадать в создаваемых им пейзажных картинах те или другие эффекты, зависящие от атмосферных явлений, и сначала от освещения.

Равновесие. Полное наслаждение от созерцания паркового пейзажа выходит только в тех случаях, если предметы, привлекающие повышенное внимание будут размещены в известном равновесии по отношению к центральной оси всей композиции пейзажа.

Главным понятием в эстетике ландшафта является пейзаж. «Пейзаж» - слово французское, обозначающий вид местности. Пространственно-временная структура пейзажа выражается в закономерных сочетаниях ее композиционных частей. Элементами пейзажной композиции, его простейшими ячейками, принято считать определенные предметы, образующие общую картину местности.

 

20. Масштаб открытых пространств.

В композиции открытых пространств особо важное значение имеет соответствие между человеком и его предметным окружением, которое обеспечивается правильно выбранным масштабом всех составляющих элементов.

Сложившееся у людей устойчивое представление о наиболее типичных размерах тех или иных пространств, сооружений составляет основу их масштабных оценок. Вместе с тем впечатление о масштабе пространств и сооружений зависит от характера окружающей среды. Так, впечатления о масштабе одного и того же объекта, расположенного среди многоэтажных зданий или находящегося в условиях природного окружения, будут различными.

Масштаб открытых пространств зависит и от их функционального назначения: создание комфортной среды для тихого отдыха взрослых и детей дошкольного возраста возможно в пределах пространства площадью 100-150 м2; подвижные игры и занятия спортом требуют большего простор» (от 300 м2); для массового отдыха необходимы крупномасштабные пространства.

Архитектурно-ландшафтные объекты, в которых сохранены или воссозданы естественные формы природного ландшафта с характерной мягкостью пластики и колорита, служат переходной масштабной координатой между человеком и окружающей городской застройкой.

 

21. Ландшафтный дизайн городской среды. Средства ландшафтного дизайна.

Градостроительство выражает одно из самых заметных и наиболее видимых проявлений взаимосвязи человека с природой. Любой город располагается на земле в конкретных условиях природного ландшафта. Климат, рельеф, реки и озера, лесные массивы, почва, геология, и т.д. предопределяют возникновения города и пути его дальнейшего развития.

В современном понимании ландшафта возникает новая концепция озелененного пространства, т.е. сада. Теперь городские сады не являются воплощением какого-либо стиля или направления в чистом виде. Не существует больше жестких канонов, по которым создавались китайские сады, французские или английские парки. Как и во всех сферах человеческой жизни, в ландшафтной архитектуре происходит интеграция науки и искусства, новых методов и философии восприятия.

 

Начиная работу над созданием ландшафта участка, необходимо напомнить, что ритм, контраст, нюанс, симметрия и асимметрия являются важнейшими средствами ландшафтного дизайна.

Регулярно повторяемые идентичные элементы на одинаковом расстоянии, хотя бы 4 - 6 раз, создают на участке ритм. Разнообразия добавят элементы декора, вставленные между ними, - скульптура, фонтан, яркие цветы, валуны.

В одну группу можно объединить непохожие друг на друга элементы, к примеру, деревья, отличающиеся друг от друга фактурой и формой кроны, цветом листьев.

Создавая пейзажную композицию, зачастую объединяют основной цвет и его нюансы, при этом получается тонкий переход от цвета к цвету. Выбирая такой вариант композиции растений, надо помнить, что нюансы видны на близком расстоянии. Нередко используют цветовые нюансы для одной группы деревьев и кустов, которые похожи между собой формой кроны и густотой листвы.

Достичь гармонии в ландшафтном дизайне можно двумя способами: асимметрией и симметрией.

Симметрия характерна для регулярного ландшафтного стиля. Она вносит в дизайн благородство, строгость и упорядоченность.

Асимметрия больше подходит для пейзажного (английского) стиля.

22. Пластическая обработка рельефа.

Рельеф определяет образную характеристику ландшафтного дизайна участка, влияет на микроклиматические условия, подачу воды к растительности. Разновидностями преобразования рельефа являются:

· геопластика (художественная обработка рельефа);

· устройство и создание подпорных стенок;

· устройство и создание террас;

· устройство и создание санкционированных спусков к воде;

· создание и озеленение насыпей, рвов, откосов, балок, урочищ;

· устройство и создание разнообразных лестниц;

· устройство и создание пандусов.

Используя моделирование рельефа (геопластика), можно создать и воссоздать индивидуальное композиционное решение ландшафтного дизайна территории проектируемого пространства.

Рельеф используется как функциональный и декоративный элемент ландшафтного дизайна и благоустройства любых территорий.

Функциональное использование рельефа в благоустройстве территорий. Земляные насыпи, валы, холмы могут выполнять шумозащитные функции, защищая застройку от шума городских магистралей, детских и спортивных площадок. Использование перепадов рельефа позволяет разграничить функциональные зоны в пределах проектируемого пространства ландшафтного дизайна территорий.

Игровой рельеф создается для игр малышей, катания на велосипедах, скейтах, роликовых коньках, а так же создание горнолыжных трасс, для занятия скоростными видами спорта и др.

Декоративное использование рельефа в ландшафтном дизайне и благоустройстве территорий. Значительным декоративным эффектом обладает мелкохолмистый рельеф с газонным покрытием. Повышает художественную выразительность пространств и композиций ландшафтного дизайна, с именно использование подпорных стенок из естественного камня, украшенных зелеными насаждениями. Художественно обработанный рельеф (ландшафтная геопластика) придает пространствам ландшафтного дизайна масштабность и прорисованность.

Приемы пластической обработки рельефа (геопластика) можно условно разделить на две группы: 1) имитация встречающихся в природе форм и 2) создание подчеркнуто геометрических, "абстрактных" форм рельефа в различных композициях ландшафтного дизайна и благоустройства территорий.

 

23. Зелёные насаждения. Роль. Приемы размещения.

Зеленые насаждения являются органической частью планировочной структуры современного города и выполняют в нем разнообразные функции.

Эти функции можно подразделить на две большие группы: санитарно-гигиенические и декоративно-планировочные.

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!