Лекция 4 понятие этнос и этничность



Термин этнос появился в древнегреч-м языке где он имел несколько значений (народ,стадо,род) примерно в 6-5 в до н.э. господствующим знач этого слова становится «племя, народ-не греческое происхождение» в этом значении оно вошло в римскую культуру и латин.язык. В связи с его латинизацией появл прил-ое этнический, вплоть до конца 19 века употребление понятие этнос было очень ограничено или же в 19 в этот термин стал применяться в научн. Литературе в значении народ. Во многом эта заслуга нем этнолога Фреда Бастина, который рассматривал понятия народ и этнич-ий подразумевал культурно-специ-ий облик народа. Значительный вклад в разработку теории этноса в 1920 годы внес русский этнограф С.М.Широкогоров, который считал что этнос это форма развития и существования человечества. К 1960 годам 20 века в научном обихде появилось значительное количество этнологических терминов.

Этничность- совокупность хар-х культурных черт этнич-ой группы.

В зависимости от аспекта исследования и методолгич-ого подхода в совр этнологии оказались представленными различные теории этноса: 1) пассионарн теория этноса Л.Н.Гумилева.

Основной акцент с создании этой теории автор делает на идеи что этнос представляет собой физ-ую реальность облачонную в соц.оболочку, истор человечества рассматривает Гумилевым как последов-я цепь многочисл-х этногенезов причиной которых явл пассионарные толчки- своего рода микромутации вызывающие появление особо энергич и деят-х людей-пассионариев объед-ми общими идеями и интересами.

Истоки этих мутационных процессов нах-ся в биосферах явлен земли в продолж своего роста и развития этноспроходит неск-ко стадий от молодости до глубокой старости и смерти,что обусловлено затратами энергии пассионарности.

2 теория Дуолистическая теория этноса Ю.В.Бромлея исходная идея данной теории заключается в том, что в этносе сочетаются с одной стороны собственно этнич. Св-ва и хар-ки (этнич.язык, народно-бытовая культура, обрядовая деятельность, этнич.самосознание и т.д) а с другой стороны те характеристики которые рассматриваются преимущественно в качестве условия формирования и существования собственно этнических элементов(природн,географ,террит,эконом,соц-е,правовые) в соответствии с этим делением любой этнос получает дуалистическую(двойственную) природу и раскрыв в двух смыслах6 УЗКОМ И ШИРОКОМ. Этнос в узком смысле был назван Бромлеем Этникосом и включал в себя собственно этнич.хар-ки. Этнос в широком смысле был назван этно соци-ом организмом и представлял собой сочетание собственно этнич-х элементов с условиями его возникновения и функ-я.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!