Направление Структурно-функциональный анализ.



В 30 г 20 века в рамках культурной антропологии сформировалось новое направление сфа, основными представителями стали: Бронислав Малиновский, Маргарет Мид, Рут Бенидикт. В нач 20 века расширенное взаимодействие Западных обществ с культурами различных стран и народов. Представители англо-американской антропологической школы накопили большой этнограф-ий материал описывающий обычаи, нравы, образ жизни индейцев Северной и Южной Америки, аборигенов Австралии и Африки.

В работах Западных этнографов постепенно утверждается «неаксеологическое» понимание культуры, согласно которому любой истоически существующий способ человеческой жизнидеятельности должен быть признан культурным независимо от времени и места своего возникновения.Культура понималась или как единый саморегулирующийся организм. Как способы регуляции и координации взаимоотношений индивидов м/у собой и с окр.средой, как важное средство адаптации приспособл к окр.среде

В качестве метода изучения отдельных локальных культур был выдвинут принцип функционализма, согласно которому культура должна изучаться как самостоятельная целостная система включающая опред.набор элементов нах-ся м/у собой во взаимозависимости и выполн-х опред функции. Бронислав Малиновский исходным предметом своего исследования сделал не культуру а человеческие потребности, он различал первичные биологические потребности и вторичные надбиологические потребности(общение, самореализация). Каждая из потребностей порождает соответствующий культ образования и культ институт.
каждый элемент культуры выполняет определенную функцию, а культура в целом выступает в виде системы институтов. Различие м/у культурами порождены различиями в способах удовлетворения потребностей.

Идеи близкие к функционализму разрабатывал в своих работах крупный американский антрополог Франц Боас. Объективное исследование по мнению Боаса возможно лишь на ценностной базе того народа, которого мы изучаем, он считал что различ м/у народами заключается не в природе ума а в развитостив той или иной мотивации которую и нужно изучать в первую очередь, именно различие в мотивах, т.е заинтересованность направленности ума, чувств, поведения объясняет различие в системах ценностей.

Франц.этнограф Шарль Летурно выявил 7 основных принципов общечеловеческой морали: делай добро, н еделай зла, благодари за добро, компенсируй нанесенный тобой кому-то ущерб, будь справедливым, будь верным, самосовершенствуйся.

Одна из заслуг Боаса заключается в том,что он подчеркивал необход исследовании по аккультурации. Аккультурация- это те результаты и влияния которые возникают в процессе контактов м/у различными культурами.

В результате контактов м/у разн культурами происходит 1) отчуждение 2) новая ориентация изменения в культуре под влиянием чужой культуры 3) почвинничество попытка членов общества возродить определенные аспекты культ. 4) новообразование возникновения каких-то черт, обр.нового.

4 направление – Теория культурных ареалов

Самым известным учеником Боаса был Альфред Кребер. В своих работах он выходит за пределы обычной

этнографической тематики и обращается к проблемам теории и истор.мировой культуре. Этим проблемам он посвятил свой труд «конфигурации культурного роста». Кребер отказался от идеи эволюции, прогресса к стадиальности развития, он предпочитал изучать культуру без всяких оприорных,т.е зараннее заданых схем. Исторические культуры Кребер сводит к перемещению культурных элементов из 1 ареала в другой. По его мнению в каждой культуре есть внутренняя основа, архетип совокупность псих-х черт и ценностных установок которые тормозят или ускоряют диффузию культурных элементов.

 

Лекция 3.

Диффузия встречает сопротивление там где в восприн.культуре имеются элементы фунционально сходные с теми которые в нее привносятся. Развитие культуры обусловлены внутренними инновациями и внешн. Заимствованиями. Одни инновации ускоряют рост, другие могут его замедлять. В связи с этим Кребер вводит понятие «кульминация».

Кульминация – это такая точка в которой комбинация элементов оказывается наиболее удачной, благоприятной для расцвета тех или иных сфер и видов культур. Каждая культура развиваясь достигает кульминации в соответствии со своей сист.ценностей, а затем происходит трансформация культ.модели.Кребер считал что все культуры в чем-то недостаточны. Ги одна не развивает всех видов творчества.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!