Виды психологических игр



1. «Игровые оболочки» - самый распространенный и простой вид игры. В данном случае игра используется как некоторое обрамление, общий фон психологической, педагогической, воспитательной, художественной или театрализованной работы, которая по своей сути может быть не игровой, а всего лишь тренинговой. Например: туристы попадают в волшебный мир, где предстоят испытания. Каждое испытание представляет собой задание на развитие определенных навыков, отношений в группе ит. д. Здесь игра выступает «мифом», защитным слоем тренинговой работы, делая ее более привлекательной и интересной для участников.

«Игровые оболочки» могут быть самыми разными: путешествие на поезде от станции к станции, движение внутри от уровня к уровню, международная туристская конференция с проходящими в ее рамках мастер-классами.

2. «Игра - проживание» - это более, сложный вид игры как для туристов-участников, так и для ведущего менеджера - аниматора. Для него сложность может представлять управление игровым процессом, для участников опасность связана с необходимостью включаться в отношения, выстраивать их, обращаться к своему собственному «Я» с непростыми вопросами. Эта игра позволяет создать условия для совместного и одновременно индивидуального придуманного пространства, построения в его рамках межличностных отношений, создания и осмысления ценностей личного существования в данной ситуации.

Возраст игроков может быть любой. Например, игра в жизнь на «волшебной поляне», на которой каждый обустраивает свой домик, а затем налаживает отношения с соседями, жизнь на поляне в целом.

Для «игры-проживания» можно придумать множество игровых пространств: необитаемый остров, фантастические миры (чип и женщин, неосвоенная планета, доисторическое время, которое группа туристов попала с помощью машины времени.

«Игра-проживание» обретает свои настоящие возможности, или организуется в приспособленном для этого помещении с применением театральных и сценических атрибутов.

3. «Игра-драма» - вид игровой деятельности, который можно успешно применять в отелях, на туристских базах, в автокемпингах. За содержанием сюжета и изысками антуража любой «игры-драмы» стоит необходимость самоопределения каждого участника в конкретной игровой ситуации и совершения личного выбора. Важно уметь делать выбор, понимать последствия, Утроить свою жизнь в контексте сделанного выбора: ставить цель, организовывать деятельность, устанавливать отношения с другими людьми. «Игра-драма» ориентирована на решение психологических задач, ее квинтэссенция - ситуация совершения выбора. Значительная часть игрового времени уходит на то, чтобы «вживить» участников в их роли и ситуацию. Для этого применяются самые разнообразные приемы: внешний антураж, элементы костюмов, оформление помещения, театральные декорации, световые и музыкальные эффекты, присвоение участникам сюжетных статусов, ролей.

4. «Деловые игры» — это игры, направленные на освоение, осмысление инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием системы деловых отношений участников.

«Деловые игры» с детьми могут носить несложный сюжетный характер или иметь вид организационного семинара. В играх первого вида дети решают сугубо инструментальные задачи - планируют свое ближайшее и отдаленное будущее, но действие в целом имеет игровую структуру и логику. Второй вид - «организационные игры», более сложные, так как в них нет сюжетные линии и заданного извне эмоционального фона отношений.

Перспективное направление - «проектные игры». Их назначение - формировать проектное мышление участников, умение работать с проблемой. Они учат ребят строить свою деятельность, налаживать деловое сотрудничество со сверстниками, вступать в коллегиальные отношения со взрослыми. «Проектные игры» с детьми должны иметь сюжет.

5. «Психологические акции» - это игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве коллектива. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, намеченный результат. Основная цель таких «акций» расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений. Жизнь богаче, чем вы ее воспринимаете - такова идея данного действа. «Психологические акции» могут быть эпизодичны, внезапны, невелики по количеству участников или длительности проведения.

Важные особенности «акций» - ненавязчивость и необычность. Они не мешают существовать в обычном режиме тем, кто не хочет их замечать, и окрашивают в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в. нее включиться.

Создание большой психологической игры - совершенно особый, творческий процесс, в котором очень трудно привести к определенному алгоритму и описать его технологию. Так как любая игра это все-таки профессиональный инструмент, ее создание начинается с осознания проблемы и вытекающих из нее психологических задач. Цель и задачи работы, осознанные в процессе анализа некоторой реальной проблемы, определяют всю стратегию создания игры.

Следующий шаг в создании игры - определение ее вида. Кроме задач, необходимо учитывать особенности группы, опыт участия детей в психологических процедурах, степень доверия друг другу и ведущему и многое другое.

Самый волнующий и ответственный этап - создание (нахождение) подходящего сюжета и конструирование сценария.

Волшебный сюжет обладает замечательным свойством: он позволяет конструировать сценарий под собственную логику, которая может идти в разрез или, скажем, параллельно реальной логике. Это открывает широкие возможности для управления ситуацией, подстройкой сюжета под задачи. Скажем, в нужный момент появляется добрая фея с подсказкой или у героев возникают невозможные в реальности качества, с помощью которых они могут справиться со сложной ситуацией, и это ничуть не мешает игре.

Волшебные сюжеты привлекательны для детей 6-10 лет. Они сами по себе мотивируют ребят на активное участие и предъявляют определенные требования к ним, в частности, к уровню развития их воображения. Дети с бедным воображением или чрезмерно увлеченные компьютерными играми часто с большим трудом включаются в волшебную игру.

Метафорические сюжеты погружают участников игры в миры, подобные реальному миру.

Игры классифицируются по месту проведения (в помещении, на природе, стадионе и др.), времена года (весенние, летние и т. д.), возрастным категориям. Они бывают:

- подвижные (бег, прыжки, физические упражнения);

- с различными предметами (игрушками, мячом, веревкой, обручем, палкой);

- традиционные (связанные со словесными формулами: прибаутками, песнями, поговорками, шутками, присказками);

- драматические - предполагают наличие художественного образа, драматического действия, диалога, движения;

- спортивные - соревнования, состязания, танцевальные движения, йога, тренировка физических способностей;

- орнаментальные - сопровождаются песнями, музыкальными композициями. При этом жест, мимика, движения - символический комментарий к слову. В основном это хороводные игры.

- производственные или деловые - это воспроизведение, изображение разнообразных эпизодов из производственной деятельности (процесс охоты, рыбной ловли, оказание услуг);

- бытовые - отличительной чертой этих игр является хороводность, т. е. наличие песенного, музыкального и танцевального сопровождения. Бытовые игры делятся:

а) на общественные - преимущественно воспроизводящие исторические и военные события;

б) семейные - передающие эпизоды семейной жизни, женитьбы, девичьи любовные страдания;

- игры в шахматы и шашки.

Профессиональная деятельность специалиста анимационной сферы весьма разнообразна и, как всякая деятельность, имеет мотивацию, цель и средства.

Мотивы профессиональной деятельности, побуждения специалиста анимационной сферы представляют собой сложное психологическое явление, составляющими которого являются:

- осознание общественной полезности и значимости своего труда в развитии культуры, в создании условий для культурного досуга людей;

- состояние творческой удовлетворенности, радости успеха;

- желание быть с людьми, вести их за собой' в творческом процессе анимационной деятельности;

- стремление занимать лидирующее положение в группе отдыхающих при организации их досуга, всегда быть на виду, осознавать себя нужным людям.

Цель профессиональной деятельности специалиста-аниматора обусловлена необходимостью формирования духовно-нравственных ценностей личности, ее эмоционально-эстетического, интеллектуального потенциала, развития творческих способностей в условиях досуга.

Профессия анимационного работника, который имеет квалификацию менеджера-аниматора по разработке и постановке анимационных программ, относится к группе профессий, пригодность к которым формируется только при наличии у человека ярко выраженных природных данных, степень и модальность которых может быть установлена путем углубленной проверки. Специалист анимационной сферы должен обладать качествами хорошего режиссера, педагога, психолога, сценариста, исполнителя-актера, обладать организаторскими способностями, любить и ценить свою работу, знать принципы и средства туристско-анимационной деятельности.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!