Разработка и проведение ролевых игр. Анимационная работа с детьми и подростками



Следует отметить, что научного единого общего для всех определения игры в литературе не имеется до сих пор, и все исследователи (биологи, этнографы, философы, психологи) отталкиваются от интуитивного осознания соответствующейкультуры, определенной реальности и места игры, которое она занимает в этой культуре. Игра рассматривается с нескольких позиций: с позиции философии, социологии, психологии, педагогики и даже биологии. Прежде чем рассматривать игру в образовательном процессе, необходимо дать определение данному явлению. В педагогической литературе существует много определений игры. П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров давали следующее определение игры: «Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чем думает субъект, когда он действительно увлечен этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат». Не менее интересно определение игры у Г.К. Селевко: «Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». В Педагогическом энциклопедическом словаре предлагается такое определение игры: «... это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта. В игре, как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности».

Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и другими тренировками, искусством, в особенности исполнительскими его формами. Происхождение игры связывалось с магико-культовыми потребностями или врождѐнными биологическими потребностями организма.

Проанализировав определения игры, мы приходим к выводу, что игра является одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения младшему. С ее помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации. В процессе игры используется личный опыт. В сфере теоретических представлений прочно утвердилась идея, высказанная известным социальным психологом Д. Мидом о том, что игра представляет собой модель социального взаимодействия, средство усвоения ребенком социальных установок. Первоначальные социальные установки возникают в свободной игре ребенка и носят конкретную, непосредственную форму сменяющих друг друга игровых ролей. Более сложные, обобщенные социальные установки, которые не являются индивидуальным отражением общих образцов социального или группового поведения, возникают в игре с правилами. Механизмусвоения установок связан с одновременным учетом различных ролевых позиций. Через социальные установки осуществляется дальнейшее освоение ребенком социального опыта. Более поздние исследования позволили уточнить эти представления. В последние десятилетия продолжались социально-психологические и социально-антропологические исследования игры как социального феномена, особенно в ее социализирующем значении. Еще Зигмунд Фрейд отмечал, что «самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка – это игра». О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра, по мнению известного специалиста в области игровой терапии Г. Лэндерта, автора теории психологии развития, известного опытом и абстрактным мышлением, – это единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Акцентируя внимание на образовательном значении этого вида человеческой деятельности, специалист в области активных методов обучения Д.Н. Кавтарадзе отмечает, что «игры – это способ группового диалогичного исследования возможной действительности в контексте личностных интересов». Лучшей образовательной среды просто невозможно себе представить, что уже является общепризнанным фактом. Однако, как считают многие специалисты, игры бывают разные: одни уводят от реальности, другие помогают адаптироваться к ней. Образование имеет дело только с теми играми, которые способствуют адаптации учащихся к реальным условиям окружающей, в первую очередь, социальной среды.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В нем и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Высокая эффективность игрового метода обучения объясняется также высоким уровнем запоминания происходящих во время игры событий. Это соответствует результатам психологических исследований, согласно которым у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% из того, что он видит, и 90% из того, что он делает.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, характеризующими учебно-познавательную направленность. Рассматривая дидактическую структуру игры в образовательном процессе, видно, что всекомпоненты этой структуры находятся в тесной взаимосвязи, их нельзя отделить один от другого. При использовании игры в образовательном процессе необходимо учитывать функции, требования, цели, компоненты, структурные элементы игры и принципы игровой деятельности.

Специфика средств, объекта и предмета педагогического труда преподавателя определяет своеобразие условий образовательного процесса. В дидактике их подразделяют на внешние и внутренние. Внешние условия – это средства, орудия труда преподавателя, к ним относятся: специфика содержания учебного материала, методы и организационные формы обучения и виды деятельности. Под методом понимается путь достижения, реализации цели и задач обучения. Под средством понимается предметная поддержка учебного процесса. Средствами является голос, речь педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т.д.

Под внутренними условиями мы понимаем уровень готовности учащихся к усвоению материала. Это можно определить как состояние эмоционально-познавательной активности обучаемых: интерес и внимание к содержанию и предлагаемым видам деятельности, наличие необходимых знаний, умений и т.п. В образовательном процессе игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы, раздела учебного предмета; как элементы более обширной технологии: в качестве технологий проведения урока, занятий или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного профессионального опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Педагогическая игра обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения и педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены и характеризоваться учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Опираясь на исследования, проведенные В.В. Николиной, мы выделяем следующие компоненты игровой технологии: мотивационный, ориентационный, целевой, содержательно-операционный, целостно-волевой, оценочный. Мотивационный компонент связан с отношением учащихся к содержанию, процессу деятельности. Он включает мотивы, интересы и потребности учащихся в игре. Мотивация заключается в самом процессе игры. Ориентационный компонент связан с принятием учащимися целей учебно-познавательной деятельности, нравственных установок, ценностей. Ценности, став личностно значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся. Содержательно-операционный компонент предполагаетовладение учащимися содержанием учебного материала, их способность опираться на имеющиеся знания и способы деятельности. Игровое действие характеризуется сознательной целью, на которую оно направлено. Действие определяется не только целью, но и реальными предметными условиями – системой ориентиров. Ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, придает эмоциональную окрашенность игре в виде переживаний. Этот компонент направлен на развитие личностной ориентировки как особого вида социально-культурного опыта, освоение которого осуществляется на основе эмоционально-ценностного отношения к миру. Оценочный компонент игры обеспечивает сличение результатов игровой деятельности с целью игры. Содержанием оценочного компонента является систематическое получение информации о ходе познавательной деятельности. Оценочный компонент обеспечивает самоуправление процессом игры. Все рассмотренные компоненты данной структуры находятся в тесной взаимосвязи, их нельзя отделить один от другого, все они определяют технологическую структуру игры.

В основании структуры мы расположили три принципа игры, опираясь на исследования А.М. Новикова. Первый принцип - это принцип отражения и преображения. Отношения: игра – объективная реальность. Игра начинается с мысленного преобразования реальной ситуации в воображаемую. Способность перейти в воображаемый план и в нем строить действие, будучи предпосылкой игры, является вместе с тем и ее результатом. Необходимая для развертывания игры она в игре и формируется. Второй принцип – это принцип самовыражения. Отношения: игра – субъект игры. В процессе игры ее субъект – игрок, актер и т.д. – выражает свой субъективно-личностный мир – субъективную реальность – как самого игрока, так и его изображаемого персонажа. Причем духовный мир игрока несет в себе наряду с личностной психологией и общественную психологию, выражая в игре общественные идеи, общественные настроения, проблемы, потребности и идеалы, но опять же через призму личностного выражения. Третий принцип – это принцип развития и игровой деятельности. Отношения: игра – предшествующий опыт игровой деятельности. Развитие игровой деятельности следует рассматривать, очевидно, в двух плоскостях – филогенетическое развитие игры в русле исторического развития человечества и онтогенетическое развитие игры в русле индивидуального развития каждого отдельного человека.

Рассматривая дидактическую структуру игры в образовательном процессе, мы обращаем внимание на наличие результата, который необходимо достигнуть. Игрыпомогают развить коммуникативные качества, коммуникативную компетенцию, воссоздать и усвоить общественный опыт, в котором складывается и совершенствуется самоуправление личности. Коммуникативная компетенция включает профессиональную компетенцию, социокультурные знания. Под профессиональной компетенцией подразумевается умение воспользоваться приобретенными знаниями и навыками для достижения поставленных целей и результатов в профессиональной сфере деятельности.

 

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!