Сократ (469-399гг. до н.э.)



С точки зрения Сократа, высшей добродетелью является добродетель политическая, к которой относится искусство управления государством. Хороший правитель – мудрый правитель, обладающий знанием добра и зла и опирающийся в своей деятельности на это знание. Основа благополучия государства состоит в нерушимости законов, в повиновении граждан и правителей этим законам. Законно – все, что справедливо, законы пишутся по обоюдному согласию граждан, что должно делать и от чего необходимо воздержаться.

Сократ характеризовал разные формы государственной власти:

  • царство – власть, основывающаяся на воле народа и на государственных законах;
  • тирания – власть, основывающаяся на произволе правителя, против воли народа;
  • аристократия – когда правят те, кто исполняет законы;
  • плутократия – правят те, кто имеет богатство;
  • демократия – правление исходит от воли каждого гражданина в государстве.

Сократ первым высказал мнение о том, что искусству управления необходимо обучать. Распространенное суждение о том, что величайшее из занятий – управление государством – дается человеку само собой, хотя во всех других занятиях предполагается обучение, считал ошибочным. Кроме того, Сократ настаивал, что особенно нуждаются в обучении искусству управления люди одаренные (со способностями к управлению), потому что им чаще всего присущи неукротимость и необузданность, и без знаний эти люди могут причинить государству вред. А если их обучить искусству управления, приобщить к политической добродетели, они окажут государству неоценимую пользу.

Говорят Гуру

Ксенофонт о Сократе: «Он утверждал, что справедливость и всякая другая добродетель состоит в знании, и что справедливое и все то, что совершается посредством добродетели, есть нравственно-прекрасное; что, таким образом, знающие нравственно-прекрасное не предпочтут ему ничего иного, а незнающие не произведут его; если же захотят произвести, то впадут в ошибки. Если же справедливое и все нравственно-прекрасное совершается посредством добродетели, то, очевидно, справедливость и всякая другая добродетель есть знание»

(Ксенофонт «Воспоминания о Сократе», III, IX, 5)

Сократ сформулировал идею об универсальном характере управления: чтобы управлять домом и управлять государством необходимо одно и то же знание о единой добродетели. Афины – это более 10 тысяч домов. Не умея строить один дом, как можно взяться за строительство десяти тысяч? При наличии же соответствующего знания предмета и умения управлять людьми человек сможет одинаково успешно руководить как домом, так и войском, так и государством. При всей своей специфике эти знания и умения – части единой добродетели и их не следует смешивать с занятиями ремесленника, сапожника, медика, музыканта, поскольку навыки и мастерство последних вообще не относятся к сфере добродетели. Таким образом, Сократ первым поставил вопрос о вертикальном разделении труда.

Говорят Гуру

Ксенофонт в своем произведении, посвященном походу Кира, изображает идеального правителя. Он пишет:

«Кир (…) считал (…) совершенно нелепым, если полководец, желая дать какое-нибудь распоряжение, будет приказывать так, как это делают у себя дома некоторые из господ: «Пусть кто-нибудь сходит за водой» или «Пусть кто-нибудь нарубит дров. (…) При таких приказаниях все только смотрят друг на друга, но никто не берется выполнять распоряжение, все виновны, но никто не стыдится (…). Вот по этим-то причинам он и называл по имени всех, кому отдавал какое-либо приказание».

(«Киропедия», V, 3, 50)

Платон (427-347гг. до н.э.)

Платон – ученик Сократа. Взгляды на управление государством высказал в работах «Государство», «Законы». По мнению Платона, справедливость государства тождественна справедливости человека. Справедливое государство состоит из справедливых людей. Справедливость Платон определял как возможность заниматься своими делами, не вмешиваясь в дела других людей.

Греческий философ первым высказал идеи о необходимости в горизонтальном разделении труда: человек не может работать одновременно и по камню, и по железу, и по дереву, так как везде преуспеть нет возможности. Каждый должен делать то, что умеет лучше всего. В государстве люди зависят друг от друга, и каждый выполняет свою работу на благо других людей.

Платон мечтал воплотить в реальность идеальную модель Города-государства. Государство состоит из трех компонентов, которые связаны с основными функциями государства: управление, защита, производство материальных благ. По основным функциям распределяются и роли людей в государстве. Все население делится на три сословия: земледельцы-ремесленники, стражи и правители (мудрецы-философы). Люди в двух последних сословиях не имеют право на свою собственность, дабы они не стремились к власти для своего благополучия и обогащения. Идеальное государство опирается на идею блага, которая заключается в четырех главных доблестях: мудрости, мужестве, сдерживающей мере и справедливости. Сословное деление общества соответствует составляющим человеческой души:

Из чего состоит человеческая душа Сословия в государстве Распределение доблестей
Разум Правители Справедливость, сдерживающая мера, мудрость
Яростный дух Стражи Справедливость, сдерживающая мера, мужество
Вожделение Земледельцы и ремесленники Справедливость и сдерживающая мера

 

Платон выделял шесть форм государственного управления:

  • монархию,
  • аристократию,
  • тимократию,
  • олигархию,
  • демократию,
  • тиранию.

Высшей формой власти считал монархию. Хорошей формой правления называл и аристократию – власть немногих в соответствии с законом. Олигархия – так же власть немногих, но в условиях беззакония. Тимократия – переходная форма от олигархии, когда правят честолюбцы, которые забыли об интересах государства и преследуют цели личного обогащения. Демократию Платон критикует, считая, что она возникает при нарушении законной иерархии, когда к власти прорываются люди, не способные управлять государством. Правителями они становятся благодаря воле случая и по сути своей являются красноречивыми бездельниками. Справедливыми являются только две формы власти – монархия и аристократия.

Говорят Гуру

«Справедливость столь же хранит государство, сколь и человеческую душу, поэтому раз невозможно всегда сохранять правильное государственное устройство, необходимо построить его внутри себя» (Платон)


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!