Скорбь и молитва Иисуса



Так как ученики неразлучно были со Христом, то Он и говорит им: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там (Мф 26:36). Он имел обыкновение молиться без них. Делал же это Он для того, чтобы и нас научить доставлять себе во время молитвы безмолвие и совершенный покой. С Собою берет только троих и говорит им: душа Моя скорбит смертельно (Мф 26:38). Для чего Он не взял всех? Для того, чтобы они не подверглись падению, и взял только тех, которые были зрителями Его славы". Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея 83. V00.

 

Когда мы читаем, что Господь тосковал, мы должны исследовать все сказанное, чтобы выяснить, почему Он тосковал. Раньше Он предупреждал, что они все соблазнятся о Нем. Петр, по своей самоуверенности, отвечал, что, если даже все соблазнятся, он не соблазнится, - это тот, о ком Господь сказал, что отречется от Него трижды. Но Петр, как и другие ученики, обещают, что не отрекутся от Него, хотя бы им надлежало с Ним умереть. Тогда Он перешел [в другое место] и повелел ученикам Своим посидеть, пока Он будет молиться. Взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, Он опечалился. Но до того как Он привел их с Собой, Он не чувствовал скорби; только вместе с ними у Него появилась скорбь. Итак, печаль Его происходила не от Него Самого, но от тех, кого Он взял с Собой. Надо понимать, что Сын Человеческий привел с Собой не кого-нибудь, а тех же самых учеников, которым показал, что войдет в Царство Свое, в тот раз, когда в присутствии Моисея и Илии на горе Он окружен был сиянием Своей вечной славы. А причина, по которой Он брал их с Собой тогда и теперь, была та же самая. Иларий Пиктавийский, Комментарий на Евангелие от Матфея.

 

Тогда Он сказал: душа Моя скорбит смертельно. Разве сказал Он: «Моя душа скорбит из-за смерти»? Разумеется, нет. Ибо, если бы смерть была причиной страха, Он бы так и сказал. Причина Его страха лежит в другом. Указания на это нет, но причина у человека может в конце отличаться от начала. Прежде Он говорил: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь (Мф 26:31). Он знал, что они устрашатся, что они убегут и что они отрекутся. А поскольку хула на Святого Духа не прощается ни здесь, ни в вечности, То Он и опасался, что они будут отрицать, что Он - Бог, когда увидят Его избитым, оплеванным и распятым. Вот поэтому Петр, отрекаясь от Христа, говорил, что не знает Сего Человека (Мф 26:72), ибо сказанное против Сына Человеческого простится. Христос же скорбит смертельно. Не сама смерть вызывает страх, но время ее, ибо после смерти вера людей укрепится силой Воскресения. Иларий Пиктавийский, Комментарий на Евангелие от Матфея.

 

Побудьте здесь, и бодрствуйте со Мною; словно бы Он говорит: «Хотя Я сказал другим ученикам: Посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там, а вас троих привел сюда, Я не хочу, чтобы вы шли далее, ибо вы еще не можете. Поэтому побудьте здесь, бодрствуя, как и Я бодрствую, зная, что остальным велено сидеть там, как более немощным, ибо Я стараюсь оградить их от этого борения, а вас, как более крепких, Я привел сюда, чтобы вы трудились вместе со Мной в бодрствовании и молитве. Однако и вы побудьте здесь, чтобы каждый пребывал на ступени своего призвания, поскольку всякая благодать (хотя она и огромна) имеет еще большую». А что означают слова: «Оставайтесь здесь», ясно из сказанного далее: И, отойдя немного, пал на лице Свое. Посему давайте пребывать там, где предписывает Иисус, согласно и апостольскому предписанию: Каждый оставайся в том звании, в котором призван (1 Кор 7:20), чтобы мы делали все для того, чтобы равно бодрствовать вместе с Тем, Который не дремлет и не спит, хранящий Израиля (Пс 120:4). Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

То, что мы выше сказали о passio и propassio, показывается и в этой главе. Здесь Господь, дабы подвергнуть испытанию верой воспринятую Им человеческую природу, действительно скорбел. Но чтобы страдание не овладело Его душой, Он начал скорбеть о том, что предшествовало страданию. Ведь одно дело - скорбеть, а другое - начать скорбеть. Он скорбел, но не потому, что боялся предстоящего страдания, за которое Он прежде бранил Петра, который Ему прекословил, но из-за жалкого Иуды и соблазна апостолов, из-за отвержения Его народом иудейским, из-за падения несчастного Иерусалима. Так и Иона скорбел, когда засохло растение, - так не хотелось ему потерять свою кущу. Иероним Стридонский, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

26:39 И отойдя немного, пал на лице Свое молился и говорил; Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!