Женщина с алавастровым сосудом



Итак, жена, увидев Его и получив вследствие этого дерзновение, приступила к Нему. И если жена кровоточивая и не сознававшая ничего подобного, так как нечистота ее была от природы, со страхом и трепетом приступила, то тем больший страх и стыд надлежало иметь этой жене, по причине нечистоты ее совести. Поэтому и приступает она после жены самарянской, хананейской, кровоточивой и других весьма многих жен, так как сознавала в себе великую нечистоту; и приступает не всенародно, но в доме. И в то время как все прочие жены приходили только за получением исцеления телесного, она пришла исключительно за тем, чтобы воздать честь Иисусу и получить душевное исцеление. Она не имела никакого повреждения в теле, и потому особенно всякий должен ей удивляться. И не как к простому человеку подходит она к Иисусу - иначе не отерла бы своими волосами ног Его, - но как к такому лицу, которое выше человека. Поэтому и принесла к ногам Христовым главу свою - часть тела, которая драгоценнее всего тела. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

Женщина эта - прообраз язычников, которые воздали славу Богу в страдании Христа. Она помазала голову Его (а Христу глава - Бог (1 Кор 11:3)). Миро символизирует плод добрых дел. А за заботу о теле женскому роду особая благодарность. И вот, всю заботу о теле Его и все чувства к Его драгоценной душе Он перевел во славу и хвалу Божью. А ученики, озабоченные спасением Израиля, как часто бывало, опечалились: можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Только миро, которое принесла эта женщина, было не для продажи. Иларий Пиктавийский, Комментарий на Евангелие от Матфея.

 

Возливала

Ему возлежащему на голову Поскольку Лука говорит о женщине грешнице, он представил ее обильно рыдающей, так что она даже омыла [слезами] ноги Иисуса, и не изливающей миро, но только умащающей, и не голову, а ноги. Та же, которая не называется грешницей, не умастила, но возлила [масло], и не на ноги, а на голову™. Если же кто-нибудь будет толковать, что это написано о Марии, сестре Лазаря, что это она помазала ноги Господа, пусть заметит, что там написано о том, что весь дом наполнился благоуханием от мира (Ин 12:3), чего не написано о той, которая названа грешницей?, ни о женщине, о которой написали Матфей и Марк, которая не названа грешницей <...>. Итак, возможно, при помощи различий между этими женщинами показываются различия между верующими, некоторые из которых возливают на голову Иисуса драгоценное миро, другие умащают не голову, а ноги, а иные не изливают обильно, но лишь умащают миром. Но некоторые умащают таким миром, что весь дом наполняется благоуханием самого Божества. А иные не таковы, но и они принимаются Христом, поскольку и они умащают миром Его ноги, которые фарисей не умастил маслом. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

26:8—11 Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете

 

К чему такая трата?

Я знаю, что этот фрагмент некоторые критикуют, потому что один евангелист сообщает, что только Иуда возмутился, ибо он носил денежный ящик и был вором изначально, а Матфей говорит, что возмутились все апостолы. Может быть, кому-то и неизвестна фигура речи под названием syllepsis, которую обычно определяют как «все вместо одного и одно вместо всего». Вот и апостол Павел в своем Послании к Евреям (хотя многие латиняне в нем сомневаются), когда описывает страдания и заслуги святых, говорит: были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча (Евр 11:37). А иудеи утверждают, что только один человек - пророк Исайя - был замучен. Так что мы можем и так сказать: апостолы возмутились из-за нищих, а Иуда - из-за собственной выгоды. Потому его ворчание смешалось с его преступлением, что он нисколько не помышлял о нищих, а хотел лишь иметь возможность воровать. Иероним Стридонский, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Доброе дело

Но для чего Христос не просто сказал: доброе дело сделала; а сказал прежде: что смущаете женщину? Для того, дабы они знали, что не надобно требовать с самого начала высоких дел от немощных людей. Поэтому то Он и рассматривает дело не просто, каково оно само в себе, но по отношению к лицу жены. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

Нищих всегда имеете

Господь сказал им, что у них будет достаточно времени, чтобы заботиться о нищих. И более, только по Его велению может быть даровано спасение язычникам, которые погреблись вместе с Ним в излитом этой женщиной мире, ибо возрождение возможно только для тех, кто умерли с Ним в крещении. Иларий Пиктавийский, Комментарий на Евангелие от Матфея.

 

26:12—13 возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала

 

Благоухающее миро

Что совершают верующие ради Бога, то и есть благоухающая мазь. Однако само это дело верующих ради Бога, которое означает миро, совершается на благо людей, как, например, милостыня, посещение немощных, принятие странствующих, скромность, кротость, прощение и прочие подобные добродетели, которые приносят людям пользу. Кто совершает это для христиан, тот умащает ноги Господа миром, поскольку они сами и есть ноги Господа, которыми Он всегда ступает. И что по большей части обычно делают кающиеся ради отпущения своих грехов, то и есть дело, которое называется благовонным миром, однако это не высшее дело. А кто стремится к непорочности, пребывает в постах и молитвах, имеет терпение в несчастиях подобно Иову, не боится исповедовать истину Божию в искушениях (хотя все это ничем не помогает другим людям, но способствует только славе Божией), тот и есть миро, умащающее главу Господа Христа и затем все тело Христово, то есть всю Церковь. И это весьма драгоценное миро, запахом которого наполняется весь дом, то есть Церковь Христова. И это дело не раскаивающихся, но совершенных святых. Или, возможно, [следует понимать так]: учение, необходимое людям, которым питаются в духовных благах бедные души или, быть может, немощные в грехах, - это обычное миро, которым умащаются ноги Господа. А познание истинной веры, которое относится только к Богу, - это драгоценное миро, которым умащается глава Христа - Бог. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Далее, когда сказал: она приготовила Меня к погребению, то, чтобы не показалось, что Он приводит в смущение женщину, упомянув о таком предмете, то есть гробе и смерти, смотри, как опять укрепляет ее, говоря: в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Это служило и для учеников увещанием, и для женщины утешением и похвалой. Все, говорит Он, прославят ее впоследствии, и теперь она предвозвестила страдание, принеся необходимое для погребения. Поэтому никто пусть не порицает ее. Я настолько далек от того, чтобы осуждать ее, как бы за худой поступок, или укорять, как бы за неправое дело, что даже не попущу остаться в неизвестности случившемуся и сделаю то, что мир узнает о поступке, совершенном в доме и втайне, так как этот поступок происходил от благоговейной мысли, теплой веры и сокрушенного сердца. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!