Все будет разрушено



Величественная красота устройства храма была показана Христу сразу же после того, как Он предрек опустошение Иерусалима, словно для того, чтобы тронуть Его. Однако Он сказал, что все должно быть разрушено, что не останется там камня на камне, поскольку уже освящался вечный храм как место обитания Святого Духа. Этот вечный храм - человек, который становится достойным обитания Божьего через познание Сына, исповедание Отца и послушание заповедям. Иларий Пиктавийский, Комментарий на Евангелие от Матфея.

 

24:3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?

 

Гора Елеонская

Я думаю, что Елеонская гора таинственно изображает церковь из язычников, в которой посажены маслины, некоторые из которых могут сказать: А я, как плодоносная маслина, в доме Божием. А возможно, и на этой Елеонской горе корни суть добрые маслины, а ветви - привитые на месте ветвей дикие маслины, которые отломились неверием (Рим 11:20). А земледелец, сидящий на Елеонской горе, - это Слово Божие, утвержденное в Церкви, Христос, Который всегда прививает ветви дикой маслины к доброй маслине праотцев: Моисея и других пророков, чтобы, восприняв тучность от святых пророков (благодаря чему они должным образом понимают смысл [сказанного] ими и принимают Христа, о Котором они пророчествовали), принести обильный и более тучный плод, отверг нув, ясное дело, прежние маслины из-за проклятия, которое было в законе, чтобы их нельзя было использовать. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Ради нашей пользы

Ученики здесь спрашивали, когда будет так, что не останется камня на камне согласно словам Иисуса. Задавая этот вопрос и другие, они просили Иисуса указать им на конец века, о котором Он не упоминал. Вопросы о храме они задавали ради самих себя, а вопросы относительно скончания века они задавали ради нашей пользы: мы никогда не видели разрушения храма, так же как они не видели скончания века. Посему им полезно было услышать о признаках разрушения храма, а нам - узнать о признаках скончания мира. Окончание работы приятно всякому работнику, и путешественник с нетерпением ожидает возвращения домой; наемник часто считает дни до окончания года, и крестьянин постоянно ждет сезона сбора урожая. Торговец день и ночь проверяет свой кошелек. И женщина, ждущая ребенка, постоянно думает о дне разрешения от бремени. Так же и слуги Божьи с нетерпением предвосхищают скончание века, ибо написано: ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф 6:21). Вот, если ты имеешь некое количеств во ценностей, в ларце отложенных, то когда возвращаешься с улицы и входишь в дом, прежде другого взгляд твой бросаешь туда, где лежат ценности. Так и святые устремляют взор туда, где для них уготована корона. Еще и потому полезно узнавать конец века, что когда человек пребывает в пути, то, чем ближе он к дому, тем больше спешит. Анонимный комментарий.

 

Вопросы наедине

Они потому приступили наедине, что имели намерение спросить о столь важных предметах. Они нетерпеливо желали узнать о дне Его пришествия, так как сильно желали видеть ту славу, которая будет причиной бесчисленных благ. И двое из них спрашивают Его об этих двух предметах: когда это будет, то есть разрушение храма, и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

24:4—5 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят

 

Теперь взойди к нравственному и духовному пониманию, если каким-то образом ты можешь найти некоторый смысл, достойный совершенства знания Христова и ясности [изложения] евангелистов. Посмотри, вспомнив вышесказанные слова Господа: Многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят, можем ли мы согласно той последовательности [рассуждения] толковать и эти слова. Итак, всякий, кто совершенен и видит в своей душе славное пришествие Слова, низлагающего и приводящего к завершению этот мир и распинающего его в праведном муже, чтобы в нем умерли все мирские дела, и кто обладает развитой способностью восприятия, тот по необходимости, исследуя и рассуждая, вступает во многие войны и вероучений. Пусть он также послушает множество учителей истины и различные мнения о ней, чтобы, как добрый воин слова, ему пребывать неуязвимым душой для всяких учителей истины, которые не видят ее и не обнаруживают, но выдают за истину нечто противоположное истине, и стать достойным восприятия в свою душу славного пришествия Христова, согласно тому, что Слово есть Бог, которое было вначале у Бога (Ин 1:1-2), которое обычно приходит к тем, кто после познания Христа по плоти (2 Кор 5:16) и восприятия Слова, которое стало плотию (Ин 1:14), настолько возвысился над многими, что смог принять не какую- то славу, но славу, как Единородного от Отца (Ин 1:14). Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец, ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам

 

Сначала, как я считаю, не следует отказываться от детального рассмотрения вопросов апостолов, чтобы затем лучше понять ответ Христа. Два вопроса задали апостолы: во-первых, они спросили, что станет знаком разрушения Иерусалима, а во-вторых, каким будет признак кончины века. При рассеянии народа Иудеи Иерусалим был разрушен, однако то, что казалось Иерусалимом, не было истинным Иерусалимом. Так же и Церковь при скончании мира окажется опустевшей или пустеющей, но то, что казалось Церковью, не было и не является истинной Церковью. Господь не сказал раздельно о том, каковы признаки разрушения Иерусалима и каковы признаки кончины века, потому что признаки, относящиеся к этим двум событиям, одинаковы. Ведь Христос отвечал не как историк, который излагает порядок следования событий, но в свойственной пророку манере предрекать то, что произойдет. Пророчества всегда изрекаются как таинство, и как таинство понимаются. И что же? Если мы хотим понять духовный смысл знамений, о которых говорит Христос: гладов, войн, землетрясений, - то они не могли относиться к разрушению Иерусалима, потому что во времена взятия города народ не восставал на народ в духовном смысле, то есть ересь против ереси. Во времена апостолов лишь были заронены семена ересей, но ереси не проросли прежде эпохи христианского царя и только в наше время они созрели и окрепли. Кроме того, не было духовного голода во времена разрушения Иерусалима, напротив, было изобилие, о котором говорил псалмопевец: Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ееу обильно обогащаешь ее (Пс 64:10). Опять же, если мы захотим истолковать эти знамения буквально, то они ничего не скажут нам о кончине века, потому что всегда были и всегда есть войны - в буквальном смысле слова. То же верно относительно гладов и землетрясений. Ничто не может быть признаком будущего события, если оно само является обычным. Лишь нечто совершенно новое может быть уместно названо знамением. Как есть буквальный Иерусалим, который уже побежден духовно, так есть и другой - духовный Иерусалим, Церковь Христова, и это он должен подвергнуться испытаниям при скончании века - и в действительности уже подвергается. Итак, знамения, о которых говорил Господь, понимать нужно и духовно, и буквально. Буквально они говорят о разрушении Иерусалима, но духовно означают испытание Церкви при кончине века. Так что осмысли и то, и другое: что происходило до захвата Иерусалима и что произойдет перед последним испытанием Церкви Христовой. Анонимный комментарий.

 

И будут глады, моры и землетрясения по местам.

Всякий, кто прочитает Иосифа, будет знать, какие глады, моры и землетрясения потрясли Иудею перед падением Иерусалима. В духовном смысле, прежде чем произойдет разорение Церкви, без сомнения, поразят народ христианский и духовный голод на слово [Божие], и духовные землетрясения, и разные моры плотских грехов. Так много расколов никогда бы не возникло среди христиан, если бы не было в них голода на слово [Божие]; и не страдали бы они столь многими морами, то есть болезнями плотских страстей, если бы не были подвержены воздействию со стороны. Этому и учит Господь в притче о сеятеле, когда враг сеет между пшеницей плевелы: Когда же люди спали, то есть когда они не были бдительны к греху, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы (Мф 13:25). Анонимный комментарий. То есть Иудейскую войну Иосифа Флавия.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!