Призвания иудеев и язычников



Ученики посланы в селение освободить ослицу привязанную и молодого осла с нею и привести их к Нему. И если кто-то будет спрашивать, зачем они это делают, им надлежит отвечать, что ослица с осленком надобны Господу, и без промедления. Из прошлых проповедей мы помним, что двое сыновей Зеведея символизируют двукратное призвание Израиля. Теперь же уместно истолковать двух учеников, посланных освободить ослицу и осленка, как последующее двукратное призвание язычников. Прежде другого это относится к самаритянам, оставившим закон после их рассеяния, - они жили в условиях зависимости и рабства. Но это же относится и к воинственным и свирепым язычникам. Итак, двое учеников посланы освободить тех, кто связан и скован узами заблуждений и невежества. И посланы они из Иерусалима, поскольку все призвания происходили в этом городе. Впрочем, по пути в Иерусалим вопрошала Господа мать сынов Зеведея, поскольку именно через два призвания, относящихся к закону, - апостолов и Иоанна - совершается спасение Израиля. Сходным образом первыми плодами язычников становятся Самария, уверовавшая через Филиппа, и Корнелий, которого ко Христу привел Петр6. Повеление же ученикам отвечать, если кто станет спрашивать, что ослица и осленок надобны Господу и должны быть отпущены без промедления, означает, что два проповедника веры по Евангелию должны предать себя Господу в качестве Его народа. Тем самым исполнилось и пророчество о входе Господа в Иерусалим на ослице с осленком. Иларий Пиктавийский, Комментарий на Евангелие от Матфея.

 

Служение Творцу

И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Не говорите «Твой Господь», не говорите «Наш Господь», не говорите «Господь вьючных животных», так чтобы они поняли, что Один Я - Господь, и не только Господь животных, не только всех Мне покорившихся, но всех людей - даже Мне непокорных. Даже грешники - по праву Мои, если даже они принадлежат дьяволу по воле их. Господня земля и что наполняет ее (Пс 23:1). Итак, они надобны Господу, потому что справедливо, чтобы творение служило Своему Творцу. Анонимный комментарий, Гомилия.

 

21:4—7 Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их

Се, Царь твой грядет к тебе кроткий

В таинство будущего народов, сидя на ослице с ее осленком, Он вошел в храм и этим соединил язычников с иудеями. Однако, пророчески зная, что иудеи в силу порочности своей станут говорить против входа Христа в храм, Он предрекал, что через это знамение иудеи распознают своего Царя: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах 9:9). Се [вот]- это выражение человека, на что-то указывающего. Значит, не просто смотрите на Царя вашего, а исследуйте все духовным разумом; осмысляйте дела Его добродетелей, а не внешние проявления их. Ибо если вы будете рассматривать внешнее, то в силу человеческой природы окажетесь разочарованы. Но если смотреть будете на дела Его, то окажетесь спасаемыми силой Божьей. А вот пророк, бывший значительно раньше, духовным зрением видел Того, Кто еще и не родился, и произносил се, чтобы показать, что Тот, о Ком это говорилось, был уже прежде того, как Он родился. Так что когда вы, о иудеи, видите Его в храме, то не пытайтесь быть надменными к Нему, говоря: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию? (Лк 20:2). Напротив, се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий. И не размышляйте о том, какой властью Он делает это, но смотрите, может ли делать. Верьте и не испытывайте Его. Се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий. Не говорите: нет у нас царя, кроме кесаря (Ин 19:15). Но - се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Если понимаешь, то Он грядет к тебе; если не понимаешь, Он грядет против тебя. Если понимаешь, Он грядет, чтобы спасти тебя и низвергнуть народы к ногам твоим, дабы ты мог сказать вместе с пророком: ибо Господь Всевышний страшен, - великий Царь над всею землею; покорил нам народы и племена под ноги наши (Пс 46:3-4). И избрал нам наследие наше, красу Иакова, которого возлюбил (Пс 46:5). А если ты не понимаешь, то Он придет разрушить тебя и изгнать из храма святости, и взять другую жену, более чистую, из народов, в Свое ложе святости. И тогда ты, отверженный и стоящий среди мрака, скажешь с Соломоном: Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня (Песн 1:5). Хочешь знать кротость Грядущего? Подумай, как выглядит приход Его. Он не восседает на золотой колеснице, сияющей драгоценным пурпуром; не восседает и на пенящемся коне - любителе распрей и ссор с наполненной яростной гордостью грудью, издалека чующем запах войны, и радующемся звуку боевых труб, и при виде кровавой битвы говорящем в сердце своем: «Это то, что надо». Нет же, Он сидит на ослице - подруге покою и миру. Анонимный комментарий, Гомилия

 

Царь кроткий

Пророчество, в этом случае Захарии, как и приводимое в книге Матфея, сообщает нам, что осленок привязан к своей матери. Само пророчество гласит: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий па ослице и па молодом осле, сыне подъяремной (Зах 9:9). Кто же теперь, ожидая царя праведного, не поймет сразу, что в виду имеется Христос, и Его прообразом был Мелхиседек, имя которого в переводе означает «царь праведности». Сам пророк не только говорит о праведности Царя, но и добавляет к этому «спасающий». И так он делает, чтобы указать через эти значения на имя Христа, которое при переводе означает «спасение Божье» и «исцеление». Затем он добавляет: кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле. Это он делает, чтобы показать Того, о Ком написано в Евангелиях: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф 11:29). Итак, никогда не бывало царя, который разом был праведным, спасающим, кротким и сидящим на ослице и который приходил бы в Иерусалим, - кроме Одного, Царя царей, Бога и Искупителя - Иисуса. Это Он благ и милосерд и многомилостив ко всем призывающим Его (Пс 85:5), как написано. Север Антиохийский, Соборные проповеди.

 

Сидя на ослице

Все происходящее указывает на будущее, и в форме параболических знамений события теперешние предвосхищают события будущие. Господь овладевает народами, сияние славы Его приближается, умы народов подчиняются Ему - а Он здесь седок! О Нем возвещала вся вереница патриархов, пророков, апостолов. Всю славу свою расстилают одеждами перед Господом патриархи (их поколениями, именами и гонениями на них пророчествовалось о Господе). Идя к Нему со всей красотой собственного достоинства и становясь под седло Его, они показывают, что вся их слава отдана на приготовление Его прихода. Пророки устилают своими одеждами путь Грядущего. Они издавна пророчили об этом пути и что по нему за Богом пойдут народы. Многие умерли и отдали себя на мощение пути - они, словно бы сняв одежды, устлали ими этот путь. И апостолы вслед за своими одеждами устилают дорогу срезанными с деревьев ветвями, но это не просто благочестивый человеческий поступок. Ведь может показаться, что ветви мешают идущему и затрудняют движение тому, кто спешит. Но даже в этом проявляется смысл пророчества и возвещается образ будущего. Эти ветви - не приносящие плода народы или плоды народов, не имеющих веры; эти ветви срезают апостолы, устилая путь Господу: они приготовляют приход Спасителя. Иларий Пиктавийский, Комментарий на Евангелие от Матфея.

 

21:8 Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге Постилали свои одежды Одежды - это Божественное учение и духовная благодать. Ибо как позор наготы закрывается одеждой, так и зло нашей плоти покрывается благодатью. [Мы] были по природе чадами гнева, как и прочие (Еф 2:3). Вот и Адам впоследствии увидел свою наготу грешника и прикрыл наготу смоковными листьями, то есть требованиями сурового закона. Бог же обещает Свою справедливость в том, что лишит милости Своей народ Иудеи, как Господь сказал через пророка Осию: и отниму шерсть и лен Мой, чем покрывается нагота ее (Ос 2:9). Итак, они покрыли себя одеждами, то есть заповедями и милостями, которые сами и получили от Христа, и надели их на иудеев и язычников, то есть передали их им. Ведь не мог бы поселиться в них Христос, если бы в них не было заповедей Его. Анонимный комментарий.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!