Иерусалим пришел в движение



И здесь, когда, по-видимому, они говорили нечто высокое, их мысль была земная, самая низкая, пресмыкающаяся. Впрочем, Христос делал это не из тщеславия, но для того, чтобы, как я сказал, и пророчество исполнить, и преподать назидательное наставление, а вместе с тем и утешить учеников, сетующих о Его смерти, давая и то знать, что Он все это терпит добровольно. Ты же подивись тому, с какою точностью все предсказано пророками: иное Давидом, а иное Захарией. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

21:11 — 13 Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского. И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом, молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников

 

Об этом говорит и Иоанн, только говорит в начале Евангелия, а Матфей в конце. Поэтому вероятно, что так случилось два раза и притом в разное время. Это видно и из обстоятельств времени, и из ответа иудеев Иисусу. У Иоанна говорится, что это случилось в самый праздник Пасхи, а у Матфея - задолго до Пасхи. Там говорят иудеи: каким знамением докажешь нам (Ин 2:18)? - а здесь молчат, хотя Христос и укорил их; молчат потому, что все уже дивились Ему. Тем большего достойны обвинения иудеи, что Христос не один раз делал это, а они все еще не переставали торговать в храме и называли Христа противником Божиим, тогда как и отсюда должны были видеть честь, воздаваемую Им Отцу, и собственное Его могущество. Они видели, как Он и чудеса творил, и как слова Его согласны с делами Его. Но они не убеждались и этим, а негодовали, несмотря и на то, что слышали пророка, говорящего об этом, и отроков, не по летам своим прославлявших Иисуса. Потому Он, обличая их, приводит слова пророка Исайи: дом Мой домом молитвы наречется. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

21:14—17 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их. Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? И, оставив их, вышелвон из города в Вифанию и провел там ночь

 

Даже дети восклицают: осанна Сыну Давидову!

Если колонна, которая в храме была поставлена правильно, под давлением тяжести становится прочнее, то неправильно поставленная колонна под тяжестью груза на ней только отклоняется от центра. Так же и сердце человеческое, если оно праведно, то совершенствуется в мудрости, когда видит добрые дела праведника или слышит о них. А вот сердце развращенное, видя дела человека праведного или слыша о них, не только не укрепляется, но разгорается большей завистью и становится еще хуже. Вот и первосвященники, видя, как Христос исцеляет больных и как дети славят Его, не только не начинают верить, но еще больше ожесточаются против Него, говоря: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? (Пс 8:3). Словно бы Он сказал: «Моя вина, что дети восклицают хвалу Мне. А разве Моя вина в том, что пророк предсказал это тысячи лет назад?» Если вспомним, как евангелие говорит выше, что народ, предшествовавший и сопровождавший, восклицал (Мф 21:9), то мы поймем, что народ и назван младенцами за простоту сердец их, а не по их возрасту, ибо младенцы и кормящиеся грудью не могут ни понимать, ни восхвалять. Подобным образом названы они и грудными детьми, потому что их восклицания происходили от радости производимых Христом чудес, как у детей вызывает такую радость сладость молока; как написано: Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди (Пс 130:2). Молоко олицетворяет проявление чудес, а хлеб - учение о совершенной праведности, как говорит апостол: И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы (1 Кор 2:4). И еще: И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах (1 Кор 3:1-2). Всякое вступление к вере, то есть начала учения, зовется молоком, поскольку оно может быть усвоено без напряженного пережевывания и поскольку оно сладко на вкус, как молоко. Так же и чудеса не требуют больших усилий от тех, кто становится их свидетелями. Чудеса поражают смотрящих и как бы приглашают поверить. Хлеб, напротив, обозначает то самое учение более совершенной праведности, которое никто не способен усвоить без большого усердия разума в осмыслении дел духовных, ибо любой слышащий о нем имеет нужду обдумать и проанализировать это внутри себя - словно пережевать это духовными зубами. Анонимный комментарий.

 

Из уст младенцев

Но иудеи не были тронуты и этим, но, видя и последние чудеса Его и слыша отроков, прославляющих Его, сильно негодовали и говорили Ему: слышишь ли, что они говорят? Христу лучше бы надлежало сказать им: слышите ли, что они говорят? Ведь отроки воспевали Его как Бога. Что же Христос? Так как иудеи противоречили столь очевидным знамениям, то Христос, чтобы сильнее обличить их и вместе исправить, говорит: разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу. И хорошо Он сказал из уст, так как слова их происходили не от разума их, но Его же сила двигала несовершенным еще языком их. Это изображало также и язычников, которые прежде безмолвствовали, но потом вдруг начинали вещать великие истины убедительно и с верой, и вместе немало утешало и апостолов. Именно чтобы апостолы не сомневались, как они, будучи людьми простыми и необразованными, могут проповедовать народам, отроки наперед истребили в них всякое беспокойство и внушили им твердую надежду, что Тот, Кто научил отроков прославить Господа, сделает и их красноречивыми. Это чудо показывало также, что Он есть Господь природы. Дети, еще не достигшие зрелого возраста, вещали великое и достойное неба; а мужи говорили слова, исполненные всякого безумия. Такова-то злоба! Итак, поскольку много было причин, от которых раздражались иудеи, например, толпы народа, изгнание из храма торгующих, чудеса, пение отроков, - то Христос опять оставляет их, чтобы утишить их гнев, и не хочет предлагать им Своего учения, чтобы они, снедаемые завистью, не пришли еще в большее негодование от Его слов. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 31; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!