Справедливость – основополагающая ценность профессиональной деятельности.



Справедливость как основополагающая ценность

социальной работы

Идеал – это понятие высокой степени обобщения, выражающее фунда-

ментальную установку этики социальной работы. Поэтому, приступая к рас-

крытию его содержания, необходимо определить те моральные ценности, в

которых реализуется идеал в социальной работе.

К таким ценностям относится, прежде всего, справедливость. О.Г. Дробниц-

кий, сравнивая между собой понятия «идеал» и «справедливость», отмечал,

что справедливость является основанием философского порядка для обще-

ственного идеала, так как содержит мысль о том, как устроен мир.

Дж. Ролз, один из наиболее интересных современных авторов по про-

блеме справедливости, отмечает, что справедливость является «первой доб-

родетелью» общественных институтов. В этой связи уместно заметить, что

из всех общественных институтов ведущее место в акцентировании этой

добродетели занимает институт социальной помощи населению.

Если западные мыслители ХХ века придают важное значение феномену

справедливости, то для отечественных мыслителей во все времена идея

справедливости была центральной. Г. Флоровский отмечал, характеризуя

романтические притязания русских мыслителей (А. С. Хомякова, И. В. Ки-

реевского, В. С. Соловьёва), что они проистекали из языческой устремлён-

ности народного сознания, выражавшегося в выборе и отстаивании нравст-

венно-религиозного идеала, которому были чужды зло и социальная неспра-

ведливость. Постоянные обращения русских мыслителей к романтическим

идеалам справедливости, поиски праведного царя или праведного общества

возникали из глубин национального самосознания.

В. С. Соловьёв одним из первых русских мыслителей обосновывал не-

разрывную связь идеала государственного и нравственного. С его точки зре-

ния, мораль и государственная власть не должны противоречить друг другу

в том случае, когда добрые чувства отдельного человека не ограничиваются

субъективной сферой его личной жизни. Когда они выходят за её пределы,

сливаются с жизнью собирательного человека, создавая общественную

нравственность, которая объективно осуществляется, в той или иной мере,

через учреждения, законы и публичную деятельность лиц и групп.

Соловьёв считал возможным установление такого государственного

устройства, когда бы законы общества предписывали человеку делать только

добро, что обеспечило бы прогресс общества. Таким образом, в русском са-

мосознании справедливость рассматривалась как общезначимая ценность,

претендующая на абсолют.

В этике социальной работы понятие «справедливость» является

центральным. Людям необходимо иметь доступ к различным жизненным

ресурсам (материальным благам, наличию работы, возможности получить

образование и т. п.). Это позволяет людям реализовывать свой человеческий

потенциал. Социальная защита осуществляет механизм помощи тем, кто ис-

пытывает трудности вследствие недостатков в экономической сфере. Однако

из-за ограниченности ресурсов в обществе стремление к справедливости и

переживание несправедливости оказываются сильными и значимыми.

В отечественном этическом кодексе записано: социальный работник

«должен настаивать на изменениях в политике и законодательстве с целью

улучшения социальных условий жизни и поддержания социальной справед-

ливости», «должен поддерживать участие общественности в формировании

социальной политики и развития активной деятельности всех социальных

институтов».

Что понимать под справедливостью? Воспользуемся подходом А. Бер-

бешкиной. При определении содержания этого понятия автор выделяет три

элемента: мера воздаяния, мера требования и правомерность оценки.

Иными словами, справедливость может трактоваться в трёх смыслах. Все

эти смыслы значимы для профессионально-этической деятельности соци-

ального работника.

Справедливость (как мера воздаяния) – это такой порядок человече-

ской жизни, когда существует соответствие между деянием и воздаяни-

ем. Опыт организации социальной работы изобилует примерами, в которых

эквивалентное воздаяние является непременным условием стабильности

общества. Воздаяние как элемент справедливости затрагивает реальное по-

ложение личности в обществе. Поэтому оно значимо в социальной работе.

Социальный работник – представитель особой гуманной профессии, нравст-

венной обязанностью которого является, как записано в Международном

этическом кодексе, «определение и описание» социальных проблем различ-

ных групп населения с тем, чтобы "вносить вклад в развитие политики и

программ, направленных на улучшение жизни в обществе».

Эта сторона деятельности по реализации справедливости основывается

на том, что социальный работник от имени государства осуществляет

справедливое воздаяние тем, кто этого заслуживает. Однако социальному

работнику в своей деятельности приходится иметь дело с категориями лю-

дей, которые по своим действиям не должны были бы рассчитывать на ми-

лосердное отношение к себе. Это свидетельствует, с одной стороны, о том,

что справедливость - не единственный ценностное основание этики соци-

альной работы.

С другой стороны, реализация справедливости предполагает меру

моральной требовательности к людям со стороны других людей, обще-

ства. Только с учётом этого обстоятельства справедливость может быть

фактором моральной регуляции взаимоотношений между клиентами и

службами социальной защиты.

Итак, справедливость, будучи выражением отношения социального ра-

ботника к клиенту, выступает и мерой моральной требовательности. При

этом не исключается тот факт, что социальным работником должны защи-

щаться естественные права граждан: защита детства, старости, инвалидно-

сти, человеческого достоинства. Если несправедливость состоит в наруше-

нии элементарных прав человека, то справедливость – в охране этих прав.

Социальный работник в силу своей профессии охраняет социальные и иные

права граждан.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 33; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!