Идеал как выражение должного. Проблема нравственного идеала.



5.2. Идеал как выражение должного в профессии

 

Этика социальной работы как прикладная наука анализирует проявление

профессиональной морали в тех условиях, в которых осуществляется дея-

тельность социальных работников. Однако реальная действительность нико-

гда не бывает идеальной. Содержание и формы социальной работы осущест-

вляются в определённом социокультурном контексте и зависят не только от

исторических реалий, но от социальной политики государства, региона.

Анализ реального нравственного опыта профессии очень важен, но он

отвечает на вопросы о том, что представляют собой проблемы и реалии со-

циальной работы. Если этика социальной работы будет ориентирована

только на выработку «технологически-целесообразных» для данных условий

профессиональных норм, то она может быть сведена к профессиональному

кодексу. И это лишит её собственно нравственного содержания. Этот анализ

не даёт ответа на вопрос, как должно быть. Поэтому этика социальной рабо-

ты призвана выявить моральные ценности, которые являются своего рода

идеалом.

Идеал – это выражение требования, должного вне зависимости от того,

в какой мере он реализуется в настоящее время в социальной работе. Мо-

ральный идеал - это выражение абсолютного совершенства в организации

социальной работы. В этом смысле идеал может пониматься как положи-

тельная высшая ценность, которая раскрывает перед социальным работ-

ником более широкие горизонты, определяет веру в достижение добра. Мо-

ральный идеал в социальной работе позволяет более адекватно оценивать

результаты текущей работы, участвовать в выработке социальной политики,

то есть жить с уверенностью, что лучшее будущее своей профессии можно

приблизить.

 

Для каждого исторического времени существовал свой нравственный идеал. Это нашло отражение в философских учениях, религиозных доктринах, литературных произведениях. Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая отрешена от мирских дел и спокойно и сосредоточено созерцает истину. Иммануил Кант характеризовал нравственный идеал, как руководство для действий и поступков, которые сверяются с «совершенным человеком», находящимся внутри каждой личности. Человек развивается, под действием этого внутреннего компаса, однако никогда не встанет с ним на одну ступень. Каждый философ, ученый, теолог видел свой нравственный идеал.

Нравственный идеал определяет цель нравственного самовоспитания личности. Действия в достижении этой цели представляют собой осознанный волевой акт, который человек совершает, мотивируя их настойчивым желанием подняться до уровня своего нравственного идеала.

Нравственный идеал влияет на содержание моральных принципов и норм. Это исходит из характера интересов человека и сложившейся жизненной ситуации. Так для любого военного нравственным идеалом служит человек, наделенный такими качествами, как мужество, доблесть, честь, благородство, в совершенстве владеющий оружием, но применяющим его только в крайних жизненных ситуациях для защиты своих близких или родины.

Понятие о нравственном идеале распространяется и на все общество. Человечество мечтает об обществе, построенном на принципах высшей справедливости и гуманности. Общественный идеал – это образ совершенного общества, который выражает интересы определенной социальной группы, ее понятия о высшей справедливости и лучшем общественном устройстве. Как нравственная категория, общественный идеал включает следующие требования: равноправное распределение всех жизненных благ между людьми, соответствия между правами и обязанностями человека, между его способностями и местом в обществе, между вкладом человека в общественную жизнь и характером вознаграждения, между личным и общественным, между добродетельным образом жизни и возможностью достижения счастья.

Достижение идеала – это конечная цель всех усилий, которое должно осуществляться высоконравственными средствами.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!