Иерусалимский синдром



Специфическое содержание мессианского бреда во многом свя­зано с культурной традицией, усвоенной в прошлом религиозном опы­те. Как показано L.Perez, оно не распространяется за границы куль­турно-религиозной идентичности пациента [28]. Согласно его наблюдениям, пациенты, воспитанные в русле иудейской и мусуль­манской традиции, где отсутствует идея вочеловечивания, не выска­зывали в психозе идеи превращения в бога. Напротив, пациенты-христиане отождествляли себя с Иисусом Христом. В свою очередь, мусульмане идентифицировали себя с пророком Мухаммадом, вои­нами, вождями.

Особый вид культурально обусловленной психопатологии свя­зан также с географическим фактором и описан как «иерусалимс­кий синдром» [4, 17, 22]. Термин был введен в научный оборот в начале 1990-х гг. как реакция на сообщения об особенностях пси­хопатологии у туристов и паломников, в основном христиан из Аме­рики и Европы, посещающих святые места. Содержательный аспект их патологических переживаний включал в себя религиозно-мифо­логические представления, непосредственно относящиеся к святым местам. Пациенты, связанные с иудейской культурой, наиболее ча­сто давали психотические вспышки в Старом городе, около Стены плача или в других местах, имеющих особое религиозное значение для евреев. Бредовое поведение пациентов-христиан реализовалось в местах, связанных по преданию с жизнью, распятием и воскресе­нием Христа (место Тайной вечери, Гефсиманский сад, Храм Гроба Господня).


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!