Историко-теологический аспект



Мессианство (messianism) в христианстве и иудаизме обозначается как вера в пришествие мессии. В свою очередь, мессия (древнеевр. messiah) — это ниспосланный свыше божественный спаситель челове­чества. Первоначально так назывался всякий помазанный освящен­ным елеем, например первосвященник и, особенно, царь [2]. Впослед­ствии это слово стало означать исключительно Христа Спасителя. По ветхозаветным представлениям, мессия должен был явиться как изба­витель человеческого рода — царь из дома Давидова, завоеватель, при­званный возвысить еврейское царство. Как отмечает С.С.Аверинцев [ 1 ], мессианская идея имеет свои корни в самой структуре религии иудей­ского бога Яхве, требующего от своего народа беспрекословной верно­сти и особой святости на его историческом пути, недостижимых без вождя и проводника. Поэтому в религиозно-мифологических представ­лениях иудаизма мессия — это идеальный царь эсхатологических вре­мен, провиденциальный устроитель судеб народа божьего, посредник между богом и людьми, носитель высшего авторитета на земле, спаси­тель, приносящий с собой новое, исправленное состояние всего миро­вого бытия. В христианском вероучении образ мессии переосмыслен. На место избавителя своего народа становится искупитель грехов чело­вечества. В первый раз он приходит в образе раба как учитель, целитель, взваливший на свои плечи бремя грехов человеческих, второй его при­ход будет овеян славою, он будет судить живых и мертвых. Представления о мессии — достояние не только иудео-христиан­ской культуры. В исламе ему соответствует образ Махди, скрытого имама шиитов, в буддизме — это Майтрейя Будда. В древности и в средние века предводители народных восстаний иногда объявляли себя мессиями.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!