Поздний утопический социализм



 

Роберт Оуэн

Выдающийся английский социалист-утопист. Будущее “рациональное” общество Оуэн представлял себе в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин, включающих не более 3 тысяч человек. Главный вид занятий в общине - земледелие; но Оуэн был против отделения промышленного труда от сельскохозяйственного (община организует у себя также и промышленное производство). При общности владения и общем труде не может быть не эксплуатации, ни классов. Работа распределяется между гражданами в соответствии с потребностями. Считая, вслед за французскими материалистами 18 в.,

что человеческий характер является продуктом общественной Среды, окружающей человека, Оуэн был убежден, что в его новом обществе родится новый человек. Правильное воспитание и здоровая Среда научат его чувствовать и мыслить рационально, искоренят в нем эгоистичные привычки. Суды, тюрьмы, наказания станут не нужны.

Оуэн был убежден, что достаточно основать одну общину, и ее преимущества неизбежно вызовут стремление к организации других. Стремясь показать практическую осуществимость и преимущества трудовых коммун, Оуэн отправился в 1824 в США, чтобы организовать там опытную колонию на началах общности владения. Однако все опыты Оуэна в США послужили лишь доказательством утопичности его планов. После ряда неудач Оуэн вернулся в Англию, где принял активное участие в кооперативном и профессиональном движении.

Одновременно с реорганизацией обращения Оуэн пропагандировал широко задуманную утопичную реорганизацию производства, также в качестве мероприятия для мирного перехода к социалистическому строю. Оуэн предполагал, что профессиональные организации рабочих могут взять в свои руки соответственные отрасли промышленности и организовать в них производство на кооперативных началах, не прибегая ни к каким насильственным мерам. В 1834 был организован “Великий национальный объединенный союз производств”, поставивший себе задачей осуществление этого оуэнского плана. Капиталистическая действительность разбила утопичные надежды Оуэна. Ряд организованных предпринимателей локаутов, а также неудачные стачки, суровые судебные приговоры привели к ликвидации “Великого союзы” в том же 1834.

Неудача “Великого союза” была началом заката оуэнизма. Осуждая политическую борьбу рабочего класса, Оуэн и большинство его сторонников остались в стороне от мощного классового движения английского пролетариата - чартизма, и отрицательно относились к нему. Тем не менее заслуги Оуэна велики. Сорок лет проповедовал Оуэн идеи социализма. Всю сознательную жизнь служил он интересам рабочего класса, борясь за фабричное законодательство, за улучшение условий труда. Оуэн - единственный из великих утопистов, сделавший попытку, хотя и основанную на неправильной, утопичной теории, привлечь самих рабочих к делу социалистического преобразования общества.

 

Клод Анри Сен-Симон

(1760-1825) — французский мыслитель, социолог, социалист
он выступил противником спонтанного развития общества в результате свободной деятельности индивидов. Ценя разум как главную причину всех социальных изменений, Сен-Симон был субъективистским социологом.

Сен-Симон объяснял становление и развитие человеческого общества появлением и сменой религиозных, философских, научных идей и теорий. Другой причиной общества он считал «индустрию», т. е. экономику, под которой понимал все виды экономической деятельности людей. Каждое общество до конца развивает господствующие в нем идеи и формы индустрии, проходя стадии: 1) органической (становления идей и индустрии); 2) критической, которая ведет к разрушению прежних идей и индустрии; 3) созидательной, ведущей к обновлению прежних идей и индустрии. Таким образом, у Сен-Симона общество представляет собой целостный организм, проходящий три стадии развития.

Развитие человечества в социологии Сен-Симона происходит прогрессивно, т. е. от низшего к высшему, от простого к сложному, от бедного к богатому — по своим идеям, индустрии, формам собственности и т. п. Основными ступенями этого прогресса являются: 1) первобытное идолопоклонство, коллективная собственность, примитивная индустрия (экономика); 2) политеизм, рабство и т. п.; 3) монотеизм христианства, феодально-сословный строй; 4) с XV в. усиливающееся научное (естественно-науч- ное) мировоззрение светских ученых, промышленная индустрия, которая проявилась в Великой французской революции. Но эта революция отклонилась от построения рационального (научного) типа общества и оставила страну в неорганизованном состоянии. Сен-Симон разработал план создания рационального — правильного, справедливого - социалистического типа общества.

Социалистическое общество должно быть выгодно для наибольшей массы населения страны. Оно должно быть основано на расцвете экономики (промышленности, сельского хозяйства), искоренении «социального паразитизма», т. е. предполагает социальное равенство. Такое промышленное общество должно стать ассоциацией людей, объединенных, с одной стороны, обязательным для всех трудом, распределением «по способностям», государственным планированием экономики, а с другой стороны — «новым христианством», в котором все люди — братья. Социалистическое общество позволит уничтожить эксплуатацию пролетариата буржуазией. Произойдет стирание государственных границ, возникнет всеобщий мир между народами, которые объединяться во всемирную ассоциацию народов.

 


Неоклассическое направление

Главная проблема, которая находилась в центре внимания представителей неоклассиков — удовлетворение потребностей человека. Определяя цели экономической науки, неоклассики говорили о влиянии различных факторов на экономическое благосостояние. На первый план ими выдвигалась потребительная стоимость (полезность) благ (товаров и услуг) и спрос на эти блага со стороны потребителей. При этом представители неоклассиков исходили из того, что экономические законы одинаковы для любого общества: как для индивидуального хозяйства, так и для современных, весьма сложных экономических систем.

Австрийская школа

Карл Менгер

1840-1921) - основоположник австрийской школы маржинализма, профессор кафедры политической экономии Венского университета В 1871 г он опубликовал книгу \"Основы политической экономии\", где исследовал нарушение физиологического равновесия человека как результат неудовлетворения желаний и стремлений Методология исследования Менгера сводится к микроэкономического анализа Автор \"Основ политической экономии\" считал, что экономические процессы нужно изучать через \"их причинную связь и законы, которыми вон ни руководствуются \"Критерий экономического характера благ он выводил из отношений между потребностью в благах. Сходство Менгеровои методологии классической заключалась в неприменении математических методов. Принцип убывающей полезности Менгер выводит из того, что стоимость (ценность) любого блага определяется той наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса Эта маленькая полезность зависит в от соотношения количества благ (объективный фактор) и интенсивности потребления индивида (субъективный фактор) Поэтому каждая дополнительная единица блага приобретает все меньшей и меньшей ценностей. Ценность материальных, благ определяется по шкале конкретных потребностей конкретного человека Менгер разделил экономические блага на порядки - так называемая шкала Менгера Она является попыткой объяснить место каждого блага в шкале полезности и степень насыщения потребности в нем, причем различаются абстрактная полезность различных категорий благ.

 


Кембриджская школа

Альфред Маршалл

(1842-1924) разработал концепцию равновесной цены, явившуюся своего рода компромиссом между различными направлениями экономической науки, и в частности теориями стоимости. Его концепция и работы получили широкое распространение в конце ХIХ — начале ХХ в. Ключевая идея Маршалла состоит в переключении усилий с теоретических споров вокруг стоимости на изучение проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих протекающие на рынке процессы. Он обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложил свою, «компромиссную» теорию цены.

Маршалл использовал понятие равновесной цены: когда «цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо — равновесие. Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой».

Американская школа

 

Джон Кларк

Джон был активным критиком капиталистической системы. Со временем, однако, взгляды его претерпели определенные изменения – сначала он просто начал выступать в поддержку капитализма, затем стал ярым сторонником капиталистической системы.

С 1877-го Кларк опубликовал целую серию статей на разные темы; многие из них в отредактированном виде вошли в сборник 'Философия богатства' ('The Philosophy of Wealth'). Примерно в этот период Кларк сформулировал оригинальную версию теории предельной полезности, основываясь на работах Уильяма Джевонса (William Jevons), Карла Менгера (Carl Menger) и Леона Вальраса (Marie-Esprit-Léon Walras).

До 1886-го Кларк был явным социалистом – в духе своих немецких наставников; он верил, что конкуренция вовсе не может рассматриваться как универсальный экономический инструмент – и в частности, мало годится с точки зрения обеспечения корректного уровня цен и заработных плат. В коммунизм Кларк также не верил – по его словам, немалая часть сторонников коммунистических теорий слишком уж тяготела к насильственным методикам решения вопросов. Единственным разумным решением Джону Кларку казалось сочетание интересов союза капиталистов и союза трудящихся; совместными усилиями два союза смогли бы закрепить цены на должном уровне. В 1886-м Кларк довольно резко сменил точку зрения – и стал довольно ярым сторонником конкурентной системы. Что именно вызвало эту перемену, точно неизвестно; ясно, однако, что к моменту написания 'Распределение богатства' ('The Distribution of Wealth') в 1899-м Джон Кларк уже уверовал в естественность и нормальность чистой конкуренции как явления природы и как экономического закона. Возможно, частично эту переориентацию мог вызвать произошедший в 1886-м в Чикаго (Chicago) 'бунт на Хеймаркет', по итогам которого несколько бастовавших были убиты или повешены. В конечном итоге это привело к изрядному уменьшению числа социалистов-реформаторов в американской системе высшего образования.


Институционализм

Данное направление теоретической экономики появилось в начале XX в. как реакция на распространение маржинализма, ограничивающего свои исследования "чистой" экономикой. Теоретической базой для этого нового интернационального направления экономической науки послужила историческая школа в Германии. В институционально-социологическом направлении исключительное место занимает проблема преобразования, трансформации современного общества. Сторонники институционализма полагают, что научно-технический прогресс (НТП) ведет к преодолению социальных противоречий, к бесконфликтной общественной эволюции общества от индустриального к постиндустриальному, супериндустриальному или "неоиндустриальному" (т.е. информационному) обществу

 

 

Социально-психологический

Торстейн Бунде Веблен

Теория праздного класса появилась на свет благодаря социальному теоретику Торстейну Веблену. Его по праву считают основоположником данного институционалистического направления. «Теория праздного класса» была написана Торстейном Вебленом, уроженцем Норвегии ещё в 1899 году.

Он говорил, что институт Праздного Класса зарождался постепенно. Это начало происходило во время перехода от миролюбивого уклада жизни к воинственному укладу.

Для возникновения института праздного класса необходимо соблюдение следующих условий:

1. У общности должен быть хищнический уклад жизни

2. Средства для поддержания жизнедеятельности должны быть достижимы на сравнительно свободных условиях. Это условие необходимо для того, чтобы появилась возможность освободить существенное количество индивидов от непрерывного участия в трудовой деятельности. Институт Праздного Класса достигает точки своего наивысшего развития на более поздней ступени существования варварской культуры (к примеру, в феодальной Европе). В подобных обществах различия между классами соблюдаются чрезвычайно строго и специфической особенностью классовых свойств, являются отличия между видами деятельности подобающих отдельным классам. Верхние пласты общества освобождаются от производственной деятельности. С этого момента за ними фиксируются те занятия, которые принято считать более престижными (например, военное дело или управление государством). Существует правило: верхние страты социума не могут заниматься производственной деятельностью. Одновременно в этом содержится и экономическое выражение их более высокого, чем у остальных, положения. Непроизводственные виды деятельности, которыми разрешается заниматься высшим стратам, можно разделить на следующие области: управление, военное дело, служение религии, спорт и разнообразные развлечения.

Социально-правовой

Джон Роджерс Коммонс

В 1907-м была опубликована его книга 'Races and Immigrants in America', а одним из его самым знаменитых произведений стал, пожалуй, труд 'История труда в Соединенных Штатах' (History of Labor in the United States).

Вообще, в зону интересов Коммонса входили исследования работы коллективных институтов - союзов корпораций, профсоюзов, политических партий. Свою теорию и взгляд на развитие этих движений Джон изложил в таких работах, как 'Правовые основания капитализма' (Legal Foundations of Capitalism) и 'Институционная экономика' (Institutional Economics).

Под конец жизни Дж. Коммонс написал свою знаменитую книгу 'Экономика коллективных действий' (The Economics of Collective Action). Он полагал, что с ее помощью ему, наконец, удалось объяснить экономистам то, что он пытался сделать много лет. На первый план в своих исследованиях, а после и выводах, он выдвинул поиск инструментов компромисса между организованным трудом и крупным капиталом; так, Коммонс искал пути примирения экономических противоречий через коллективные действия.

Известно, что Коммонс твердо верил в необходимость проведения государственных реформ, в результате которых лидеры общественных организаций и институтов станут значимой силой в правительстве и политической жизни страны. Коммонс считал, что правительство должно и обязано быть сформировано из представителей различных коллективных институтов и, как следствие, отражать интересы всех социальных и профессиональных групп

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 37; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!