Ранний утопический социализм



Томас Мор

Английский гуманист и политический деятель, основатель утопического социализма. Он профессионально занимался политической деятельностью: был членом парламента, председателем палаты общин, лордом-канцлером Великобритании. В 1535 г. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой англиканской церкви. Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Мор изложил в сочинении «Утопия».

Согласно Мору: не существует частной собственности; все граждане участвуют в производительном труде; все произведенные продукты поступают в собственность общества и затем равномерно распределяются между всеми; от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам, самые трудоемкие работы выполняют рабы — военнопленные и преступники; первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а трудовой коллектив; мужчины и женщины имеют равные права; жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.

 

Томмазо Кампанелла

Итальянский философ, поэт, политический деятель. Создатель коммунистической

утопии; монах-доминиканец. В "Философии, доказанной ощущениями" защищал

натурфилософию Б. Толезио. Более 30 лет провел в тюрьмах, где создал десятки

сочинений по философии, политике, астрономии, медицине, в том числе "Город

Солнца" Автор канцон, мадригалов, сонетов.

"Город Солнца" - самое значительное произведение Томмазо Кампанеллы. Оно

создано, несомненно, под воздействием "Утопии" Томаса Мора; так же, как и

"Утопия", написана в форме диалога между двумя людьми: Мореходом, вернувшимся из

далекого плавания, и Гостинником. Мореход рассказывает Гостиннику о своем

кругосветном путешествии, во время которого оказался в Индийском океане на

чудесном острове с городом Солнца.

Кампанелла также выводил задачу философии из того учения, что Бог открылся вдвойне: в образе вечного и в образе единичного; в первом случае в codex vivus природы, а во втором – в codex scriptus священных книг. Философия имеет дело только с толкованием codex vivus, она – знание о том, что может быть воспринято, и в этом смысле он называет ее микрологией. Замечательно при этом тщательное подразделение, которое Томмазо Кампанелла старается ввести в изложение философских проблем. В то время как остальные натурфилософы большею частью разрабатывали свои мысли с вольностью рапсодов или, самое большое, держались античного подразделения философии на логику, физику и этику, у Кампанеллы мы впервые встречаемся с попыткой нового систематического подразделения философии, которое затем сделалось возлюбленным объектом философских стремлений. У Томмазо Кампанеллы логика и математика выставляются в высшей степени характерно, как подготовительные науки, и предпосылаются собственно философии, которая затем рассматривается как состоящая из трех частей – метафизики, физики и этики. Теория познания имеет своим исходным пунктом опровержение скептицизма; но оно, конечно, не так полно проведено, чтобы совершенно отвергнуть мысли Пиррона, которые он главным образом имеет в виду. Томмазо Кампанелла признает скорее, что человек в состоянии познать лишь малую часть вещей, а также и в этой малой части может дойти до нашего сознания не ее подлинная сущность, а только способ, каким она на нас действует. Здесь сказываются номиналистические учения, которые были приняты и Николаем Кузанским под названием «конъектур».

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!