Ранний меркантилизм



Министерство образования и науки РФ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г. Славянске-на-Кубани

 

Этапы становления истории экономических учений

 

Работу выполнила:

 

Студентка 1 курса

Факультета: Экономики, истории и права

Д-15-ЭП

Курячая Алина Романовна

 

Работу проверил:

 

Кандидат экономических наук, доцент

Махненко С.И.

 

Этапы становления истории экономических учений

Экономические мысли Древнего Мира

Древний Рим


 

Марк Туллий Цицерон

Древнеримский политический деятель, оратор и философ. Будучи выходцем из незнатной семьи, сделал благодаря своему ораторскому таланту блестящую карьеру: вошёл в сенат не позже 73 года до н. э. и стал консулом в 63 году до н. э. Сыграл ключевую роль в раскрытии и разгроме заговора Катилины. В дальнейшем, в условиях гражданских войн, оставался одним из самых выдающихся и самых последовательных сторонников сохранения республиканского строя.

Из сочинений Цицерона сохранились 58 политических и судебных речей, не считая отрывков, 19 трактатов по риторике, политике. В диалоге «О старости» Цицерон резко критиковал паразитический образ жизни знати, предававшейся плотским наслаждениям. Зато необычайную радость, по его мнению, доставляет занятие земледелием. Для Цицерона «хорошо обработанную землю ничто не может превзойти ни по доходности, ни по красоте». Земледельческий труд приносит человеку изобилие. «У хорошего и рачительного хозяина всегда полный винный погреб, кладовая для масла, как и кладовая для припасов, а в усадьбе полный достаток...» Цицерон считал полезными труды Ксенофонта, посвященные сельскому хозяйству, особенно «Домострой». В молодости знаменитый оратор перевел эту книгу на латинский язык. Цицерон выступал как активный сторонник натурально-хозяйственной концепции, полагая, что занятие земледелием приводит к «полному изобилию всего того, что нужно для жизни и для служения богам».
Вершиной творчества Цицерона стал его последний трактат — «Об обязанностях», представляющий собой оригинальное сочетание политико-правовых, философских и экономических идей. В нем автор пытался нарисовать образ идеального гражданина Рима безотносительно к его сословной принадлежности. По мнению Цицерона, любой области деятельности соответствуют свои обязанности, исполнение которых и является нравственным смыслом жизни. Высшее благо не имеет отношения к удобствам, и только нравственно-прекрасное должно стать предметом стремлений гражданина. Цицерон считал нравственно-прекрасными четыре основные добродетели: познание истины, справедливость - благотворительность, величие духа и умеренность. С экономической точки зрения интерес представляет «двуединая» добродетель: справедливость-благотворительность. Понятие «справедливость» было одним из стержневых в концепции государства Цицерона: именно на ее основе достигается искомое «согласие сословий». Цицерон подчеркивал, что «первая задача справедливости — в том, чтобы никому не наносить вреда, если только тебя на это не вызвали противозаконием; затем — в том, чтобы пользоваться общественной собственностью как общественной, а частной — как своей». Цицерон обратил внимание на то, что частной собственности от природы не бывает, что она — результат оккупации свободных земель вследствие побед в войнах или посредством законов, соглашении, жеребьевок. А поскольку «частная собственность каждого из нас образуется из того, что от природы было общим,— пусть каждый владеет тем, что ему досталось; если кто-нибудь другой посягнет на что-нибудь из этого, он нарушит права человеческого общества». Идея Цицерона о «справедливости» собственности основана на неравенстве распределения последней. Он оправдывал захватнические войны, оккупацию государственных земель знатью, «законное» поглощение крупным землевладением мелких парцелл крестьян. В то же время интересы людей как частных земельных собственников определенным образом связывали разные сословия в единое гражданское общество. Цицерон ближе всех из римских мыслителей подошел к пониманию этой существенной черты античного полиса.

 

 

Древняя Греция


 

Ксенофонт Афинский

(около 444 - 356 гг. до н.э.). Своеобразны названия его трудов: «Домострой», «Экономикос», трактат «О земледелии».

Сельское хозяйство - наиболее ценимая сфера деятельности.

В отличие от земледелия ремесло не является достойным занятием. Оно не способствует гармоничному развитию тела; обрекает занимающегося ремеслом на сидячий образ жизни, лишает его солнца. Ремеслом занимаются рабы и иностранцы (плотники, кузнецы, сапожники, сукновалы). Свободному гражданину не пристало быть ремесленником.

Интенсивно развита в Древних Афинах торговля. Источники государственных средств – налоги, пошлины, дань с колоний, доходы от внешней торговли.

Всю работу в домашнем хозяйстве и в поле исполняют только рабы.

В «Домострое» Ксенофонт отмечает, что ценность зависит от полезности вещей. Ценность представляют те предметы, которые потребны в хозяйстве, которыми человек умеет пользоваться.

Экономические идеи, практические вопросы хозяйствования еще не получили самостоятельного статуса. «Экономика» как отрасль знаний не выделилась. Под этим термином древние греки понимали смесь практических рекомендаций по ведению домашнего хозяйства.

 


 

Платон

(428—347 до н.э.). Этот философ, предвосхитивший ряд элементов возникшей впоследствии так называемой коммунистической модели социально-экономического устройства, отстаивал, прежде всего, натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства в его произведениях «Государство» и «Законы».

В первом сочинении речь идет об особо важной, с точки зрения Платона, роли, которую совместно призваны выполнять аристократическое сословие (философы) и сословие воинов (армия) в обеспечении общественных интересов. Эти сословия, олицетворяя аппарат управления идеального государства, не должны, по мысли ученого, обладать собственностью и обременять себя хозяйством, так как их материальное обеспечение (по уравнительному принципу) должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена в проекте к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы), и к рабам, приравненным к собственности свободных граждан.

Во втором произведении философ выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления обществом, т.е. гражданам высших сословий, которые, в частности, будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме того, проектом оговаривается возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность общего имущества граждан не разнилась более чем в четыре раза.

 

 

 

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.). Выдающийся мыслитель древности, энциклопедист и философ Аристотель стоял у истоков экономической науки. Он сумел нащупать и наметить проблемы, которые позже оказались в центре внимания экономистов.

Проект идеального государства этого философа изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика» и др. В них он настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы», указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли.

Концепция об экономике и хрематистике носит как бы классификационный характер, о чем свидетельствует то, что все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли, он соотносит с одной из двух сфер — естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Вторая же зиждется на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой — искусство наживать состояние, т.е. все большее «обладание деньгами».

По мнению Аристотеля, основой обмена может служить заинтересованность членов общества в том, что подвергается обмену. Измерителем неоднородной продукции служат деньги. Связующей основой является потребность. «Если нет потребности друг в друге, то обмен и не происходит». То, что подвергается обмену, должно быть сравнимо. Для этого по соглашению между людьми была введена монета.

Рабство необходимо, так как орудия труда не могут сами работать. Рабы есть основа богатства. Но сам Аристотель был против большого богатства: «Средний достаток из всех благ лучше всего».

Аристотель решительно осуждает использование денег не по истинному назначению, т.е. с целью обеспечения удобств в обиходе «ради меновой торговли», и откровенно признается в том, что ростовщичество1 у него «вызывает ненависть».

 

Древний Восток

Главная особенность восточного рабства заключается в масштабных хозяйственных функциях государства, обусловленных отчасти и объективными предпосылками. Так, создание ирригационной системы и контроль над ней требовали безусловного участия государственных органов в этой деятельности, в том числе в части правовых мер. Однако чрезмерная государственная опека (регулирование) натурального по сути хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций, торговли и долговой кабалы и ведущая роль в национальной экономике собственности государства стали теми критериями, в соответствии с которыми хозяйство восточных цивилизаций нередко называют азиатским способом производства.


Конфуций

(551—479 до н.э.). Конфуцианство проповедовало нормы поведения в обществе, основанные на почитании старейших, подчинении правителям, которым предписывалось управлять и воспитывать народ. Каждому члену общества было определено то или иное место в социальной иерархии, и этому он должен был следовать в своих делах и поступках.

О социальных принципах деления общества говорится в политико-экономическом трактате Древнего Китая «Гуань-цзы» (IV— III в. до н.э.). «Династия — руководящее начало справедливости» («Гуань-цзы»).

В числе мер по стабилизации натурально-хозяйственных отношений наиболее важными они считали регулирование государством цен на хлеб, создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвенными и др. Крестьяне не только платили налоги, но и определенное число дней участвовали в строительстве укреплений, дворцов, рытье каналов, перевозке грузов.

 

Экономические мысли Средневековья

Ибн Хальдун

(1332—1406). Веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. в то, что «Аллах дал преимущество одним людям перед другими», а также в богоугодность бартерной по существу торговли, на всех этапах эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации» попытался укрепить в душах всех правоверных и Ибн Хальдун, выдвинув с этой целью концепцию некой «социальной физики».

Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству материальных благ позволит, по мнению Ибн Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства». Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает на ее обусловленность, прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности.

 

 

Фома Аквинский

Итальянский епископ средневековья (1225—1274) — автор об­ширного сочинения по теологии, суммировавшего канонические взгляды католической церкви. Определенное место в этих канонах занимают экономические воззрения, опирающиеся, прежде всего, на труды Аристотеля.

В период средневековья шли споры о том, какую цену следует считать «справедливой».

По утверждениям Ф. Аквинского, «справедливая» цена должна отвечать двум требованиям. Во-первых, она призвана обеспечивать эквивалентность обмена в соответствии с количеством «труда и издержек». Во-вторых, «справедливой» является цена, обеспечивающая участникам обмена «пропитание» по их социальному статусу. Один уровень благосостояния цена должна обеспечить ремесленнику, другой — церковнослужителю, третий — феодалу. [1, с. 13]

В цене должны учитываться и затраты на хранение, доставку товаров, а также страховка в случае возможных утрат их.

Ф. Аквинский осуждал ростовщичество. Взимание процента он сравнивал с продажей того, чего не существует в природе. Но денежные займы на содержание наемной армии, на государственные нужды допустимы. В этом случае взимание процента — компенсация за риск потери денежной ссуды.

Деньги, по утверждению Ф. Аквинского, возникают в результате договоренности, для удобства обмена. Создаются деньги по указанию королевской власти: она чеканит монету и обозначает ее ценность. Каноник выступает против «порчи» денег, рекомендует копить и хранить денежный запас. Он — сторонник частной собственности, ее умножения и защиты.

 

Меркантилизм

Вытеснение натурального хозяйства рыночными экономическими отношениями происходило на протяжение значительного промежутка времени, именуемого историками-экономистами не иначе как эпохой меркантилизма, господствовавшая на протяжении XVI-—XVIII столетий.

Меркантилизм (от ит. merkante — купец, торговец) — это достаточно разнородная система взглядов, в основе которых лежит положение об определяющей роли внешней торговли для экономического роста, умножения национального богатства. Представителями первой школы, т.е. меркантилизма, являлись: У. Стаффорд, Т. Мен, А. Монкретьен, И. Посашков, В. Татищев.

Можно утверждать, что меркантилизм — это и экономическая концепция, и сфера экономической политики, возникшая в XVI в., в эпоху великих географических открытий, интенсивного развития торгового капитала. Сам термин употребляется в двух значениях: как политика протекционизма (в свое время политика накопления золота и серебра, основы богатства государства и нации) и как теоретическое обоснование этой политики (система взглядов, обозначившая этап в истории экономических учений).

Идеологи меркантилизма были убеждены, что только деньги (золотые и серебряные) и сокровища олицетворяют богатство нации, государства. Приумножение богатства, полагали они, требует протекционистских мер по регулированию внешней торговли и того, чтобы поощрялся экспорт, сдерживался импорт и всемерно поддерживалась национальная промышленность. Наряду с этим из-за отсутствия должных теоретических познаний в области народонаселения меркантилисты считали возможным поддержание низкого уровня заработной платы благодаря росту населения (предложения рабочей силы).

По меркантилистской концепции достижение активного торгового баланса увязывается непременно с мерами государственного вмешательства, а источником богатства считается неэквивалентный обмен в результате торговых взаимоотношений с другими государствами. Причем не только меркантилисты, но и подавляющая часть представителей вытеснившей их впоследствии классической политической экономии, безусловно, верили в абсолютную власть просвещенной деспотии, т.е. в монархию, и были, весьма далеки от истинных принципов демократии.

Ранний меркантилизм Поздний меркантилизм
Уровень внешней торговли
Торговые связи между странами развиты слабо, носят эпизодический характер. Торговля между странами достаточно развита и носит регулярный характер.
Рекомендуемые пути достижения активного торгового баланса
установление максимально высоких цен на экспорт товаров; допускаются относительно низкие цены на экспорт, в том числе при перепродаже товаров других стран за границей;
всемерное ограничение импорта товаров; допускается импорт товаров (кроме предметов роскоши) при условии положительного сальдо во внешней торговле;
запрет вывоза из страны золота и серебра как денежного богатства. вывоз денег допускается в целях выгодных торговых сделок и посредничества и сохранения активного торгового баланса.
Позиции в области теории денег
Преобладает номиналистическое восприятие теории денег; правительство, как правило, занимается порчей национальной монеты, снижая ее ценность; «Революция цен» XVI в. обусловила переход к количественной теории денег (ценность денег обратно пропорциональна их количеству; уровень и вес цен прямо пропорционален количеству денег; рост предложения денег, увеличивая спрос на них, стимулирует торговлю);
устанавливается фиксированное соотношение в обращении золотых и серебряных денег (система биметаллизма); устанавливается система монометаллизма;
констатация денежной сущности золота и серебра в силу их природных свойств; констатация товарной сущности денег, но по-прежнему в силу якобы естественных свойств золота и серебра;
в качестве функций денег признаются такие, как мера стоимости, образование сокровищ и мировые деньги. из числа известных функций денег определяющей признается уже не функция накопления, а функция средства обращения.
Монетаристские позиции
Доминирует идея «денежного баланса». Господствует положение о «торговом балансе».

 

Ранний меркантилизм

Уильям Стаффорд

Он является автором книги под названием "Критическое изложение некоторых жалоб наших соотечественников", изданной в 1581 г. в Лондоне под инициалами W.S. Сочинение это написано в форме диалога между представителями различных слоев населения. В книге Стаффорда нашли отражение такие злободневные проблемы экономической жизни Англии того времени, как последствия политики "огораживаний" (когда земля переводилась из обрабатываемой в пастбищную), "революция цен", вызванная хлынувшим в Европу огромным потоком благородных металлов из Америки, дороговизна, вывоз из Англии полноценных денег. Каждый из участников диалога рассматривает эти вопросы с позиции своего сословия.

Стаффорд сетует на засилье иностранцев в английской торговле. Он выражает недовольство тем, что иностранные купцы вывозят деньги, вырученные за свои товары, а не английские товары. Он объясняет это более высокой покупательной способностью английской монеты в других странах. По его мнению, иностранцы ввозят в Англию товары, которые им обошлись дешево, а продают их очень дорого. Медь, которую иностранцы в виде монеты сбывают в Англии, такая же, как и английская, но ценится как серебро. И невозможно помешать оттоку денег из страны.
Стаффорд негодует по поводу неуклонно возрастающего потребления предметов роскоши, за которые приходится расплачиваться большим количеством денег, покидающих страну безвозвратно. Также он отмечает, что иностранцы часто вывозят из Англии сырье, а ввозят уже продукты его переработки, и продают их здесь по высокой цене. А все если бы сырье было обработано в Англии, цены на готовые продукты были бы значительно ниже.
Стаффорд вообще считает, что от покупки иностранных товаров следует воздерживаться даже тогда, когда они продаются дешевле по сравнению с тем, что они стоят в Англии. Потому что все, что "приобретается у нас от торговли с иностранцами, уходит от нас навсегда".
Главное средство, которое, по мнению Стаффорда, может содействовать росту народного богатства, это покровительство отечественной промышленности. Стаффорд различает три группы промышленников: одни лишь удаляют деньги из страны; другие полученные в стране деньги в ней же и тратят; третья группа промышленников ввозит деньги из-за границы и тем самым увеличивает денежные сокровища страны. Последняя группа промышленников и заслуживает особого покровительства.
Стаффорд считал, что богатство страны воплощается лишь в деньгах и благородных металлах. Поэтому экономическую политику Англии он рассматривает с точки зрения увеличения денежных сокровищ. И все отрицательные явления хозяйственной жизни он объясняет пороками в сфере денежного обращения. Англия беднеет потому, что происходит порча монеты. Порча монеты приводит к ухудшению вексельного курса для Англии. Иностранцы поэтому вывозят деньги из страны, иностранные же привозные товары дорожают. Необходимо монету сделать полноценной, а также сократить ввоз иностранных товаров. В особом государственном поощрении нуждаются отрасли промышленности, обогащающие страну деньгами, работающие на экспорт. Иностранцы должны как можно меньше ввозить товаров в Англию. А англичане должны прекратить вывозить сырье и полуфабрикаты, а начать обрабатывать их внутри страны.
Стаффорд добивался проведения политики протекционизма - развития отечественной промышленности путем ее защиты от иностранной конкуренции. Накопление денег в стране Стаффорд также связывал с мерами административного характера.

 

Поздний меркантилизм

Томас Ман, характерный выразитель идей меркантилизма, родился в 1571 г. Он был коренным лондонцем и влиятельным членом могущественного буржуазного сообщества, называемого Лондонское Сити. Главным видом капитала считал торговый капитал, богатство отождествлял с его денежной формой, а источником обогащения признавал лишь торговлю, в которой вывоз товаров преобладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство. Ман выдвинул идею, положенную в основу количественной теории денег: увеличение денег в стране находится в зависимости от торговли. В связи с этим рассматривал деньги не только как сокровище, но и как средство обращения и капитал. Богатство рассматривается в его денежной форме как запасы драгоценного металла. Как отдельный торговый капиталист пускает в оборот деньги, чтобы извлечь их с приращением, так страна должна обогащаться путем торговли, обеспечивая превышение вывоза товара над ввозом. Ман категорически выступал против регулирования нормы ссудного процента законодательным путем. Экономическая политика, которую предлагал Т. Манн, получила в дальнейшем название политики протекционизма, или политики защиты национального рынка. В общем виде эта политика сводится к ограничению импорта и поощрению экспорта и меры, направленные на достижение этого результата, остаются неизменными по сей день. Но протекционизм у Т. Манна ограничен, он не требует от правительства заменить весь импорт внутренним производством; он даже допускает косвенное стимулирование импорта, когда говорит: ...правильной политикой и выгодной для государства будет допускать, чтобы товары, изготовленные из иностранного сырья, вывозились беспошлинно. Эти производства дадут работу множеству бедного народа и сильно увеличат ежегодный вывоз таких товаров за границу, благодаря чему увеличится ввоз иностранного сырья, что улучшит поступление государственных пошлин...

 

Физиократы

Физиократия (от гр. physis — природа, kratos — власть) в буквальном переводе означает «власть природы».

С критикой меркантилистских концепций выступили физиократы. Физиократами именовали представителей школы французских экономистов, основная идея которых заключалась в том, что ведущую роль в экономике играет сельское хозяйство: только там происходит увеличение богатства, приращение материи.

Их также волновали вопросы, откуда происходит богатство, каким образом оно умножается, по каким законам или принципам распределяются богатство и доходы.

Франсуа Кенэ

(1694—1774), признанный лидер и основоположник школы физиократов.

По словам Ф. Кенэ, именно постоянно воспроизводимые богатства сельского хозяйства служат основой для всех профессий, способствуют расцвету торговли, благополучию населения, и т.д. Иначе говоря, земледелие он считал основой для всей экономики государства.

В сочинениях Ф. Кенэ решительно осуждаются взгляды меркантилистов на экономические проблемы.

Методологической платформой экономического исследования Ф. Кенэ стала разработанная им концепция о естественном порядке, юридической основой которой, на его взгляд, являются физические и моральные законы государства, охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие воспроизводство и правильное распределение благ.

В теоретическом наследии Ф. Кенэ важное место занимает учение о чистом продукте, который сейчас называют национальным доходом. По его мнению, источниками чистого продукта являются земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. А в промышленности и других отраслях экономики чистой прибавки к доходу не производится и происходит только смена первоначальной формы этого продукта. Рассуждая так, Ф. Кенэ не считал промышленность бесполезной. Он исходил из выдвинутого им же положения о производительной сущности различных социальных групп общества — классов. При этом Ф. Кенэ утверждал, что нация состоит из трех классов граждан: класса производительного, класса собственников и класса бесплодного; к производительному классу относил всех людей, занятых в сельском хозяйстве, включая крестьян и фермеров; к классу собственников — землевладельцев, включая короля и духовенство; к бесплодному классу — всех граждан вне земледелия, т.е. в промышленности, торговле и других отраслях сферы услуг.

Ф. Кенэ принадлежит первое в истории экономической мысли достаточно глубокое теоретическое обоснование положения о капитале. Если меркантилисты отождествляли капитал, как правило, с деньгами, то Ф. Кенэ считал, «что деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит». По его терминологии, сельскохозяйственные орудия, постройки, скот и все то, что используется в земледелии в течение нескольких производственных циклов, представляют «первоначальные авансы» (по современной терминологии — основной капитал). Затраты на семена, корма, оплату труда работников и другие, осуществляемые в период одного производственного цикла (обычно до года), он относил к «ежегодным авансам» (по современной терминологии — оборотный капитал).

Ф. Кенэ утверждал, что необходима только «абсолютная свобода торговли» как условие расширения торговли, изгнания монополии и сокращения торговых издержек.

Интересной работой Ф. Кенэ является «Экономическая таблица», в которой выполнен первый научный анализ кругооборота хозяйственной жизни, т.е. общественного воспроизводственного процесса. Идеи этой работы свидетельствуют о необходимости соблюдения и обоснованного прогнозирования определенных народнохозяйственных пропорций в структуре экономики. Им выявлена взаимосвязь, которую он характеризовал так: «Воспроизводство постоянно возобновляется издержками, а издержки возобновляются воспроизводством».

Рассматривая «Экономическую таблицу» Ф. Кенэ как первую попытку макроэкономического исследования, тем не менее, нетрудно заметить в ней формальные недостатки. Среди них следующие: простая иллюстрация взаимозависимости отраслей; обозначение так называемого непроизводительного сектора, обладающего основным капиталом; признание экономической деятельности на земле источником чистого дохода, не выясняя механизма превращения земли в источник ценности, и т.д.

Заслуга Ф. Кенэ состоит в том, что он создал первую макроэконо­мическую картину взаимосвязи трех основных классов (отраслей). В Экономической таблице он представил схему движения продукта в виде годового оборота в масштабе всего общества. Идея Кенэ позже получила развитие в схемах воспроизводства, принципах исчисления общественного продукта, в моделях народно-хозяйственного баланса.

 

 

 

 

Анн-Роберт-Жак Тюрго

(1727— 1781). Основной труд Тюрго «Размышления о создании и распределении богатств» представляет несомненный шаг от физиократии к классической школе.

Тюрго приходит к более широкой трактовке ценности в работе «Ценность и деньги». Ценность — оценка, которую люди придают предметам, удовлетворяющим их потребности. Ценность относительна; это не физическое свойство вещи; ее величина определяется в процессе взаимовыгодного обмена. Измеритель ценности — цена.

 

В своих «теоремах» («Размышления» — своего рода учебник политической экономии, включающий сто теорем и постулатов) Тюрго отмечает, что прибыль возникает не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности, торговле.

 

В отличие от Кенэ, Тюрго дает более детальный срез социальной структуры общества. Производители (в сельском хозяйстве и промышленности) делятся у него на предпринимателей, владеющих собственностью, и наемных работников, не имеющих ничего кроме рабочих рук.

Теоремы Тюрго — это еще не система, а отдельные положения, порой догадки. Его представление о принципах хозяйственной и социальной деятельности опирается на естественное право. Естественный ход событий определяется законами, которые заложены в самой природе.

В течение двух лет Тюрго был генеральным контролером финансов (при Людовике XVI). По его инициативе и при его непосредственном участии во Франции были проведены важные реформы, облегчены налоги, упрочен бюджет, устранена цеховая регламентация, созданы условия для роста промышленности.

 

 

Английская классическая школа

У. Петти

(1623—1687) - англичанин, человек разносторонних интересов, прошедший путь от юнги до лендлорда и как бы между прочим высказавшим в своих работах, посвященных главным образом обоснованию экономической политики (в частности, в «Трактате о налогах и сборах», 1662), те экономические идеи, которые вошли затем как составная часть в классическую политическую экономию. У Петти видим основные посылки классической политической экономии:

— исследование не процесса обращения, а непосредственно процесса производства;

— критическое отношение к непроизводительным классам, которые не доставляют никакого продукта, к коим он причислял и купцов;

— отнесение к производительному труда, занятого в сфере материального производства.

У. Петти первый сформулировал основополагающий для всей классической политической экономии тезис о том, что богатство нации создается во всех сферах материального производства, и именно труд — основа данного богатства. Широко известна его фраза: «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля — его мать».1

В соответствии со своими взглядами на роль государства в экономике Петти в «Трактате о налогах и сборах», таким образом, регламентирует целевые расходы государства:

— расходы на оборону;

— расходы на управление;

— расходы на церковь;

— расходы на школы и университеты;

— расходы на содержание сирот и инвалидов;

— расходы на дороги, водопроводы, мосты и другие предметы, нужные для блага пользования всех.

Как видим, структура расходов напоминает расходную часть бюджета современных государств. [1, с. 31-37]

С именем У. Петти связано зарождение классической политической экономии

 

Адам Смит

Становление политической экономии как науки связано с именем выдающегося английского ученого А. Смита. Именно благодаря ему политическая экономия выделяется как самостоятельная отрасль знаний из круга гуманитарных наук, перестает быть уделом гениальных самоучек, становится академической дисциплиной и обязательным элементом образования молодых людей высших, а затем и других сословий.

В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он выделил центральную проблему, а именно экономическое развитие общества и повышение его благосостояния.

А. Смит осуждает меркантилистское мышление, выдвигая для этого аргумент о том, что сущностью и природой богатства является исключительно труд. Далее данную мысль он развивает весьма интересной концепцией роста разделения труда, а по сути, доктриной технического прогресса как основного средства роста богатства «любой страны во все времена».

Между тем величие А.Смита как ученого состоит в его экономических прогнозах и фундаментальных теоретико-методологических позициях, которые более чем на целое столетие предопределили и последующую экономическую политику многих государств, и направление научного поиска огромной когорты ученых-экономистов. Обратимся к особенностям его методологии.

Центральное место в методологии исследования А. Смита занимает концепция экономического либерализма, в основу которой, как и физиократы, он положил идею естественного порядка, т.е. рыночных экономических отношений. В то же время, в отличие, скажем, от Ф. Кенэ, в понимании А. Смита, и он это постоянно подчеркивает, рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц. В развитие этой идеи автор «Богатства народов» вводит ставшие затем знаменитыми понятия «экономический человек» и «невидимая рука».

«Невидимая рука» — предположение, введённое Адамом Смитом, согласно которому отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания, направляется к достижению выгоды и пользы для всего общества «невидимой рукой» рынка.

Принцип: производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-либо потребности. Совокупность производителей, как будто движимая "невидимой рукой", активно, эффективно и добровольно реализует интересы всего общества, причем часто даже не думая об этом, а преследуя лишь собственный интерес.

"Невидимая рука" - объективный рыночный механизм, который координирует решения покупателей и продавцов.

В числе теоретических проблем, охваченных А.Смитом, нельзя обойти его концепцию о производительном труде. Производительный труд, по Смиту, - труд, который «увеличивает стоимость материалов, которые он перерабатывает», а также «закрепляется и реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, который можно продать и который существует по крайней мере некоторое время после того, как закончен труд». Соответственно, непроизводительный труд, по Смиту, — это услуги, которые «исчезают в самый момент их оказания», а труд для выполнения (оказания) которых «ничего не добавляет к стоимости, имеет свою стоимость и заслуживает вознаграждения, не закрепляется и не реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, пригодном для продажи».

Доход рабочих, заработная плата, в смитовском рассмотрении, находится в прямой зависимости от уровня национального богатства страны. Достоинство его теории заработной платы состоит, прежде всего, в том, что он отрицал так называемую закономерность снижения величины оплаты труда до уровня прожиточного минимума.

Заслуга А. Смита в становлении классической политической экономии бесспорна, но не только ему она обязана своим влиянием на экономическую мысль следующего столетия. Завершение системы классической политической экономии связано с именем другого крупнейшего английского экономиста — Д. Риккардо. Именно в его трудах политическая экономия приобрела черты науки как системы знаний об экономическом базисе общества

 


Марксизм

Марксизм - это политическое течение, утверждающего неизбежность гражданской войны и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества

 

Карл Маркс

(1818 - 1883) Основное экономическое произведение Маркса - "Капитал", состоящее из четырех томов. Над ним К.Маркс работал всю жизнь. Его выпуску в свет предшествовала огромная подготовительная работа.

Изложение всех 4-х томов "Капитала" подчинено одной цели и единому замыслу - раскрыть закон движения и гибели капиталистического способа производства.

В первом томе «Процесс производства капитала» предметом исследования является капиталистический процесс производства капитала.

Маркс рассматривает исходные категории: стоимость, лежащую в основе цены; прибавочную стоимость — основу прибыли; стоимость рабочей силы и ее «цену» — заработную плату. Характеризуют процесс накопления капитала и его влияние на положение рабочего класса.

Второй том, «Процесс обращения капитала», посвящен анализу движения капитала, его оборота и кругооборота. Кругооборот капитала есть процесс его непрерывного движения, последовательного прохождения трех стадий. На каждой из стадий происходит смена функциональной формы капитала: превращение денежного капитала в производительный, производительного — в товарный, товарного — вновь в денежный капитал.

Предшественники Маркса в основу деления капитала на основной и оборотный положили долговечность каждой из частей капитала. Для Маркса исходным пунктом этого деления является двойственный характер труда. Он позволяет понять процесс перенесения стоимости со средств производства на продукт труда. Это перенесение осуществляется конкретным трудом. Но стоимость составных элементов капитала (сырья, топлива, машин, зданий и др.) переносится на продукт по-разному. Стоимость одних полностью переносится за один производственный цикл - это оборотный капитал. Стоимость других - лишь частично, по мере их снашивания. Это - основной капитал.

Этот процесс протекает только в производстве. Именно здесь образуется стоимость. Поэтому деление капитала на основной и оборотный присуще лишь производительному капиталу.

Проблему воспроизводства всего общественного продукта (как простого воспроизводства, так и расширенного) Маркс решает следующим путем. Он разделил все общественное производство и весь общественный продукт на два больших подразделения: 1) производство средств производства и 2) производство предметов потребления.

Третий том "Капитала". Он посвящен процессу капиталистического производства, взятого в целом, т.е. в единстве производства и обращения.

Так, прибавочная стоимость выступает в превращенной форме прибыли, а норма прибавочной стоимости выступает в превращенной форме нормы прибыли.

По Марксу, прибавочная стоимость выступает в четырех конкретных формах:

а) предприниматель­ского дохода;

б) торговой прибыли;

в) процента;

г) ренты.

Предпринимательский доход выступает на поверхности как бы "плата за труд" предпринимателя. За внешней противоположностью процента и предпринимательского дохода скрывается один и тот же источник - прибавочная стоимость. Маркс из этого делает вывод, что предприниматель в такой же мере, как и владелец денежного капитала, противостоит рабочему классу в качестве его эксплуататора.

Четвертый том "Капитала" - это "Теории прибавочной стоимости".

В этом томе Маркс дает цельную картину развития экономической теории от ее зарождения до момента написания рукописи 1861-1863 гг.

Четвертый том "Капитала" состоит из трех частей. В первой части наиболее обширен экскурс в историю экономической мысли. Особое внимание уделяется вопросу о воспроизводстве. Маркс уделил особое внимание проблеме возмещения постоянного капитала. В результате он пришел к выводу о необходимости деления общественного производства на два подразделения.

Утопический социализм

Утопический социализм –это предшествующее научному коммунизму теории и учения о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества на социалистических началах, не опирающиеся на знание законов общественного развития и его движущих сил.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!