социально-культурной деятельности.



Современный организатор социально-культурной сферы - это специалист, непосредственно организующий контакты с семьей, трудовым коллективом, учреждениями культуры, школой и другими социальными институтами региона.

В современных условиях развития общества когда существует многообразие учреждений социально-культурной сферы, соориентированных на различные группы населения можно говорить о трех основных категориях профессионалов сферы культуры и досуга:

1. социальные заказчики, представляющие в своем лице потребителя социально-культурных благ и услуг;

2. менеджеры - организаторы социально-культурной сферы, являющиеся по существу основными фигурами в реализации многочисленных досуговых проектов и программ;

3. творческие работники, профессионалы и непрофессионалы, непосредственно занятые созданием социально-культурных ценностей, наполнением содержания досуговых проектов и программ.

В каждой из названных категорий широко представлены как отдельные лица, так и многочисленные самодеятельные общности, инициативные группы, ассоциации и т.д. Кардинально меняется и традиционная целевая установка профессионального организатора - методиста.

Социально-культурная деятельность объективно становится условием совершенствования социальной действительности, важной формой самовыражения, самореализации личности. Финансируемые за счет муниципальных, коммерческих, общественных структур досуговые программы предназначены для развития территориального своеобразия и самобытности культуры, поддержки новаторских социальных инициатив, новых форм творчества.

В качественно новом социальном статусе специалиста доминирующими признаками являются его профессиональная компетентность и высокая квалификация в стимулировании и организации индивидуальной либо семейной, групповой досуговой деятельности. Вместе с тем статус современного организатора досуга сложился в последние годы в условиях опыта, свободного от жесткой регламентации и администрирования. В соответствии с содержанием и направленностью условно обозначим следующие основные социальные роли, в которых, как правило, выступает специалист социально-культурной сферы:

менеджмент, предпринимательство, продюсерство в сфере организации досуга детей, подростков, молодежи, семейных общностей;

посредничество в двух «ипостасьях»: в сфере общения людей (роль ведущего, или модератора) и в коммерческих отношениях (роль импресарио, антрепренера);

реформаторство, инновационная творческая деятельность, связанная с разработкой и реализацией оригинальных творческих идей и проектов в сфере досуга;

лидерство в малой группе, формальной или неформальной общности, связанное с выполнением функций педагога - корректора поведения детей, подростков, молодежи и взрослых.

Выделим следующие функции специалиста - организатора социально-культурной сферы:

1. участие в создании необходимых социально-экономических условий развития и рекреации в различных формах досуговой деятельности жителей социума. Это означает, что выпускники высшей школы призваны квалифицированно и компетентно решать проблемы, связанные с досуговым менеджментом и маркетингом, формированием и реализацией развивающих и рекреационных программ. Они должны быть общительными, способными к прогнозированию, выработке конструктивных решений, сопереживанию, эффективному взаимодействию с другими людьми, иметь навыки руководства малыми группами, неформальными общностями, стихийно складывающимися в сфере организованного и неорганизованного досуга.

2. Участие в нормативно-правовом обеспечении и защите конституционных свобод личности в условиях досуга. На сегодня это одна из актуальных и не решаемых пока проблем. Специалисту социально-культурной сферы необходимо знать нормативные и правовые акты, имеющие отношение к сфере свободного времени, владеть информацией правового регулирования деятельности общественных организаций, добровольных обществ и любительских объединений, ориентировать в социально структуре региона и т.д.

3. Финансово-экономическое обеспечение учреждений досуга. Речь идет не столько о способности ориентироваться в существующих документах, регламентирующих финансовую деятельность, сколько о владении механизмом материального обеспечения самодеятельных инициатив, при котором не теряется воспитывающая суть досуговой деятельности. Будущее организации досуга - ориентация на те виды досуговой деятельности, которые не требуют больших материальных затрат, способствуют всестороннему развитию личности.

4. Обеспечение досуговых форм самодеятельности населения. Содержание этой функции заключается не только в разработке, корректировке и реализации социально-культурных, досуговых инициатив, программ, проектов, но и в развитии инициативы и самодеятельности населения, поскольку это и есть стратегическая линия и условие демократизации общественной жизни.

Местом работы специалиста социально-культурной сферы являются детские, подростковые, семейные клубы, клубы по видам творчества, традиционные клубы, Дома и Дворцы культуры, социально-культурные и социально-педагогические комплексы, центры досуга, видеосалоны и другие культурно-досуговые структуры, а также образовательные, внешкольные учреждения системы просвещения, профессионально-технического образования, государственные, профсоюзные, молодежные и другие общественные организации.

Для обеспечения роста профессионального уровня кадров культурно-досуговой сферы, преодоления их текучести, повышения престижа специалиста в области КДД, инициативы и творческого роста работников следует принять целый комплекс конкретных мер, включающих:

n повышение профессионального статуса и социально-правовой защищенности;

n дальнейшее совершенствование системы оплаты труда;

n создание оптимальных условий и режима труда;

n улучшение жилищно-бытовых условий;

n принятие гарантий, обеспечивающих реальное участие их в управлении делами клубов, парков, библиотек и других учреждений и в организации региональной сферы КДД вообще.

Большую роль в решении этих задач должны сыграть самодеятельные профессиональные организации (например, творческий союз работников культуры, ассоциация парков, социальных педагогов, социальных работников и др.).

 

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: Сб. статей. М.: МГУК, 1995.

2. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М., 1996.

3. Бирженюк Г.М., Маркова А.П. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговой программы. С.-Пб., 1992.

4. Культурно-досуговая деятельность. Учебник. /под науч. редакцией А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М., МГУК, 1998.

5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995.

6. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник. Омск, 1992.

7. Попов В.В. Формы культурно-просветительной работы в современной практике. Челябинск, 1990.

8. Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методитка научных исследований. М., 1994.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!