Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.
Прежде чем говорить о сущности и основных задачах социально-культурной политики на современном этапе необходимо рассмотреть трактовку такого понятия как «государственная культурная политика».
Государственная культурная политика – это деятельность государства, цели которой основаны на общественном согласии и концептуальном представлении о месте и роли культуры в жизни общества, а содержание предполагает:
а) выявление основных направлений развития культуры, исходя из реального состояния культурной жизни;
б) разработку различных социокультурных программ;
в) поддержку и реализацию программ путем распределения различного вида ресурсов: материальных, финансовых, кадровых и информационных.
С этим понятием тесно взаимодействует термин «региональная культурная политика».
Региональная культурная политика – это определенный уровень реализации государственной культурной политики, а также основные концепции, принципы и методы регулирования культуры на региональном уровне и разработка соответствующих региональных программ поддержки и развития сферы культуры с последующей реализацией на практике.
Генеральная цель государственной культурной политики – стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для саморазвития культуры. Основными задачами являются:
· инициирование и поддержка культурно-досуговых учреждений и институтов;
|
|
· сохранение и развитие национальных культур;
· поддержка культурных инноваций;
· развитие территориального своеобразия и многообразия культур региона;
· ориентация на приоритетные социальные группы и категории населения;
· возрождение и развитие культур малых городов и российского села;
· поддержка научных исследований в области культуры.
Следует отметить, что на государственную культурную политику оказывает влияние современная социокультурная ситуация, которая наряду с положительными явлениями несёт на себе такие негативные характерные черты как: недостаточная развитость действующих в сфере досуга общественных структур; кризис культуры; отставание социально-культурной сферы в сравнении с другими странами; неразвитость культурных запросов значительной части населения.
Можно с полным основанием утверждать, что основной акцент в государственной культурной политике сегодня делается на подрастающее поколение, которое призвано быть продолжателем тех идей и решений, которые происходят в нашем обществе.
В связи с этим создан государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике, который призван:
а) заниматься созданием объективных условий для цивилизованного становления и развития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики); и
|
|
б) созданием благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества (как субъектов политики).
Исходя из особенностей нынешнего этапа развития культурных процессов, характерных для различных регионов России, можно наметить следующие цели и задачи региональной культурной политики
· отказ от потребительской ориентации и переход к социально-культурной самодеятельности путем расширения широкого спектра социально-культурных инициатив, стимулирования культурно-творческой активности населения, поддержки общественных проектов и новых форм культурно-досуговой деятельности;
· инициирование и поддержка культурно-досуговых учреждений и институтов, способствующих снятию социальной напряженности, налаживанию контактов творческой интеллигенции с другими социальными группами, созданию творческой атмосферы в регионе;
· ориентация культурной политики на приоритетные социальные группы и категории населения с целью обеспечения «равных возможностей» и реального доступа к культурным ценностям, особенно детям, подросткам и молодежи;
|
|
· развитие территориального своеобразия и многообразия культуры региона за счет предоставления права свободного культурного самоопределения и самовыражения различным национально-этническим группам;
· создание условий для межрегиональных культурных контактов с территориями, имеющими общие культурно-исторические традиции.
· отказ от практики финансирования учреждений культуры и досуга вне зависимости от содержания их деятельности и переход на финансирование целевых социально-культурных проектов и программ, то есть внедрение договорно-контрактных отношений в систему культурно-досуговых учреждений и организационно-методических структур.
Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!