Гуманистов эпохи Возрождения



 

В 476 г., ослабленная внутренними противоречиями рабовладельческого строя, Римская империя пала под натиском германских племен. С этого времени в истории Центральной, Западной и Южной Европы начался новый период, условно называемый средневековьем (V-X вв. - раннее Средневековье; XI-XIII вв. - развитое Средневековье; XIV-XVI вв. - позднее Средневековье, больше известное как эпоха Возрождения, или Ренессанс). Для этого периода было характерным господство феодальных общественных отношений. Эпоха феодализма унаследовала от Римской империи христианскую религию в ее западной разновидности, известной с 1054 г. под названием католицизма. Церковь стала главной идеологической силой европейского феодализма, и все развитие культуры и просвещения в период средневековья протекало в русле религиозной идеологии.

Средневековая церковь категорически отрицала почти все наследие античного мира в области культуры. Но необходимость пользоваться богослужебными книгами заставляла ее заботиться об обучении будущего духовенства. Латинский язык (чуждый для большинства европейских народов) сделался языком европейской образованности того времени, на нем были написаны основные произведения церковной литературы. Школы открывались и содержались только церковью. Подобное положение дел привело к тому, что даже верхушка общества была неграмотной. Папе Григорию принадлежит высказывание: "Невежество - мать истинного благочестия". Многие рыцари вместо подписи ставили крест. На некоторых средневековых документах можно было прочесть: "За неграмотного в силу его рыцарского звания расписался монах такой-то…" Даже Карл Великий (742–814) оставался неграмотным до 30 лет.

Захватив в свои руки руководство образованием и воспитанием, церковь стремилась развить послушание, покорность, сделать человека неспособным к какому-либо протесту. С этой целью в школе вводилась суровая дисциплина и часто применялись телесные наказания детей. В обучении провозглашался лозунг: "Вся истина - в священном писании". Основными учебными книгами были Абецедарий (букварь) и Псалтирь (книга псалмов). Большое влияние на западноевропейскую школу и педагогику оказала схоластика - учение средневековой религиозной философии, представители которого считали своей задачей теоретическое обоснование догм христианской религии. Самый действенный метод открытия научных истин философы-схоласты видели в силлогизме (умозаключение, состоящее из двух суждений, из которых следует третье суждение - вывод). Тем самым они пытались обратиться к разуму, разрабатывали формальную логику, и это имело положительное значение. Однако, когда схоластика сделалась достоянием школы, она выразилась в зубрежку готовых словесно-пустых вопросов-ответов, лишенных живого созерцания и убивающих критическую мысль. Пороки схоластики сказывались на работе школы и в продолжение последующих веков.

К XII в. относится появление педагогических сочинений по вопросам обучения и воспитания. Среди них можно назвать сочинение французского богослова и педагога Пьера Абеляра (1079–1142) под названием "Да и нет", в котором автор пытался соединить веру и разум, учил достигать высокого общественного положения с помощью образования, призывал учеников к творчеству. Глава Парижской кафедральной школы Гуго Сен-Викторский (1096–1141) получил известность благодаря своему трактату "Дидаскалион", в котором подчеркивал неразрывную связь между религиозным и светским началами в воспитании. Автор утверждал, что логика, математика, физика и иные мирские науки "также учат истине", будучи, однако, бессильны достичь христианской истины. Педагогический трактат "О наставлении детей знатных граждан" написал наставник детей французского короля монах-энцик­ло­пе­дист Винсент де Бове (1190-1264). Он призывал к смягчению методов воспитания, предлагая завоевывать интерес детей шуткой и играми. На первое место ставил нравственность, обратив внимание на необходимость учитывать в воспитании такие качества детей, как незлобливость, искренность, бескорыстие, слабоволие, капризность, необоснованный страх. Бове принадлежит тезис о целесообразности взаимосвязи между интеллектуальным и нравственным воспитанием: "Что пользы видеть дорогу, если нет знания, как идти по ней" [24, 43].

Крупным событием в развитии средневекового образования было открытие университетов, которые учреждались как духовными, так и светскими властями. К концу XIV в. в Европе насчитывалось 26 университетов, самыми крупными из которых были: Парижский (1215, впоследствии названный Сорбонной в честь духовника французского короля Людовика IX), Болонский (1088), Кембриджский (1231), Оксфордский (1206), Пражский (1384), Краковский (1364). Как правило, университеты имели 4 факультета: теологический, юридический, медицинский и артистический (подготовительный общеобразовательный). Основными формами обучения в университетах были лекция (чтение книг избранного автора и их комментарий) и диспут (споры по заранее выдвинутым вопросам), нередко перераставшие в рукопашные схватки между участниками и сопровождающиеся свистом и криками. Ученость преподавателя проявлялась в умении разъяснять прочитанный материал, связывать его с содержанием других книг, раскрывать смысл терминов и сущность научных понятий. Университеты явились альтернативой схоластике, которая все больше превращалась в формальную бессодержательную философию. Они противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь, благодаря чему духовный мир Европы стал намного богаче [7, 116-119].

Значительный вклад в развитие школы и педагогической мысли внесла эпоха позднего европейского Средневековья, прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения. В это время происходит поворот педагогической мысли к освоению наследия античности, к возрождению античной культуры. Лучшие умы Европы этого времени провозглашали человека главной ценностью на земле и прокладывали новые пути воспитания, стремясь раскрыть в человеке все лучшее. Согласно их точке зрения человек - центр Вселенной, свободное, самостоятельное существо, творец своей судьбы и самого себя. Поставив человека в центр своего мировоззрения, гуманисты связывали прогресс общества с его целенаправленным воспитанием. Этим объясняется особое внимание к педагогике в эпоху Возрождения. К новым направлениям в развитии педагогики этого периода относятся:

четкое представление идеала воспитания - всестороннее и гармоничное развитие личности, базирующееся на трех слагаемых: классическое образование, интенсивное физическое развитие, духовно-граж­дан­ское воспитание (педагогическая триада эпохи Возрождения);

провозглашение принципа уважения личности ребенка в противовес суровой дисциплине и наказаниям;

выдвижение на первый план нравственного воспитания с целью формирования у детей таких качеств, как жизненная активность, способность к выполнению гражданского долга, почитание старших, благочестие;

новое понимание процесса обучения как добровольного, сознательного и радостного, развивающего активность и самостоятельность учащихся;

обогащение программы классического образования за счет введения греческого, правильного латинского и родного языков, античной литературы, а также расширения естественного цикла знаний (география, астрономия, физика, архитектура);

осознание важной роли личности учителя в обучении и воспитании детей, который должен был быть не только высокообразованным, но и доброжелательным, чутким, проницательным, хорошо разбираться в детской природе и учитывать индивидуальные особенности детей.

Из педагогов-гуманистов XIV-XVI вв., внесших большой вклад в углубление педагогической мысли, наиболее известны В. да Фельтре, Х.Л.Ви­вес, Э.Роттер­дам­ский, Ф.Рабле, М.Монтень, Т.Мор, Т.Кам­па­нел­ла.

Витторино да Фельтре (1378–1446) – итальянский педагог, профессор философии, "первый школьный учитель нового типа". В 1424 г. был приглашен в Мантую для во­спи­та­ния детей герцога Гонзаго и при его дворе организовал школу под названием " Дом ра­дости ", где, кроме детей герцога, обучались еще 80 детей при­бли­жен­ных герцога, а также "даровитые" дети из бед­ных семей, которых Витторино обучал бес­плат­но. Помещением для школы служил заго­род­ный дворец, рас­по­ложенный на лоне природы. Тем самым Витторино первый осуществил идею школы в природе, о которой говорили затем многие педагоги. Стены дворца были украшены фресками, изображающими играющих детей. Комнаты были просторными, в них было много света и воздуха. Витторино справедливо считал, что красивая, привлекательная обстановка школы способствует учению.

Центром обучения Витторино сделал классические языки и литературу, требовал (в противоположность средневековой зубрежке) сознательного усвоения знаний и самостоятельного творчества учеников. Сам Витторино был хорошим математиком и поэтому в его школе изучались алгебра, астрономия и даже элементы естествознания. Витторино ввел новые методы обучения: грамоте обучал, применяя подвижные буквы; первоначальные сведения по арифметике сообщались детям посредством игр; геометрии дети обучались при помощи измерения площадей и объемов. Девизом умственного образования были слова Витторино: "Я хочу научить учеников мыслить, а не болтать вздор". В школе обращалось большое внимание на физическое развитие воспитанников. С этой целью практиковались игры, верховая езда, борьба, фехтование, стрель­ба из лука, плавание. На первый план Витторино ставил нравственное воспитание, большое значение придавал примеру как методу воспитания и главным наставником нравственности считал учителя [30, 25-26].

Хуан Луис Вивес (1492-1540) – испан­ский педагог. Был учителем дочери англий­ско­го ко­ро­ля Генриха VII. Написал трактаты: " О методе обу­чения ", " Об изучении языков ", " О порче нра­вов ". Автор первого в истории педа­го­гики трак­та­та о воспитании женщины ("Воспитание женщины-христианки"), в кото­ром осуждал как пред­рас­су­док положение о вреде образования для женщины. Выступал про­тив схоластического обучения и счи­тал, что в ученике необходимо развивать спо­соб­ность наблюдать явления природы и окружающей жизни и размышлять о них: "В обучении – главное вещи, а не одни слова". Большое значение в обучении придавал естественным наукам, древним языкам, классической литературе и истории. Много внимания уделял проблеме учителя. Учитель, по мнению Вивеса, должен быть живым примером нравственности, дисциплины, трудолюбия для ученика. Относясь к ученикам с любовью, доброжелательно, не допуская ругани, прибегая к наказаниям лишь в исключительных случаях, тщательно готовясь к урокам, учитель создает себе необходимый авторитет [50, Т. 1, 334].

Эразм Роттердамский (1467-1536) – нидерландский мыслитель. Вел активную пе­да­го­ги­че­скую деятельность – сначала в качестве учи­те­ля ри­то­рики, затем в качестве профессора Кемб­рид­ж­ского университета. В своем сатирическом со­чи­не­нии " Похвала глу­пости " высмеивал нравы и пороки тогдаш­не­го общества – невежество, тщеславие, ли­це­ме­­рие. Написал множество пе­да­го­гических трак­­та­тов: " О раннем и достойном воспи­та­нии детей ", " О методе обучения ", " О благо­воспитанности детей ", " Способ писать письма " и др.

Впервые в пе­да­гогике обратил внимание на воспитание как универсальное явление, как форму становления и развития человека. Вне воспитания, утверждал Э.Роттердамский, развитие ребенка невозможно; вся дальнейшая жизнь человека определяется воспитанием, полученным в раннем детстве: "Людьми не рождаются, но делаются путем воспитания". Выступал в защиту ребенка, защиту детства, что явилось принципиально новым в педагогике. Считал, что ребенок имеет право на правильное воспитание. Был противником жестокости средневековой школы, которую называл "пыточной камерой": "Не следует приучать ребенка к ударам... Тело постепенно становится нечувствительным к тумакам, а дух - к упрекам". Его протест против жестокости по отношению к детям был величайшим актом гуманизма, положившим начало поиску новых форм воспитания, исключающих насилие.

Э.Роттердамский полагал, что ребенку необходимо давать раннее научное образование. С трех лет надо обучать языкам, но обучать играя, особое внимание при обучении следует уделять тренировке памяти и учитывать активность и деятельность самого ребенка. Программа обучения должна быть такой, чтобы не слишком обременять школьников, поскольку в противном случае у них пропадает желание учиться. Постоянно напоминал учителям, что профессия воспитателя – наиболее важная в обществе и что от них зависит будущее этого общества. Поэтому сами учителя должны быть по-настоящему воспитаны, образованы и подготовлены к своему делу [63, 641-657].

Франсуа Рабле (1494-1553) - француз­ский пи­сатель, был священником, врачом, профес­со­ром анатомии. Получил широкую известность как автор романа " Гаргантюа и Пантагрюэль ", в ко­тором едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и противопоставлял ему программу воспи­та­ния "свободного и бла­го­нравного человека". В романе рассказывается, как король при­гла­сил для воспитания своего сы­на Гаргантюа ученых-схоластов. Лучший из учи­те­лей Оло­фен более 5 лет употребил только на обучение своего ученика азбуке. Затем несколько лет Гаргантюа изучал схоластические учебники грамматики и риторики и изучил их так хорошо, что "при испытании мог пересказать все это не только наизусть, но даже наоборот", т.е. прочитать. Не менее едко Рабле рисует тот образ жизни, который вел воспитанник: Гаргантюа просыпался поздно, валялся долго в постели; встав, плотно набивал желудок завтраком и шел в церковь, где отстаивал 25 обеден, затем полчаса занимался, после чего обедал; после обеда играл в карты, ложился часа на три спать; проснувшись, опять неумеренно ел и пил. В результате такого образа жизни и таких "плодотворных" занятий Гаргантюа стал "совершенно тупым, бестолковым, задумчивым и странным". Тогда отец Гаргантюа выгнал учителей-схоластов и пригласил Понократа – учителя-гу­маниста, который впоследствии занимался и воспитанием сына Гаргантюа - Пантагрюэля.

Воспитание Гаргантюа коренным образом изменилось. Он рано вставал, занимался физическими упражнениями, много времени посвящал умственным занятиям, совершал со своим учителем прогулки. Гаргантюа изучал целый ряд наук, прилежно читая книги, беседуя с учителем, пользуясь наглядными пособиями и "применяя наблюдения над природой". Повторение трудных уроков не превращалось в зубрежку, а носило творческий характер: для лучшего усвоения знаний Гаргантюа приводил примеры из жизни. Все занятия с учителем были для Гаргантюа "настолько приятны, легки и привлекательны, что казались скорее времяпрепровождением короля, нежели воспитанием ученика". Эстетическое воспитание Гаргантюа заключалось в занятиях музыкой и пением. Физическое воспитание состояло в обучении бегу, борьбе, прыжкам, плаванию, гимнастике, верховой езде и т.д. [69, 62-68].

Мишель Монтень (1533-1592) – фран­цуз­ский философ. Основной педагогический труд " Опы­ты " – это антоло­гия необычного, за­нят­ного и поучительного примера. В книге со­дер­жится около 3000 ци­тат. Критикуя схо­лас­ти­че­ское обучение свое­го времени, Мон­тень воз­ра­жал против сле­по­го подчинения авторитетам: "Пусть на­став­ник... ничего не вбивает ученику в го­ло­ву при помощи простого авторитета и без всякого осно­ва­ния". Выступая против схоластической зуб­реж­ки, Монтень заявляет: "Знание наизусть еще не является знанием". Монтень требует активного, сознательного усвоения знаний, превращения их в действительное достояние обучающихся: "Пусть учитель заставит учеников изложить выученное во ста различных видах и применить это к стольким же различным случаям для того, чтобы выделить, хорошо ли они все это поняли и усвоили". Зло и метко Монтень осуждал гипертрофированное словесное обучение: "Трубят в уши, будто воду льют". В связи с этим советовал учителям, чтобы "больше говорил ученик и больше слушал учитель". Был сторонником мягкой дисциплины и привлекательности учебных занятий: "Несравненно было бы приличнее, если бы классные комнаты были усыпаны цветами и зеленью, нежели обломками окровавленных прутьев"; "Обучая, обращайтесь с вашими воспитанниками кротко. Необходимо возбудить у них жажду и интерес к занятиям. Иначе вы воспитаете лишь навьюченного книгами осла... Прочь всякое принуждение и насилие!" [40, 204-209].

Томас Мор (1478-1535) – английский мыс­литель, основоположник утопического со­циализма. Основное произведение – " Зо­ло­­тая книжка о наилучшем устройстве го­су­дарства и о новом острове Утопия ". Вы­сту­пал против частной собственности, отмена которой, по его мнению, приведет ко все­об­щему равенству. В книге мно­го вни­ма­ния уделено вопросам воспитания. На остро­ве Уто­пии всем детям дается хорошее во­спи­тание и первоначальное обучение. Таким об­разом, уже в начале XVI в. Т.Мор выдвинул идею всеобщего обязательного обучения. Все преподавание в Утопии ведется на родном языке. Основные школьные предметы: чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание. В обучении широко применяются наглядность и экскурсии. Много внимания Т.Мор уделяет трудовому воспитанию. Он был первым из мыслителей, выдвинувших идею о соединении обучения с производительным трудом. Дети в школах изучают земледелие теоретически и знакомятся с ним практически на окружающих город полях, где не только смотрят, как работают другие, но и сами работают. Кроме того, каждый молодой утопиец обязан обучаться, по крайней мере, одному ремеслу. Большое значение придавал нравственному воспитанию молодежи. Любовь к родине, самодисциплина, умеренность, коллективизм – качества, которые должны быть основой нравственного воспитания [47, 32-34].

Томмазо Кампанелла (1568-1639) – итальянский философ. Почти через 100 лет после появления "Утопии" Т.Мора написал утопический трактат " Город Солнца ", в котором изображал идеальное государство, где нет частной собственности, где все оди­наково трудятся, имеют возможности зани­маться науками и искусством. В трактате изложены педагогические идеи, пафос ко­то­рых заключается в отрицании слепого по­дра­жания и книжности, в отказе от узкой спе­циализации, энциклопедизма и универсализме образования. Во главе государства стоит жрец-философ "Солнце" – наиболее образованный гражданин. В Городе Солнца заботятся об улучшении "породы людей", так как убеждены, что это – основа общественного блага. Здесь поощряют занятия наукой, изучение истории и народных обычаев. Соляриям прививают любовь к искусству, к прекрасному, к естественной красоте человека. Благодаря правильному воспитанию жители отличаются отменным здоровьем, свободны от таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость, воровство, плутовство.

Для всех детей с раннего возраста введено общественное воспитание. Обучать азбуке начинают с трех лет: дети играют в галереях, на стенах которых нарисованы крупные буквы. С шестилетнего возраста детей обучают математике, естественным и прикладным наукам, применяя наглядное обучение. Обучением руководят учителя, каждый по своему предмету: астроном, историк, поэт, логик, физик, политик, моралист. Город Солнца построен в виде 7 концентрических кругов, каждый из которых опоясан крепостной стеной. Эти стены расписаны превосходной живописью, изображающей геометрические чертежи, географические ландшафты и карты, все виды деревьев и трав, все виды животных, исторические сцены, ремесла и т.д. Изображения снабжены пояснительными надписями в стихах. При обучении детей широко применяют экскурсии в природу и мастерские "к сапожникам, пекарям, кузнецам, столярам, живописцам и т.д." для выяснения наклонностей каждого. Все дети участвуют в общественно полезном труде [47, 34-36].

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!