Древней Греции и Древнего Рима



Высокого уровня педагогическая мысль и система воспитательных институтов достигли в Древней Греции к IV в. до н.э. и в Древнем Риме – к концу I в. до н.э. Именно в античности сложились педагогические идеалы, послужившие образцом для последующих эпох. С появлением городов-полисов государство стало брать на себя заботу об обучении и воспитании детей имущих слоев. Образованность считалась необходимым и неотъемлемым свойством достойного гражданина полиса. Если хотели сказать дурное о человеке, говорили, например: "Он не умеет ни читать, ни плавать". Отсутствие возможности получить образование рассматривалось как одно из наихудших зол. Именно поэтому, как утверждает древнегреческий историк Плутарх, победители из города Милет наказали детей побежденных запретом учиться грамоте и музыке. Зачастую города-полисы не прерывали учебу юных граждан даже в трудные дни войны. Когда умирал философ Анаксагор (500–428 гг. до н.э.) и горожане спросили, чем почтить его память, он сказал: "Пусть в день моей смерти у школьников не будет занятий".

В период расцвета Древней Греции ведущую роль играли два государства-полиса: Спарта в Лаконии и Афины в Аттике. Здесь возникли две системы воспитания - спартанская и афинская.

Целью спартанского воспитания была подготовка физически развитого, сильного духом, разбирающегося в военном деле человека. Эта цель вытекала из самой жизни государства. Население Спарты делилось на спартиатов - господствующий класс, периэков - граждан имущих, но лишенных политических прав, и илотов - порабощенных людей, лишенных всяких прав и ставших собственностью государства. 9 тысяч семейств аристократов должны были держать в повиновении 250 тысяч семейств илотов. Следствием жестокой эксплуатации илотов были их частые восстания. Это заставляло спартиатов силой оружия поддерживать свое государство. Интересно высказывание Платона по этому поводу. Как собственник и рабовладелец он писал: "Да, владение рабами тяжело". В связи с этим быт спартиатов имел своеобразную военизированную форму - все взрослое мужское население спартиатов составляло войско, которое держало рабов-илотов в постоянном страхе и повиновении.

В этих условиях сложилась особая спартанская государственная система воспитания. Государство контролировало семейное воспитание детей с момента их рождения. Старейшины осматривали новорожденных и только здоровых передавали обратно отцу, больные же и слабые уничтожались (по преданию их бросали в Тайгетскую пропасть). С самого раннего возраста детям прививали свойственные спартиатам навыки поведения. Детей не пеленали, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности, возможные в будущих военных походах. С 7 до 18 лет мальчики обучались в специальных государственных воспитательных учреждениях, где наибольшее внимание уделялось военно-физической подготовке детей, их обучали бегать, прыгать, бороться, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов и их главное занятие - физический труд. Особое внимание уделялось развитию у детей умения быстро, четко и кратко отвечать на вопросы (отсюда от слова Лакония - выражение "лаконическая речь"). Весьма своеобразно боролись с пороками. Законодатель Ликург, чтобы уберечь спартиатов от пьянства, устраивал своеобразные "уроки трезвости", когда рабов заставляли напиваться и водили по площади, чтобы спартиаты могли воочию убедиться, сколь непригляден и отвратителен пьяница. Взрослые, наблюдая за детьми, нарочно их ссорили, вызывая драку, и следили, кто в драке ловчее и смелее. Кормили детей скудно, приучали к воровству, но если кто-то попадался, то били нещадно, не за кражу, а за неловкость. С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку и затем еще в течение 10 лет постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. Дети периэков получали чисто практическое воспитание под руководством родителей.

Целью афинского воспитания была подготовка господствующей верхушки рабовладельческого общества в духе всестороннего развития личности (умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание). Выдвижению этой цели способствовало установление демократической рабовладельческой республики, относительно высокий экономический уровень жизни, довольно развитая культура. Сыновья богатых родителей в возрасте от 7 до 17 лет посещали платные частные школы, где обучались хорошим манерам поведения, грамоте, счету, а также музыке, поэзии и гимнастике. Кроме того, с мальчиками проводились политические, литературные и философские беседы, их учили ораторскому искусству, красноречию, готовя к управлению государственными делами. В афинском гимнастическом воспитании ценилось развитие красиво сложенного, сильного тела, гибкость и красота движений. Однако далеко не все дети свободных граждан могли посещать даже элементарные школы. Как ни мала была плата за обучение в этих школах, она все же была непосильна для массы обезземеленного населения Афин. Детям неимущих правящая верхушка рекомендовала ремесленное обучение. Например, в одном из законов Солона говорилось о том, что если отец не обучит сына какому-нибудь ремеслу, он не может претендовать на материальную поддержку в старости.

В Древней Греции педагогика развивалась как часть единой тогда науки – философии. Многие общественные деятели и философы высоко ценили огромную роль воспитания как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Основные педагогические идеи получили отражение в учениях таких античных мыслителей, как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и др.

Сократ (469–399 гг. до н.э.). Об учении Сократа, который не оставил после себя трактатов и книг, можно судить на основании свидетельств Платона и Ксенофонта, его учеников. Сократ считал, что человеческий разум по самой природе своей стремится к истине и добру. Чтобы познать их, нужно углубиться в себя. Старинное изречение "Познай самого себя", начертанное на Дельфийском храме, Сократ напоминал своим собеседникам постоянно. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может".

Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование. "Могучие духом.., если получат образование.., становятся полезными деятелями. Оставшись без образования, они бывают очень дурными, вредными людьми". Сократом был разработан и широко внедрен в практику метод вопросно-ответного обучения, или сократический метод. Суть его состояла в последовательной постановке вопросов таким образом, чтобы, давая ответы, обучаемый сам приходил к определенным истинным суждениям. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: "Я знаю, что я ничего не знаю". Сократический метод, направленный на обнаружение истины путем бесед, спора, полемики, явился источником диалектического способа мышления [12, 149-174].

Демокрит (460–370 гг. до н.э.). Демокриту принадлежат многие утверждения и высказывания, оказавшиеся чрезвычайно плодотворными для будущего развития педагогики. Придавая огромное значение воспитанию, Демокрит отмечал, что оно ведет к обладанию тремя дарами: "хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать". В то же время философ указывал, что "воспитание – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретается ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим". По мнению Демокрита, воспитание преобразует природу человека: "Хорошими людьми становятся скорее от упражнений, нежели от природы.., воспитание перестраивает человека и создает ему вторую природу".

В обучении Демокрит главным считал не количество полученных знаний, а развитие интеллекта: "Многие всезнайки не имеют ума.., прекрасна надлежащая мера во всем. Должно помышлять не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума"; "Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой". Рассматривая обучение как трудную работу, Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении учащихся: "Если бы дети не принуждались к труду, они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель – стыду". В то же время он советовал учителям развивать у детей стремление постигать неизвестное, воспитывать чувство долга и ответственности: "Наихудшее из того, чему может научиться молодежь – легкомыслие" [40, 61-66].

Платон (428–347 гг. до н.э.). Педагогическая деятельность была органической частью творческой жизни Платона. Педагогическая проблематика присутствует в его трактатах " Государство ", " Законы ", " Диалоги " и др. Основанное им в Афинах учебное заведение – Академия, где он преподавал многие годы, просуществовало более 1000 лет. Воспитание Платон считал важнейшим фундаментом всей жизни человека: "В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь". Главную цель воспитания видел в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций законопослушных граждан. Платон первым попытался определить основные педагогические понятия: "Воспитание – воздействие взрослых на детей, формирование у них добродетели"; "Учение – приобретение знаний посредством наук".

В обучении, утверждал философ, нужно обеспечивать "свободу призвания", т.е. учитывать личные склонности детей: "Пусть воспитатель пытается направлять вкусы и склонности детей к тому занятию, в котором они должны впоследствии достичь совершенства"; "Детям нужно определять место в жизни не в зависимости от способностей их отца, а от способностей их души". Весьма привлекательной выглядит у Платона идея игрового обучения: "Ни одну науку свободный человек не должен изучать как раб... Поэтому не насильственно надо преподавать детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен".

Обучение и воспитание философ рассматривал как два взаимосвязанных процесса, высказывал мысль о том, что обучение должно быть воспитывающим: "Самым важным в обучении мы признаем воспитание". Указывал на использование таких методов воспитания, как игра, чтение, живые устные рассказы, внушение, убеждение, упражнения в плясках и песнопении. Особое внимание уделял примеру старших для младших, которые своими поступками и образом жизни станут самой лучшей школой нравственности для них [47, 13-15].

Аристотель (384–322 гг. до н.э.). Ближайший ученик Платона, развивал идеи своего учителя, но вместе с тем во многом занимал противоположную этим идеям позицию. Известно его высказывание на этот счет: "Платон мне друг, но истина дороже". Три года был воспитателем Александра Македонского. Создал в Афинах учебное заведение Ликей (школа перипа – прогуливающихся), которым руководил в течение 12 лет. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые философ вел со своими учениками в Ликее. К основным трудам относятся " Политика ", " Поэтика ", " Риторика ", " Физика ". Педагогические Идеи Аристотеля сводятся к следующему.

Воспитание Аристотель рассматривал в качестве важного средства укрепления государственного строя. В развитии личности учитывал влияние как социальных, так и биологических факторов. С одной стороны, рассуждал философ, "от хороших родителей может произойти лишь хорошее потомство", а с другой – "природа зачастую стремится к этому, но достичь этого не может". "Всякое искусство, и искусство воспитания тоже, - отмечал Аристотель, - имеет целью восполнить то, чего недостает от природы". Аристотель создал первую в истории педагогики возрастную периодизацию детей, указал особенности каждого возраста, определив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период. Особое внимание обращал на необходимость воспитания в раннем возрасте: "Ко всему приучать следует непосредственно с пеленок". Допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца. Однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников-педономов. Отвергал самоустранение родителей от воспитания детей и традицию передавать их в руки рабов.

Большое значение придавал воспитанию этических добродетелей: "Добродетель не дается людям от природы, хотя природа способствует этому". Осуществляется эта возможность, по мнению Аристотеля, через усилия самого человека, через его деятельность: "Назначение человека в разумной деятельности". Творя справедливые дела, человек становится справедливым, поступая мужественно – становится мужественным, действуя умеренно – становится умеренным [71, 363-449].

Педагогическая мысль Древнего Рима нашла свое отражение в трудах Цицерона, Сенеки, Квинтилиана и др.

Цицерон (106–43 гг. до н.э.). Главная педагогическая проблема, которую пытался решать Цицерон, - воспитание оратора. Он сам с 20 лет стал осваивать ораторское искусство и в совершенстве овладел мастерством "красиво говорить". В своих сочинениях " О границах добра изла ", " Об обязанностях ", " О государстве " высказывал много интересных мыслей, ставших афоризмами о воспитании детей. Для примера приведем такие из них: "Привычка – вторая натура", "Друзья познаются в беде", "Ничто так не ценится народом, как доброта", "Собственное понимание добродетелей и пороков – самое главное", "В воспитании важно то, что делает и знает сам учитель, но важнее, что под его влиянием знают и делают ученики" [63, 281-285].

Сенека (4 г. до н.э.–65 г. н.э.). Был основателем эмпирического направления в образовании и воспитании детей: "Мы лучше всего научаемся сами, обучая других", "Результат достигается скорее примером, чем наставлением", "Длинен путь через правила, короток через примеры", "Не для школы, а для жизни мы учимся". Критиковал формализм школьной системы, при которой воспитывается "ум, но не душа". Считал, что образование должно формировать, прежде всего, самостоятельную личность: "Пусть говорит ученик сам, а не его память".

Огромное значение придавал Сенека нравственному воспитанию, основные проблемы которого изложил в трудах " Письма на моральные темы ", " Нравственные письма к Луцилию ", " О милосердии ". Наиболее известными афоризмами по вопросам нравственного воспитания являются такие: "Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла", "Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в других людях", "Похвально делать то, что подобает, а не то, что дозволяется" [12, 413-427].

Квинтилиан (42–ок. 118 гг. н.э.). Открыл в Риме собственную риторическую школу, где обучал юношей красноречию. Вскоре школа стала государственной. Квинтилиан – первый учитель, который получал жалованье от императорской казны. Школа имела огромный успех. Особое внимание в ней уделялось тщательности обучения будущих ораторов, основательности их широкого общего образования. Главный труд Квинтилиана " Образование оратора " состоял из 12 книг. Наиболее известны и популярны две из них: "Домашнее воспитание мальчика" и "Элементы риторического образования".

Размышлял над вопросом о соотношении между природными данными и воспитанием и предложил свое оригинальное решение этой проблемы. Если эти два фактора, говорил он, рассматривать порознь, обособленно, то приходится признать решающее значение природы: "Природа и без учения может многое сделать, а одно учение без природы не принесет никакой пользы". Если же брать их во взаимодействии, то на низкой ступени развития питомца все решают природные данные: "Непригодной для растения почве ничего не придаст и самый лучший земледелец, а из земли плодоносной нечто полезное рождается и без возделывания". Для высокой стадии развития соотношение иное. Здесь Квинтилиан отдает "преимущество учению перед природой" и вновь приводит аналогию: "На плодоносной почве урожай зависит больше от усилий труженика, чем от земли". Чтобы достичь хороших результатов, по мнению Квинтилиана, необходимо соединить природу и воспитание.

Квинтилиан настаивал на необходимости такого образования, которое было бы полезно обществу. Отсюда цель воспитания – серьезная подготовка молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Он утверждал, что воспитание должно формировать "свободного человека": "Ребенок – это драгоценный сосуд, с которым надо обращаться бережно и уважительно". Отсюда мысль, что нельзя прибегать к физическим наказаниям: "Наказание кажется мне подлым... Дурной ребенок, которого не исправляют выговоры, привыкнет к побоям и станет с рабским упрямством их терпеть". Отдавал предпочтение организованному школьному обучению перед домашним: "Свет хорошей школы лучше одиночества семьи". Ратовал за общедоступность образования, полагая, что все нормальные дети римских граждан достойны получать образование. Он верил в созидательные возможности школьного обучения, считая, например, что "ученики-тупицы" – на совести учителя.

Как педагог-практик Квинтилиан высказывал много ценных мыслей об организации процесса обучения: "Одновременно надо изучать если не все, то, по крайней мере, несколько предметов из подлежащих обучению", "Школьные занятия должны быть построены в условиях маленьких групп учащихся, которые приходятся на одного преподавателя", "Для большего успеха учения необходимы продолжительные перерывы между занятиями". Весьма ценными являются разработанные Квинтилианом требования к учителю и методические рекомендации по совершенствованию его работы: "Пусть учитель будет прост в преподавании, терпелив в работе, более старателен, чем взыскателен", "Пусть учитель не будет раздражительным и в то же время не потворствует тем, кто нуждается в исправлении", "Пусть учитель служит во всем примером и образцом" [30, 18-19].

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!