Предпосылка возникновения



Билет №7.

Развитие институционализма

Термин

В конце прошлого - начале нынешнего столетия в США …началось течение, родственное новой исторической школе получившие вскоре название - институционализм (Этот термин связан с двумя понятиями: 1)…2)институт- закрепление обычаев и …учреждений) Один из теоретиков.. Ч.Гамильтон предложил следующее определение …»институты-это словестный символ для лучшего обозначения групп …общественных обычаев. Они означают преобладающий и постоянный образ мысли, который стал привычным для группы и превратился для народа в обычай…Институты устанавливают границы и форма человеческой деятельности. Мир обычаев и привычек, к которому мы приспосабливаем нашу жизнь,представляет собой сплетение ……институтов». Фактически под терминами … понимались явление как экономического,так и …..ческого порядка-государство,законодательство, обычаи нации, психический склад, различные общественные огранизаици (корпорации, профсоюзы и партии),семья, частная собственность и т.д. Включая,

все эти институты в круг явлений, анализируемых экономической теорией, приверженцы данного направления стремились к расширительному

толкованию ее предмета.

Метод

Между институционализмом и новой исторической школой имелось немало общего. В методологии обоих направлений присутствуют острая критика атомистического подхода австрийцев, акцент на «социальную точку зрения», изучение экономического поведения людей под влиянием обычаев, сформировавшихся нравственных, правовых норм и т. д.

Институционалисты, как и представители новой исторической школы, исходили из наличия острых социальных противоречий капитализма и необходимости их реформирования. Они также скептически относились к абстрактному методу, предпочитали описательный подход к действительности. Наконец, еще одной важной чертой, сближавшей институционализм США с новой исторической школой Германии, была эволюционистская точка зрения, т. е. признание изменчивости феноменов общественной жизни при отрицании качественных скачков в

их развитии. Идея эволюционизма служила обоснованием социальноэкономических

программ, выдержанных в духе более или менее умеренного реформаторства.

Наиболее видными идеологами раннего институционализма были ТорстеИн Веблен (1857-1929), первые работы которого вышли еще в конце прошлого века, а также Джон Коммонс (1862--1945) и Уэсли Митчелл (1874-1948), пик творческой деятельности, которых приходится

на период между двумя мировыми войнами.

Предпосылка возникновения

Преобладание социального подхода объясняется тем, что в США в конце XIX - начале ХХ в. как нигде явственно. проявилось доминирование крупного капитала, специфические черты которого резко контрастировали с моделью индивидуального хозяйства, составлявшей исходный пункт анализа австрийской школы.

 

ВЕБЛЕН

Основоположником институционалистского направления по праву считается Т. Веблен. Его перу принадлежит ряд исследований: «Теория праздного класса>> (1899), <<Теория делового предпринимательства>> (1904), <<Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства>> (1914), <<Крупные предприниматели и простой человек» (19 1 9),

<<Инженеры и система ценностей>> (1921), <<Абсентеистская собственность и предпринимательство в новое время>> (1923).

Веблен родился в семье норвежского крестьянина-эмигранта, в сельской местности штата Висконсин. Получив благодаря выдающимся способностям высшее образование и даже докторскую степень, он так и не стал своим в академическом мире. Большую часть жизни

Веблен провел в суровой борьбе за хлеб насущный, часто меняя колледжы и университеты, в которых преподавал. Умер он в бедности, за несколько недель до начала биржевого краха 24 октября 1929 г. - «черного четверга», от которого ведет отсчет «великая депрессия»,

подтвердившая во многом социальный критицизм его теорий.

Как основоположник институционализма Веблен выводит ряд экономических явлений из общественной психологии; в основе его взглядов лежит своеобразное понимание человека как биосоциального существа, руководимого врожденными инстинктами. К числу последних Т. Веблен относит инстинкт самосохранения и сохранения рода (<<родительское чувство»), инстинкт мастерства («склонность или предрасположение к эффективным действиям>>), а также склонности к соперничеству, подражанию, праздному любопытству,соперничеству, подражанию, праздному любопытству так ….предстает в его произведениях как …человеческой склонности к конкуренции: она изображается..заметным доказательством успеха в соревновании и «традиционной основе уважения»

Более сложная психологическая подоплек свойственна категориям «завистливое сравнение», играющие в системе Веблена чрезвычайно важную роль. При помощи этой категории Веблен интерпретирует такие экономические явления, как приверженность людей к престижному потреблению, а также к накоплению капитала: собственник меньшего по размеру состояния испытывает зависть к более крупному капиталисту и стремится догнать его; при достижении желаемого уровня появляется стремление перегнать других и тем самым превзойти конкурентов.

Книги Веблена содержат скрытую, а порой и явную полемику с экономистами неоклассического направления. Всем своим творчеством он давал понять, что экономическая наука не должна быть только наукой о ценах и рынках. Веблен писал, что предметом политической экономии является человеческая деятельность во всех ее проявлениях, общественные науки призваны заниматься отношениями людей друг к другу

Неоклассики нередко представляли человека в виде идеальной счетной установки, мгновенно оценивающей полезность того или иного блага, ·с целью максимизировать общий эффект от использования наличного запаса ресурсов. Однако, согласно Веблену, экономическое поведение людей носит более сложный, часто иррациональный характер,

ибо человек - не «машина для исчисления ощущений наслаждения и

страдания». На поведение людей сказываются, например, мотивы демонстративного престижного потребления, завистливого сравнения,

инстинкт подражания, закон социального статуса и прочие врожденные и благоприобретенные склонности. Поведение человека не может сводиться к экономическим моделям, основанным на принципах утилитаризма и гедонизма. Данные рассуждения Т. Веблен использовал, в

частности, в полемике против одного из столпов неоклассики -Дж. Б. Кларка.

Согласно Веблену, институты, или «принятая в настоящее время система ·общественной жизни», определяют непосредственные цели, подчиняющие себе поведение людей. Но благоприятные условия экономического развития существуют лишь в том случае, когда система институтов находится в гармонии с конечными целями, вытекающими из инстинктов

Другим важнейшим фактором, лежащим в основе изменения институтов, Т. Веблен считал технику, технологию. Согласно его учению, эту доминирующую роль техника выполняет не всегда, а лишь на стадии машинного производства. Таким образом, в методологии Веблена

присутствуют элементы историзма, хотя во многом технократического свойства: институты изменяются потому, что на них воздействует человеческая психология, с одной стороны, и сплошной поток технических факторов - с другой. Эта двойственная психолого-технократическая концепция заложила основы современных теорий стадийности экономического роста и индустриальной цивилизации.

 

Праздный класс

Центральное место в произведениях Веблена занимает его yчение

о «праздном классе», к образованию которого он так же подходил исторически,как и многие поклонникик классического труда Л.Моргана «Древнее общество». Веблен различал в истории человечества несколько стадий: ранней и поздней дикости, хищного и nолумирного

варварства, а затем ремесленную и промышленную стадии. Нa ранних

стадиях люди жили в условиях сотрудничества. Тогда, как представлялось

Веблену, не было собственности, обмена, механизма цен.Позднее, когда был накоплен излишек материальных благ, военачальники и жрецы нашли выгодным править другими людьми. Так начался процесс формирования «праздного класса», а вместе с ним переход от дикости к варварству. По мере того как мирные занятия уступали место военным походам и грабежам, подавлялся свойственный человеку инстинкт мастерства. Если раньше человек боролся в основном с природой, то теперь - с другим человеком. В центре нового образа жизни находилась частная собственность, у истоков которой стояли насилие и обман.

В более поздние исторические эпохи, писал Веблен, укоренившиеся варварские навыки лишь скрывались под маской мирных форм поведения. Окончательно установилась общественная иерархия с «праздным классом» на вершине социальной пирамиды. Внешними признаками отличия стало выставленное напоказ безделье и потребление, рассчитанное на демонстрацию богатства («демонстративное расточительство»). Бурный прогресс техники вступил в острый конфликт со стремлением людей к показной роскоши. Товары стали цениться не по полезным свойствам, а по тому, насколько владение ими отличает человека от его ближних (эффект «завистливого сравнения»). Чем более расточительным становилось данное лицо, тем выше поднимается его престиж. Высшие почести воздавались тем, кто благодаря контролю над собственностью извлекал из производства больше 6огатсва, не занимаясь полезным трудом. Таким образом, согласно концепции Веблена, «отношение праздного (т. е. имущего непроизводственного) класса к экономическому процессу является денежным отношением

- отношением стяжательства, а не производства, эксплуатации,а не полезности... Обычаи мира бизнеса сложились под направляющим и избирательным действием законов хищничества или паразитизма. Это обычаи собственничества, производные, более или менее отдаленные,

от древней хищнической культуры».

Учение о праздном классе вкупе с методологией технократизма (дословно: технократия - власть техники) лежит в основе вебленоской концепции «индустриальной системы>>. Согласно этой теории капитализм (в терминологии Веблена - «денежное хозяйство>>) проходит две ступени развития: стадию господства предпринимателя, в течение которой власть и собственность принадлежат предпринимателю, стадию господства финансиста, когда финансисты оттесняют предпринимателей. Для последней стадии особенно характерна дихотомия (противостояние) между индустрией и бизнесом, интересы, которых совершенно различны. Под индустрией Веблен понимал сферу материального производства, основанную на машинной технике, под бизнесом - сферу обращения (биржевых спекуляций, торговли, кредитных и т. д.).

Индустрия, согласна концепции Веблена, представлена не только функционирующими предпринимателями, но и инженерно-техническим

персоналом, менеджерами, рабочими. Все эти слои заинтересованы в совершенствовании производства и потому являются носителями прогресса. Напротив, представители бизнеса ориентированы исключительно на прибыль,и производство как таковое их не волнует.

Дихотомия между индустрией и 6изнесом заключается, по Веблену,

в том, что в индустриальной сфере функционируют слои, необходимые

для общества, тогда как бизнес персонифицирован в «праздном

классе», не несущем полезной нагрузки. В «Праздный класс» Веблен заключал лишь наиболее крупных финансовых магнатов; мелких и средних предпринимателей он не считал социальными иждивенцами и даже (с известными оговорками) зачислял в производительный класс.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!