К жанрам речевого общения относим беседу, разговор, спор, письмо и др.



По строению и содержанию тексты неодинаковы. Основные типы организации речи (устной и письменной)повествование, описание, рассуждение.

 

2. Состав устно-разговорного типа речи: публичная радио - и телевизионная речь, устная научная речь, устная разговорная речь.

Двойственная природа радио- и телевизионной речи: социальная и личностная ориентированность.

Обращаясь к речевому поведению на радио и телевидении и принципам его организации, важно помнить следующее:

- Нельзя повторить дважды только, что сказанное в эфире, следовательно, необходимо ориентироваться на первоначальное восприятие текста аудиторией, так как «вторичного» восприятия из эфира быть не может.

- Зрителями или слушателями вашего выступления будут люди: разных возрастов, профессий, разного культурного уровня и интересов.

- Встреча с вами на экране или по радио для многих из них явится, скорее всего, случайной.

Учет этих ключевых моментов предполагает, что теле- или радио речь должна быть конкретной и доходчивой по содержанию, непринужденной по тону, т.е. организована по типу неофициальной беседы (разумеется, за исключением случаев официального заявления). Таким образом, выступление будет максимально эффективным, если оно оптимальным образом сочетает элементы социальной и личностной ориентированности общения.

Противоречие возникает, с одной стороны, между реально существующим односторонним контактом выступающего в кадре или перед микрофоном со зрителями или слушателями и необходимостью при этом имитировать двусторонний контакт; а с другой - между заранее подготовленным письменным текстом и устной формой его воспроизведения: речевой поток, который должен восприниматься, как спонтанный, на самом деле таким не является.

Все эти характеристики обусловлены социальной ориентированностью радиовещания и телевидения. Они же требуют соединения в речевом поведении человека, выступающего в эфире, устно-литературной нормы и нормы непринужденной разговорной речи при сохранении целенаправленности, информативности, ясности сообщения. Чтобы этого достичь, необходимо строить выступление, используя принципы разговорности, диалогизации, интимизации речи. Перечисленные принципы в равной степени относятся как к «сольному» выступлению, так и различного рода беседам в эфире, будь это интервью, беседа за круглым столом, дискуссия. Разумеется, сама форма беседы предполагает, что в речь собеседников вводится приемы ее диалогического построения. Тем не менее, для человека, не имеющего большого опыта выступления по радио и телевидению, знание таких принципов может оказать существенную помощь при подготовке к выходу в эфир.

Принцип разговорности - четкая структурная организация выступления.

Важно помнить:

- Информация достигает оптимального воздействия, когда в ней содержится новизна (новость). Недостаток новизны стимулирует переключение внимания.

- Интерес вызывает доказательная информация, которая опирается на статистику и т.д.

- Начало и конец выступления имеют важную психологическую нагрузку.

Композиция выступления по радио и телевидению, с одной стороны предусматривает те же структурные моменты, которые свойственны любому публичному выступлению: продуманные начало и конец, импровизацию основной части на основании продуманной линии изложения, логическую организацию материала, эмоциональную форму подачи. Наряду с этим описанные выше особенности восприятия устной речи в эфире оказывают существенное воздействие на ее композицию.

Принцип диалогизации - представляет собой взаимодействие между людьми, взаимно управление друг другом. Для реального диалога необходимы следующие условия:

- Наличие желания и готовности у обоих партнеров выразить свою позицию по отношению к обсуждаемой проблеме.

- Готовность воспринять и оценить позицию партнера.

- Готовность к активному взаимодействию.

- Наличие у партнеров общей основы и определенных различий - в решении обсуждаемой проблемы.

Реализация принципа диалога в теле- и радиопередачи требует использования особых драматургических и стилистических средств. Беседа строится в расчете на невидимого собеседника, который мыслится как активный участник двустороннего контакта.

Таким образом, диалогизация теле - и радиопередачи заключается в том, что она композиционно построена как монолог со структурными элементами диалога, т.е. рассчитана на реакцию слушателей.

Для диалогической речи справедливы требования к устной речи в целом, а именно: лаконичность (немногословность), простые короткие фразы.

Следующие стилистические приемы придают выступлению диалогический характер:

- Вопросно-ответный комплекс (пара вопросов - ответ).

- Прямое и непрямое обращение к собеседнику.

- Оценка факта или события, о котором говорится.

Краткость фраз и даже слов, их удобочитаемость и удобопроизносимость, правильно поставленное ударение, расчленение фразы при помощи интонации - необходимые условия для полного усвоения информации в телерадиопередачах.

Рассмотренные выше особенности телевизионной и радио речи, как устной звучащей речи, обращенной к многомиллионном зрителю и слушателю, позволяют характеризовать ее как особую форму ораторского искусства с присущими только ей принципами организации и стилистическими характеристиками.

Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение).

Устная речь может осуществляется при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим средством (телефоном и т. п.), если общение происходит на значительном расстоянии.

Для устной речи, в отличие от письменной, характерны:

1) избыточность (наличие повторов, уточнений, пояснений);

2) использование невербальных средств общения (жестов, мимики),

3) экономия речевых высказываний, эллипсисы (говорящий может не называть, пропускать то, о чем можно легко догадаться).

В качестве общих признаков разговорной речи выделяются:

- неподготовленность, экспромтный характер речи;

- неофициальность, непринуждённость, естественность и экспрессивность речевого общения, отсутствие предварительного отбора языковых средств,автоматизм речи, обыденность содержания;

- ведущая роль диалога в общении (хотя реален и монолог: начальник, делающий наставления, - подчинённый;

- отсутствие строгой логики;

- непоследовательность изложения, прерывность, личностный характер речи.

К устным научно-информативным жанрам относятся реферативное сообщение, лекция, доклад.

Их объединяют:

- коммуникативная задача - передать в устной форме некую информацию так, чтобы она в большей или меньшей мере была усвоена слушателями;

- публичный характер высказываний, когда лектор, докладчик, информатор настроен на общение с группой людей, у которой есть свой, во многом индивидуальный настрой на восприятие и говорящего, и того, что он сообщит;

дробная, порционная подача информации, ее членение на сегменты, которые содержат одну порцию нового;

- учет того, что слушатели будут фиксировать (по-разному) значимую для них информацию в форме записи отдельных положений, составления более или менее развернутого плана или в форме конспекта - подробного или краткого. Учет этого обстоятельства влияет на организацию высказывания, на отбор четких, точных выражений и на его произнесение, в частности на темп речи;

- подготовленный характер высказываний;

- монологический характер всех рассматриваемых жанров с элементами диалогизации.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!