Стилистика взаимосвязана с предметами



3 психология, эстетика, литературоведение, лингвистический анализ художественного текста

 

 

10 Литературный язык

А Обработанная часть общенационального языка

В Обработанная часть художественного стиля

С Обработанная часть научного стиля

Д Обработанная часть разговорного языка

 

11 При определении стилей не учитывается признак:

А Грамматические категории

В С какой цельюи в какой обстановке говорим

С Речевые жанры

Д Языковые средства выражения

Е Стилевые черты речи

 

12 Литераурный язык функционирует в двух формах:

А письменной и устной

В научной и художественной

С публицистической и научной

Д разговорной и книжной

Е Официально-деловой

 

13 Основные разновидности употребленя языка

 

А разговорный и книжный

В книжный и научный

С Разговорный и публицистичекий

Д Публицистический и книжный

Е Художественный и разговорный

Общественные функции языка:

1общение, сообщение, воздействие.

2 номинативная

3 когнитивная

4 информативная

5 устная

Лекция 2

Тема. Основные понятия и категории стилистики.

План: 1. Становление стилистики как лингвистической научной

дисциплины.

2. Характеристика понятия «Стилистика».

3.Характеристика понятия «Стиль».

 

Содержание лекции

Русская стилистика исторически (V-IV ив до н.э.) связана с античной и европейской культурной традицией. Предшественниками современной стилистики были поэтика и риторика. В.П.Вомперский отмечал, что основные приемы изучения ораторской и поэтической речи были известны в России еще в донациональный период.

Однако как научная дисциплина стилистика формируется в начале 20 столетия. Обособление стилистики как лингвистической науки связано с именем ученого Ш.Баяли, его работой «Трактат по французской стилистике» (1909 г.). Большой вклад и разработку вопросов стилистики внесла также чехословацкая "функциональная лингвистика". Проблемами употребления, функционирования языка, занималисъ И.Л.Бодуэн де Куртенэ, Е.Д.Поливанов, Л.П.Якубииский, "В.В.Виноградов, Г.О.Винокур, Л.М.Пешковский, Л.В.Щерна. Статусное обособление стилистики в русском языкознании связано с именем В.Н.Виноградова.

Функционально-стилистические исследования активизируются с 60-х годов 20 века. Развитие современной стилистики идет в основном в русле сложившихся направлений этой науки: продолжаются исследования в области описательной стилистики языка, кроме того, расширяется и углубляется изучение функциональных стилей, их разновидностей.

Функциональные стили языка /речи/ составляют одну из сторон предмета

стилистики. Другой стороной предмета являются стилистические ресурсы языка, т.е. стилистическая значимость и экспрессивность единиц разных уровней /произносительные варианты ело», синонимия слон и фразеологизмов, стилистическая парадигматика словоформ, синонимия на уровне предложения/. Поскольку стилистика изучает не какой-то отдельный тип языковых единиц /фонема, слово, словоформа и т.д./, а язык по всему разрезу его структуры сразу" /Г.О.Винокур/, то систему в стилистике составляют элементы разных уровней, обладающих одинаковой стилистической значимостью /система средств книжных, поэтических, разговорных и т.д./. Из многообразных частных систем складывается общеязыковая система. Однако для стилистики важна не только парадигматика средств языка, но и те стилистические значимости, которые складываются в высказывании, контексте целостного речевого произведения. Именно из текстов разных жанров извлекаются данные о стилистике единиц языка, группировка текстов по различным признакам даст возможность сформировать понятие жанра, подстиля, функционального стиля. Таким образом, текст является основной единицей обучения.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «СТИЛИСТИКА»

 

Стилистика практическая (стилистика языковых ресурсов) Раздел языкознания, в котором изучается функционирование в литературном языке единиц и категорий всех уровней языка в типических речевых ситуациях, в контекстах различного смыслового, экспрессивного содержания с учетом действующих языковых норм. Стилистика фонетическая, стилистика частей речи (морфологическая стилистика) и проч.

Стилистика функциональная. Раздел языкознания, в котором исследуется дифференциация литературного языка по его исторически сложившимся разновидностям (функционально-стилевым единствам). С. ф. вырабатывает общие принципы типологии, классификации и выделения основных функциональных разновидностей (функциональных стилей) литературного языка; определяет их экстралингвистические стилеобразующие факторы, иерархию и взаимодействие стилей внутри литературного языка; использование и принципы организации речевых средств в рамках определенного функционально-стилевого единства.

Стилистика, ед. текста. Структурный раздел стилистики, изучающий общие и частные закономерности организации языковых единиц, подчиняющихся известному идейно-содержательному, функциональному, композиционно-структурному единству, каким представляется текст [1] как речевое произведение; выясняющий способы и нормы организации языковых единиц в текстах определенного назначения и содержания; исследующий внутриабзацные связи и стилистическую характеристику сложногосинтаксическогоцелого, прежде всего предложений и сверхфразовыхединств в их соотношении с абзацем, с общей композицией и синтаксическим строем текста, соотнесенность композиционных частей текста с определенной совокупностью языковых единиц в зависимости от идейного содержания и жанрово-композиционных особенностей текста, его функционально-стилевой принадлежности.

Стилистика, ед. художественной речи. Структурный раздел стилистики, изучающий вопросы, связанные с приобретением языковыми единицами в контексте цельного художественного произведения эстетической значимости. Проблематика с. х. р. включает: 1) проблему «образа автора»; 2) построение разных типов авторского повествования, речи персонажей, диалога [2]; 3) отбор языковых элементов, в том числе и нелитературных, ненормированных, их трансформацию в контексте художественного произведения, художественной речи в целом; 4) внутреннюю организацию художественного повествования с позиций автора, рассказчика, персонажа, типологию композиционно-синтаксических форм повествования в данном художественном тексте; 5) вопрос о соотношении литературного языка и языка художественной литературы.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «СТИЛЬ»

Стиль, -и [1]. Разновидность языка, закрепленная за определенной социально-коммуникативной сферой и частично отличающаяся от других разновидностей того же языка лексикой, грамматикой, фонетикой. Традиционно в современных развитых национальных языках выделяют три стиля – нейтральный, высокий и низкий, хотя социальная дифференциация может быть более дробной.

Теория языковых стилей, априори отвергающая эталитарность, равенство, возникла благодаря тому, что отсутствовало равенство социальное, а значит, отсутствовало и тождество языковых средств, использованных представителями разных классов (ср.: «Равенство – величайшая несправедливость, насилие над естественным ходом вещей» (И. Ильин)). Различные теории общественной стратификации – теории о социальных срезах – предлагают различные классификации в зависимости от того, какие критерии кладутся в основу классификационной процедуры: возраст носителей языка (дети, подростки, молодежь, взрослое активное население, пожилые люди); наличие/отсутствие у них образования, качество образования; регион проживания; материальное положение, доход; социальное происхождение; конфессиональная принадлежность; профессия; социальность/асоциальность, т. е. соответствие или несоответствие поведения членов этой группы принятым в остальном обществе стереотипам; пол коммуникантов; их отношение к государству и т. д. Можно выделять страты на основе смешанных критериев, и тогда классификация стилей будет более сложной, поскольку каждая из групп будет иметь свою разновидность разговорной речи, многие из них будут иметь свои разновидности письменного языка. Поэтому трудно ответить на вопрос, кто в настоящий момент владеет, например, высоким стилем русского языка.

Идея языковых стилей, стилистической дифференциации (в аспекте «хорошо-плохо») всегда культивировалась государством: у любого сильного государства – сильная языковая политика. Так в античный период разрозненные греческие государства-полисы не имели языковой политики, но ее достаточно последовательно проводил на завоеванных территориях Александр Македонский (александрийская школа дала нам развернутое учение о языковой норме). В древнегреческой литературе существовала жанровая дифференциация в различии языков эпоса и трагедии («высокий жанр»), лирики («средний»), комедии («низкий»). Прообраз трех стилей теории зародился в Римской империи. Латинский язык Древнего Рима объединял 1) urbanitas – речь самого города Рима (Urbs), считавшуюся образцом, речь свободных граждан, нерабов; 2) rusticitas (от rusticus – ‘деревенский, сельский’) – речь жителей сельской местности, не вполне правильную, «неотесанную»; 3) peregrinitas (от peregrinus – ‘чужеземный’) – речь граждан отдаленных римских провинций, воспринимавшуюся римлянами как неправильная и превратившуюся при контактах с местными языками в вульгарную латынь, из которой впоследствии стали развиваться романские языки. Таким образом, в основе этой древней классификации стилей лежит региональный критерий. Римские рабы были чужеземцами или потомками чужеземцев, и именно поэтому их неправильная речь маркировалась как «низкая». У трех стилей был и другой источник – три основных жанра в словесности – «низкий», «средний» и «высокий», заимствованных у греков. В Риме они обычно ассоциировались с тремя различными жанровыми циклами произведений Вергилия – «Буколики» («пастушеские стихотворения»), «Георгики» («земледельческие стихотворения»), «Энеида» – героическая эпическая поэма. Соответственно трем жанрам не только слова, но и обозначаемые ими предметы, а также и имена собственные должны были быть различны. Героя не могли звать Мелибеем, а пастуха Аяксом или Гектором, у пастуха не могло быть меча, а воина-властителя нельзя было представить и изобразить с палкой; герою следовало отдыхать под лавром и быть сравнимым только с кедром. Оружие мог носить только свободный герой, но он не мог быть пастухом. Это не значит, что рабы не прикасались к оружию, просто Спартак не мог стать объектом художественного любования.

Теория трех стилей была особенно актуальна в Европе в периоды абсолютизма (XVII – XVIII вв.); в России, в эпоху литературного классицизма, ее разрабатывал М. В. Ломоносов. По характеру заключенной в языковых элементах экспрессии выделяют с. экспрессивные: торжественный (риторический), официальный, фамильярный, шутливый (юмористический), сатирический. Эти с. э. определяются на фоне так называемого нейтрального стиля, лишенного экспрессии. Вопрос о том, представляют ли с. э. определенные системы языковых элементов, лингвистами решается по-разному. С. нейтральный (общестилевая основа языка). С. речи, мыслимый как общий стилистический фон любой разновидности речевой деятельности (т. е. всякой речи, не связанной с каким-л. типом или определенной разновидностью ситуации), основным свойством которого является отсутствие положительных стилевых доминант.

Стиль, -и [2]. То же, что и функциональный стиль: разновидность литературного языка, обусловленная различием функций, выполняемых языком в определенной сфере общения.

Стилеобразующими факторами здесь являются формы общественного сознания (ср., например, записку студента студенту и записку визиря халифу), социальных отношений, виды производственной и др. деятельности. Особую роль играет автор речи (частное лицо, государственное лицо, официальное лицо, государственное учреждение, неформальная организация) и адресат (собеседник, массовая аудитория), тематика общения, целевая установка (реклама, приказ, ходатайство). Многообразие стилеобразующих факторов предопределяет существование большого количества функциональных стилей.

Среди текстов, созданных на многих современных литературных языках, выделяют, по традиции, тексты, относящиеся к 1) о б и х о д н о-л и т е р а т у р н о м у с т и л ю – речевые контексты из повседневного неспециального общения и тексты художественной литературы (однако не решен вопрос о стилевой спецификации произведений многих современных авторов, например, Саши Соколова и В. Ерофеева) – так называемая «нейтральная» разновидность литературного языка, существование которой признается не всеми исследователями. В ее пределах дифференцируются возвышенный/сниженный стили языка, отражающие различные ситуации в общении. Некоторые ученые выделяют «стиль художественной литературы», но никто не может непротиворечиво описать ни объем, ни содержание этого понятия; 2) г а з е т н о-п о л и т и ч е с к о м у с т и л ю, связанному с общественно-политической жизнью общества (тем не менее, трудно дать непротиворечивую стилевую характеристику текстам, например, оппозиционной прессы); 3) п р о и з в о д с т в е н н о-т е х н и ч е с к о м у с т и л ю (тексты спецдокументации, инструкций, производственного общения и т. п.); 4) о ф и ц и а л ь н о-д е л о в о м у с т и л ю (тексты деловых бумаг и спецобщения в экономических, юридических, дипломатических сферах и в государственных учреждениях); 5) н а у ч н о м у с т и л ю, обслуживающему научную сферу. Эта классификация очень условна, особенно в современной российской ситуации, так как даже высокопоставленные государственные деятели при обсуждении с широкой аудиторией важных государственных проблем позволяют себе использовать иностилевые элементы, например, жаргонизмы, вульгаризмы и арготизмы (* раскрутить Росвооружение; замочить бандитов в сортире).

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!