Схема лингвостилистического анализа текста
1 этап: характеристика базовых экстралингвистических факторов, определяющих отбор и организацию языковых средств в тексте
- сфера функционирования языка
- тип мышления
- функции языка
- содержание /предмет/ изложения
- форма реализации текста /устная/письменная/
- тип изложения /рассуждение, описание, повествование/
- вид речи /монолог/диалог/
- ориентация на тип аудитории /узкоспециализированный текст; текст, адресованный массовой аудитории и т.д./
2 этап: определение стилевых черт, присущих конкретному тексту.
3 этап: стилевая характеристика основных языковых черт текста.
ПОУРОВНЕВЫЙ АНАЛИЗ
А) Фонетико-орфоэпическия характеристика.
Б) Лексико-фразеологическая характеристика. Рассматривается состав лексики и фразеологии с точки зрения:
- соотношения нейтральных и книжных, нейтральных и разговорно-просторечных элементов;
- использования единиц ограниченного употребления (термины, жаргон, арго, диалектизмы);
- употребления единиц пассивного и активного запаса;
- наличия в тексте образных элементов (тропы);
- присутствия в тексте эмоционально-оценочных единиц, определяющих тип тональности текста (объективная/субъективная)
В) Морфологический уровень
Словообразовательный подуровень
- указание на имеющиеся в словах текста аффиксы книжного и разговорного происхождения и определение их стилевой значимости;
- выявление в тексте приоритетного способа образования слов, словообразовательного типа и моделей словообразования (если возможно)
|
|
Собственно морфологический ярус
Имя существительное
- связь использования абстрактных / конкретных существительных с типом мышления;
- связь категории одушевленности / неодушевленности с разрядами существительных, используемых в тексте определенного стиля.
- частотное употребление падежной формы (Род.п или Им.п);
- наличие в тексте примеров употребления формы ед. числа в значении множественного для выражения собирательно-обобщенного значения или дистрибутивного значения
- конкретизация абстрактных существительных и появление у них соотносительной формы мн.числа (если имеет место)
Имя прилагательное
- соотношение качественных и относительных прилагательных в тексте;
- у качественных: функция краткой формы; способ выражения степеней сравнения;
- имеется ли элатив.
Имя числительное /только в случае особых функций/
- разряд числительных и способ их представления в тексте (цифровое или буквенное выражение)
- особенности склонения сложных количественных числительных
Местоимение
- использование местоимений первого лица (Я, Мы) и третьего лица с указанием их основной функции и стилистического значения;
|
|
- особенности употребления других разрядов местоимений
Глагол
- для изъявительного наклонения:
- форма времени ее значение
- соотношение форм настоящего, прошедшего и будущего времени
- формы наклонений и их стилистическая роль
- стилистическая характеристика неличных форм глагола (прежде всего деепричастий и причастий)
Другие части речи (наречия, слова категории состояния, служебные части речи), имеющие какую-либо стилистическую нагрузку
Г) Синтаксис
- наличие в тексте клише, разговорных конструкций
- яркие особенности в способе выражения главных членов предложения
-характеристика стилевой соотнесенности простых и сложных предложений; сложносочиненных и сложноподчиненных; союзных и бессоюзных; осложненных и неосложненных предложений;
- стилистические фигуры;
- стилистическое значение порядка слов в предложении;
- наличие в тексте полных и неполных предложений;
- функции пассивных конструкций, безличных, неопределенно-личных и обобщенно-личных предложений; функции определенно-личных предложений;
- состав тематической цепочки (базовая номинация и ее заместители: местоимения, синонимы, парафраз и т.д.)
|
|
-средства связи между предложениями (логические связки, союзы, местоимения, частицы и т.д.)
- тип сложного синтаксического целого (ССЦ с последовательной, параллельной или смешанной связью)
- наличие / отсутствие основных компонентов композита (текста): зачин, основная часть, концовка. Выявление их особенностей
Вывод относительно принадлежности текста (композита) к определенному стилю, подстилю (по возможности – жанру, если текст не является фрагментом).
* При анализе художественного текста (композита) рассуждение может строиться и в ином порядке:
1. Определение темы фрагмента (текста);
2. Характеристика ведущих образов и способов их репрезентации поярусно с учетом типов изложения, вида речи, модальных планов (субъективный/объективный, оценочный/безоценочный и т.д.)
При анализе художественного текста важно определить ведущие языковые элементы, участвующие в организации образа, а не перечислять все, что имеется в тексте.
** По завершении лингвостилистического анализа производятся указанные в тексте типы разборов в соответствии с алгоритмами.
Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!