Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России.



Самоорганизация культурной жизни принимала все более многообразные формы с начала нового тысячелетия, когда стала расширяться материальная база для осуществления инициатив в сфере культуры. Магистральным направлением оставалось освоение национального культурного наследия, рост интереса к которому был связан с поиском устойчивых мировоззренческих основ в переходную эпоху. Процесс возрождения традиционной культурной среды способствовал восстановлению исторических памятников в больших и малых городах России, открытию новых музеев, в том числе на основе частных коллекций, развитию музейных комплексов (например, вокруг музея-усадьбы «Ясная Поляна» JI.H. Толстого). Предлагались необычные формы прочтения историко-культурных традиций (исторические и этнографические инсценировки, формирование узнаваемого лица города и региона), на этой основе развивался культурный туризм. После болезненного периода перехода на коммерческие принципы хозяйствования появились возможности для возрождения многих исчезнувших ремесел, развития народных промыслов - глиняной и деревянной игрушки (дымковской, богородской), кружевоплетения и ткачества, лаковой миниатюры и деревянной посуды.

Состоялись торжества по случаю юбилеев больших и малых городов России - 850-летия Москвы, 300-летия Санкт-Петербурга, 1100-летия Пскова, 1000-летия Казани, 1250-летия Старой Ладоги.

Масштабные выставки вернули имена выдающихся деятелей культуры прошлого, в первую очередь русского авангарда, в современное культурное пространство. Персональные выставки большинства выдающихся художников начала XX в. и известных представителей «другого искусства» 60—70-х гг. прошли в ведущих музеях страны.

Интерес к историческим традициям России способствовал изданию массовыми тиражами фундаментальных трудов по отечественной истории (Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, С.М. Соловьева, С.Ф. Платонова). Публикация трудов русских мыслителей Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, B.C. Соловьева, В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, Г.П. Федотова и др. открыла неизвестные массовому читателю страницы отечественного духовного наследия. Возвращение на Родину произведений русских философов и писателей «первой волны» эмиграции, окончивших свои дни в изгнании (И.А. Бунина, И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева, В. И. Иванова, Г.В. Иванова, В.В. Набокова и многих других), позволило говорить о начале процесса восстановления общего поля русской культуры XX в. и исторической памяти. В начале XXI в. в России был перезахоронен прах Федора Шаляпина, Анны Павловой, Ивана Ильина, Ивана Шмелева. Домой возвратились некоторые представители послереволюционной эмиграции (вдова поэта Г.В. Иванова писатель И.В. Одоевцева, певица А.Н. Баянова). В 1994 г. в Россию вернулся А.И. Солженицын.

Непрерывность нравственной, духовной и интеллектуальной традиции воплощает отечественное культурное наследие. На рубеже нового тысячелетия заметно вырос интерес к творческому прочтению этого наследия. К массовому зрителю были обращены экранизации произведений русских писателей, лучшие ленты («Идиот» по мотивам романа Ф.М. Достоевского, реж. В.В. Бортко, 2003, «В круге первом» по роману А.И. Солженицына, реж. Г.А. Панфилов, 2006, и др.) собрали многомиллионную аудиторию.

Огромный интерес вызвали произведения нового российского кино, посвященные осмыслению духовных исканий человека в современном мире. Ряд получивших признание художественных лент («Возвращение» и «Изгнание» А.П. Звягинцева) был снят в жанре притчи. Лидером зрительских предпочтений стал фильм П.С. Лунгина «Остров». Воплощение на экране религиозной картины мира, темы веры и покаяния вызвало широкую дискуссию, переросшую рамки обсуждения конкретного художественного произведения.

Важнейшим процессом в развитии духовной жизни новой России стал рост религиозного сознания людей. Религиозное возрождение коснулось всех традиционных конфессий - православия, ислама, иудаизма, буддизма.

Большинство населения страны относило себя к православному вероисповеданию. Особенно заметно выросло число во- церковленных людей - тех, кто регулярно посещает богослужения, участвует в церковных таинствах. Русская православная церковь имеет сегодня более 27 тыс. приходов (в 1988 г. — менее 7 тыс.) и более 700 монастырей (в 1988 г. — 21), и их число продолжает расти. При многих храмах работают библиотеки и воскресные школы для детей. В 2000 г. на юбилейном Архиерейском соборе РПЦ были приняты «Основы социальной концепции», сформулировавшей взгляд церкви на государство, нацию, культуру и науку и на такие вызывающие в современном обществе споры проблемы, как биоэтика, регулирование семьи. Продолжая традиции социальной работы, прерванные после 1917 г., церковные организации стали заниматься обустройством детских приютов, реабилитацией наркозависимых и пострадавших от сект, уходом за престарелыми. Были открыты православные молодежные центры. Развивалась сфера религиозного образования (общее число духовных школ в 2007 г. достигло 87) и книгоиздания, началось возрождение церковной науки (в частности, было начато издание 25-томной «Православной энциклопедии»). Полным ходом шло восстановление разрушенных храмов и монастырей, обустройство церковной жизни. Впервые за долгие годы были построены и освящены новые храмовые здания. Возрождалось религиозное искусство, многие мастера — носители знаменитых традиций, например палехской школы, занимались возрождением иконописи и фресковой живописи.

В 2007 г. произошло долгожданное историческое событие — после почти 90-летнего разделения и отчуждения было восстановлено церковное единство русского православия. Оно было закреплено подписанием Акта о каноническом общении РПЦ и Русской Православной Церкви Заграницей.

Рост религиозного самосознания наиболее заметен среди горожан молодого и среднего возраста. Это касается не только православия, но и других конфессий. Так, средний возраст посещавших мечети российских мусульман составляет 45 лет.

В стране действует более 7 тыс. мечетей (в 1991 г. было зарегистрировано 870 мечетей), больше всего - на Северном Кавказе, в Татарии и Башкирии, и более 100 центров исламского образования.

Важнейшей их задачей является подготовка мусульманских священнослужителей и специалистов по различным направлениям исламской науки, а также новой учебной литературы в рамках традиционных для России толков ислама. Большими тиражами были изданы русские переводы Корана. Мусульмане получили возможность совершать хадж (паломничество в Мекку). Мусульманские религиозные обычаи (такие, как соблюдение поста в священный месяц Рамадан) и праздники прочно вошли в жизнь миллионов людей.

В регионах традиционного распространения буддизма происходило возрождение религиозных практик. К настоящему времени в России действует более двух сотен буддийских общин как в регионах традиционного распространения буддизма (Бурятия, Калмыкия, Тыва), так и во многих городах страны, в том числе в столице и Санкт-Петербурге, где почти век назад был открыт первый в Европе буддистский храм. Буддисты отправляют юношей на многолетнее обучение в тибетские монастыри.

Быстрым ходом шло восстановление иудейских религиозных общин, они получили в свое распоряжение помещения для организации религиозной и культурной жизни. Вокруг синагог развернулась деятельность культурно-просветительских центров. Появились еврейские религиозные учебные заведения, школы и еврейские университеты (в Москве и Петербурге). Активно развивались связи с зарубежными еврейскими организациями (тем более тесные, что за рубеж еще в советское время и позднее выехало немало граждан еврейской национальности и большие русскоязычные общины, поддерживавшие связь с русской культурой, появились в Израиле, США, Австрии и ряде других стран). Были опубликованы фундаментальные исследования на русском языке по иудаике и истории евреев в России и СССР. Центром еврейской религиозной жизни стала Москва.

Новые общины появились у Армяно-григорианской церкви, католиков, представителей различных протестантских церквей, им возвращались закрытые в годы советской власти храмы. Старообрядческим общинам разных согласий также передавались закрытые храмы; наибольшее число последователей имела Русская Православная Старообрядческая Церковь (260 храмов с центром в Рогожской Слободе в Москве).

Нормализовались отношения религиозных организаций и государства. Созданный в декабре 1998 г. Межрелигиозный совет России объединил представителей традиционных религий нашей страны. Их программы появились на телевидении и радио, сайты - в Интернете. Это помогало вести диалог, в том числе и по вопросам, которые вызывали разногласия в обществе, — о передаче церковным организациям находившегося в государственной собственности имущества, о статусе музеев, расположенных в церковных зданиях, о введении института военного духовенства, о проблемах религиозного образования в школе.

В феврале 2008 г. право государственной аккредитации и выдачи дипломов государственного образца получили церковные вузы. Проблема воссоздания системы образования и подготовки священнослужителей, которых не хватает для открывающихся новых храмов, наряду с восстановлением самих храмов и приходов оставалась в начале нового века насущной для всех традиционных конфессий. Общей задачей было и возрождение религиозной науки. За прошедшие со времени принятия закона «О свободе совести и религиозных объединениях» (сентябрь 1997 г.) годы острота этих проблем заметно снизилась. Но главной задачей всех конфессий остается возрождение религиозной жизни, развитие межконфессионального диалога и взаимодействия с обществом, утверждение непреходящих духовно-нравственных ценностей в новых условиях информационного общества и размывания устойчивых ценностных ориентиров.

Возобновились массовые паломничества православных христиан в Иерусалим, мусульман в Мекку.

Однако демократизация политической и духовной жизни, с одной стороны, и религиозная неграмотность вчерашних атеистов - с другой, привели к экспансии в Россию самых разных религиозных сект и течений, в том числе радикальных. Традиционным религиозным конфесиям впервые пришлось заботиться о сохранении своих позиций в борьбе за умы верующих.

Российская культура и российское общество обращаются сегодня к осмыслению своих истоков и наследия, своего места в современной цивилизации. После периода радикальных перемен и широкого вовлечения страны в мировые культурные процессы приходит осознание преемственности российской истории, неотъемлемой частью которой был и советский период. Оценка тенденций мирового развития века минувшего позволяет взвешенно взглянуть на опыт культурного строительства советских лет и использовать его достижения. Широко обсуждаются приоритеты формирования личности в современную эпоху высоких технологий, масштабы и формы участия государства в этих процессах, задачи государственной политики в развитии культуры.

Новое прочтение сегодня получает тема патриотизма. Это чувство причастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа, гордость за его достижения, бережное отношение к истории страны и своей малой родины. Патриотизм предполагает личную ответственность за становление гражданского и правового сознания, за судьбу страны и за будущее нашей культуры.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!