Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения.



Сегодня у России нет более главной идеи, чем патриотизм. Он помог объединить большинство россиян и послужить делу духовно-нравственного, политического и экономического возрождения России. Патриотизм может сплотить народ в едином порыве.

В теоретических исследованиях и практической деятельности выделают патриотизм: государственный, российский, местный или региональный. Все эти типы патриотизма находятся в гармоничной взаимоукрепляющей связи.

Государственный патриотизм отражает, прежде всего, единую и высшую цель - интересы государства. В основе его лежат отношения типа «личность-государство». Он предполагает наличие у россиян общего интереса, всеобщей цели, отношения к государству Российскому как к величайшему произведению русского народа, народа-объединителя, уверенности в том, что в его пределах господствует духовная солидарность и справедливость, чувство великой ответственности за судьбу Отечества.

Воспитание государственного патриотизма довольно сложный процесс, потому что государственное строительство находится в зачаточном состоянии, а сама Россия - в поисках своего «я». Важными условиями данного патриотизма являются знание истории России, ее драмы и трагедии, борьбы русского народа за независимость, утверждение в сознании народа идеи государства, наличие налаженной системы контроля за соблюдением прав граждан и одновременно контроль за выполнением гражданами обязанностей перед обществом. Но роль государства в воспитании патриотизма может быть самой различной:

– оно может вообще самоустраниться от воспитания патриотизма на государственном уровне, переложив эту обязанность на частных лиц, семью, учебные заведения, общественные организации и т.д.;

– государство может воспитывать ложный патриотизм - национализм, шовинизм. Подлинным же патриотизмом является лишь тот, который не приносит зла другим народам и государствам;

– возможно также злоупотребление патриотизмом масс на государственном уровне, что неизбежно ведет к постепенному истощению энергии людей и, следовательно, грозит интересам самого государства;

– наконец, лица, представляющие государство, могут сознательно и целеустремленно подрывать патриотические настроения граждан и даже преследовать за них.

Российский патриотизм в большей степени связан с эмоциональным миром человека. Его духовно-нравственной основой является понятие «Родина». Оно раскрывает духовную основу патриотизма, содержание патриотического опыта народа. Российский патриотизм, защищая и отражая интересы народа в своем гражданском поведении, но в значительной степени стимулирует взаимодействие людей на базе патриотического опыта, закрепленного в моральных нормах, традициях, фольклоре и т.д. В его основе лежит формула служения Отечеству. Грядущая Россия нуждается в том, чтобы патриотические традиции и ценности были усвоены населением и переведены в индивидуальные и групповые программы.

Российский патриот - человек, который соединил свою судьбу с судьбой своего народа, его вековыми традициями, верящий в Россию, поклоняющийся своим героям, исторической памяти, культуре.

Местный, региональный патриотизм проявляется в любви к своей «малой» родине, к окружающей природе, труду, семье и близким, духовной культуре своего народа.

Культурное наследие - это ценностное ядро, доставшееся человечеству от прошлых эпох. Сохранение культурно-исторического наследия, тех памятников прошлого, в которых сосредоточены знания, опыт, мудрость десятков поколений, есть необходимое условие преемственности поколений. Смена поколений - стержень истории, а один из ее важных законов - их преемственность через любые противоречия и конфликты, в противном случае обрывается сама история. Забвение, непонимание этого уже не раз оборачивалось большими бедами, невосполнимыми потерями.

Поликультурность – это способность образования выразить разнообразие и многообразие культуры, отразить культуру как сложный процесс взаимодействия всех типов локальных культур.

Исходя из исторически сложившейся многонациональности населения России, признавая вклад каждого народа в развитие страны, а также основываясь на том, что защита достоинства и прав каждого народа является основным принципом и гарантом политической стабильности Российской Федерации, воспитательная политика должна быть направлена на сохранение и развитие всего богатства и многообразия культур.

В многонациональном государстве, каким является Российская Федерация, противопоставление национального и патриотического в сознании человека и социальных групп недопустимо, ибо неизбежно приводит к конфликтам. От степени осознания всеми гражданами патриотической идеи зависит социальный мир в обществе, стабильность государства. Региональная специфика патриотического воспитания приобретает сегодня исключительную значимость. Это находит выражение в акценте воспитательной работы на единство всех народов, для которых Россия была и остается родным Отечеством, в учете особенностей менталитета национальных общностей, патриотических традиций, с которыми связана история нации и региона.

Одна из особенно актуальных отраслей знаний сегодняшнего дня – это социология молодежи. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России.

Общий системный кризис, затронувший социальную структуру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей (достаточно вспомнить известный доклад Алена Даллеса) не могла не привести население в состояние растерянности, повлиявшее на ценностный мир молодежи.

Попытки реализации целостной программы гуманитарной социализации в государственном масштабе не увенчались успехом. Сегодня единая система гуманитарного воспитания практически отсутствует. Нормы и ценности высокой культуры подменяются усредненными типовыми образцами массовой культуры.

Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность. Поэтому такие аспекты социологии молодежи, как молодежный экстремизм и молодежная субкультура весьма актуальны.

Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества с теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Молодежные проблемы можно подразделить на две группы:

- к первой относятся специфически молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи.

- другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности молодежи, ее роль и место в структурах власти и т. д.).

В моменты значительных потрясений и переломов, периодически возникающих в процессе развития любого общества и связанных с существенными деформациями условий и образа жизни людей, внезапно образующимся вакуумом ценностей, изменением материальных показателей, неясностью жизненных перспектив и неизбежным обострением противоречий, экстремизм становится одной из трудно изживаемых и наиболее опасных характеристик общественного бытия.

Опыт развития событий в современной России и ряде республик бывшего Советского Союза показал, что роль, и значение экстремизма оказались явно недооцененными и это во многом способствовало целой серии трагических событий, непременными участниками и жертвами которых были и молодые люди.

Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия нашей жизни, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций. Не менее важным является и установление связи между политико-экономическим состоянием общества и ростом экстремизма в молодежной среде.

На наших глазах на протяжении одного поколения сверхактивно развивается антипедагогика, представленная во множестве направлений: от рок культуры, порнографии и насилия до банд неофашистов.

Воздействуя сразу на несколько каналов восприятия с резким превышением допустимых норм, явления антикультуры быстро подавляют в молодом человеке естественную защитную реакцию, благодаря чему ловко производится подмена реальной целостности крепко сработанным суррогатом.

Возможность и легкость такой подмены объясняются не только детской неразвитостью чувства целого у молодежи, но и чрезвычайной сложностью духовной ситуации. В условиях духовного невежества учителей и родителей, молодежь поставлена перед проблемой самостоятельного выбора между добром и злом. Вероятно это и стало причиной возникновения и широкого распространения так называемой «субкультуры». Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи в России. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя». На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть.

Противопоставление образа «мы» и «они» традиционна, особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне собственно культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общении. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами—образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном воспроизведении.

Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие.

1. Молодежь, живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры.

2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира, не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадаптированности (в некоторых случаях опосредованно) - и к проявлениям противоправного или экстремистского характера.

3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации - семья и система образования.

На телевизионном экране все чаще также демонстрируются насилие и эротика, особенно в связи с распространением негосударственного местного и кабельного телевидения, по которому обычно идут все те же западные малохудожественные фильмы.

С социально-психологической точки зрения несомненно, что экранное насилие и агрессивная эротика вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на подростков и молодежь. Как известно, преступность среди них неуклонно продолжает расти. Не случайно в развитых западных странах общественностью созданы организации типа Международной коалиции борьбы против телевизионного насилия (США). Применяются всевозможные возрастные ограничения. В Российском обществе этого пока нет…

Главным и определяющим в существовании молодёжных экстремистских организаций является идеология. В этой центральной идее, как правило, отвергаются правительства своей страны, что приводит к различного рода столкновениям. Многое экстремистские течения опираются на идеи расового превосходства, взятые из идеологии классического нацизма. Неонаци́зм — следование национал-социалистической идеологии после 1945 года. Многие так называемые «неонацисты» исповедуют версию антиглобализма и белого сепаратизма (расиализма), что слегка отличается от имперской идеологии классического национал-социализма. Неонацисты обычно не афишируют своих фюреров, а в качестве символической личности используют образ Гитлера.

Лозунги и символика «Зиг хайль!» (нем. Sieg Heil! — «Да здравствует победа!» или «Слава победе!») — лозунг, употреблявшийся на собраниях и митингах Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Сопровождался приветственным жестом, совершаемым поднятой прямой правой рукой, с раскрытой ладонью (так называемое «римское приветствие»). В настоящее время это приветствие активно используется неонацистами, в связи с чем, оно запрещено законом в Германии и, фактически, попадает под общие запрещения «оскорбительных» выступлений в ряде других стран. Также от неонацистов можно часто услышать (или прочитать) приветствие «Heil Hitler!» (в цифровом варианте — 88). Как вариант — 14/88.

14/88. Число 14 означает четырнадцать слов неонацистского идеолога Дэвида Лэйна: «We must secure the existence of our people and a future for White children» (в переводе с английского, «Мы должны обезопасить существование нашего народа и будущее для Белых детей»). Также возможно, что это числовая аббревиатура. Число 88 одновременно является закодированным приветствием «Heil Hitler!» («Хайль Гитлер!»), поскольку буква «H» стоит в латинском алфавите восьмой, и в тоже время означает 88 заповедей Дэвида Лэйна.

Многие неонацисты используют символику в виде Кельтского креста или свастики. Так же к символике можно отнести имперские флаги государств. В России в неонацистском движении пользуются имперским флагом России, который был государственным до 1917 года. Цвета флага –чёрный, жёлтый, белый. Так же существует вариант в виде перевёрнутого имперского флага, что символизирует с собой белый — белая раса (европейцы), жёлтый — «жёлтая раса» (азиаты) и чёрный — чёрная раса (арабы, африканцы).

RaHoWa — сокращение от англ. racial holy war (Священная расовая война), которая, по мнению ультраправых, должна разразиться между расами планеты. Это будет попытка евреев получить мировое господство, которая перерастёт в войну мирового масштаба. В этой войне будет решаться судьба белой расы, или она победит, или погибнет.

Существует ряд неонацистских организаций. К их числу также относятся так называемые скинхеды.

НС-скинхеды появились к концу 1982 года, в Великобритании, как совместный проект лидера рок-группы Skrewdriver (которая в последствии стала культовой для НС-скинхедов) — Яна Стюарта Дональдсона и Британского Национального Фронта. Тогда впервые был заимствован кельтский крест, в качестве символа их движения, и сформирован образ НС-скинхедов (по образу крестоносцев) — солдат Священной Расовой Войны (англ. Racial Holy War), борющихся против недолюдей — евреев, цыган, негров и прочих, то есть в более широком смысле всех не арийцев, главным образом многочисленных иммигрантов из стран третьего мира, а также гомосексуалистов, наркоманов и левой молодежи.

Этот образ оказался очень популярен в неонацистском движении, и вскоре схожие течения появились в Европе, США. На рубеже 1990-х годов, после распада СССР, когда национал-социалистическая и близкие ей идеологии стали завоевывать популярность в Восточной Европе, субкультура НС-скинхедов проникла в Россию.

Появление первых НС-скинхедов в России относят к 1992—1993 гг. Численность людей, входящих в эту организацию (по оценкам правозащитников) — около 70 тыс. человек, которые причисляют себя к НС-скинхедам; между тем, есть мнение, что эта цифра многократно завышена. Некоторые считают, что НС-скинхеды в России — популярный миф средств массовой информации, пустивший корни в массах. НС-скинхедов поддерживают организации ультраправой направленности — например: НТС, НСО, Славянский Союз, РОНС. В прошлом, людей причисляющих себя к НС-скинхедам, православной и монархистской направленности с элементами национализма, поддерживали такие организации как РНЕ и НПФ «Память», но большинство российских неонацистов не признавали и не признают лиц, а так же организации подобного толка в качестве неонацистов. Российские НС-скинхеды почитают Белое движение и русских коллаборационистов во Второй мировой войне.

Среди антифашистов, лиц похожих на НС-скинхедов и состоящих в национал-большевистских организациях называют красно-коричневыми. Само собой почти все НС-скинхеды враждебно относятся к национал-большевизму и сторонникам этой идеологии, не признают её в качестве одного из течений национализма, а также отрицают принадлежность нацболов подражающих их внешнему виду к своему движению. Праздник НС-скинхедов: 20 апреля — день рождения Гитлера.

Скинхеды позиционируют себя как национально-освободительное движение и борются за идеи превосходства «белой», арийской расы, при этом стремясь к расовому сепаратизму. Под арийской расой подразумеваются далеко не все представители европеоидной расы, а только те, кого нацисты считали такими, т.е. нордическая раса, альпийская раса и некоторые другие (в их число входят восточные славяне). Скинхеды — крайние расисты, антисемиты и ксенофобы, противники нелегальной иммиграции, смешанных браков и сексуальных девиаций, особенно гомосексуализма. Скинхеды считают себя защитниками интересов рабочего класса, в некоторых случаях мотивируя это тем, что приезжие занимают рабочие места. Этот пункт является далеко не самым важным в идеологии неонацистов вообще, и в частности НС-скинхедов, постепенно исчезая, так же как это было в НСДАП, где социалистическая часть идеологии постепенно отошла на второй план и позже полностью утратила значимость. Особый культ у НС-скинхедов существует вокруг личности Гитлера и некоторых других выдающихся нацистов.

Теперь следует взглянуть на проблему молодёжного экстремизма несколько шире, включив в поле нашего зрения не только экстремистскую деятельность лиц славянской национальности. Северный Кавказ – это один из самых многонациональных и многоконфессиональных регионов России, регион контакта многих этносов и культур. Еще более многонациональным регион стал после образования Южного федерального округа.

Однако было абсолютно неверно рассматривать ситуацию с молодёжным экстремизмом однобоко, выбирая факты экстремистской деятельности с участием исключительно лиц славянской национальности, что и делается сегодня в средствах массовой информации. Проблема молодёжного экстремизма со стороны выходцев из кавказских республик всячески замалчивается.

В состав Южного федерального округа входят 8 республик, 2 края и 3 области. Здесь проживают представители более ста народов, принадлежащих к различным языковым группам и исповедующих все мировые религии. Северный Кавказ является одним из наиболее густонаселенных регионов страны (50 человек на кв. км), здесь население в последнее десятилетие не уменьшилось, а возросло. Регион имеет для России не только геополитическое и геостратегическое, но и важнейшее экономическое значение. Округ занимает одно из ведущих мест в РФ по культурно-образовательному и научному потенциалу. В то же время Северный Кавказ – самый сложный регион РФ с точки зрения социально-экономического развития, осуществления государственного управления, а также обеспечения национальной безопасности. Сегодня среди ученых, политиков идут дискуссии о переосмыслении геополитической значимости Северного Кавказа в связи с тем, что геополитическое положение в регионе приобретает новую конфигурацию. Сегодня этнополитическая ситуация на Северном Кавказе характеризуется наличием вооруженных конфликтов, ростом преступности, попытками реализации различных форм сепаратизма и т.д. Несмотря на укрепление федеральной власти, в регионе продолжают действовать различные конфликтогенные факторы.

К ним можно отнести:

- противостояние общественных движений адыго-абхазской и тюркоязычных групп народов (лидерами являются Международная черкесская ассоциация и межрегиональная общественная организация «Алан», объединяющая карачаевцев, балкарцев и осетин, а также созданный 2 июля 2005г. «Конгресс карачаевского народа»);

- конфликт осетинских и ингушских общественных движений;

- создание ваххабитских общин в республиках Северного Кавказа;

- радикализация отдельных («коренных») национальных движений и казачества по отношению к общественным объединениям мигрантов из республик Северного Кавказа.

Министерство юстиции России обнародовало федеральные списки экстремистских материалов и перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых прекращена или временно приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности. Об этом сообщили в пресс-службе министерства. «В список экстремистских материалов вошли 218 наименований книг, брошюр, газет, журналов, публикаций, листовок, песен и фильмов, содержание которых признанных экстремистскими», - отметили в ведомстве. В этот список, в частности, вошли книги лидера Пензенских затворников Петра Кузнецова, песни столичной музыкальной группы «Циклон», разные выпуски исламского журнала «Аль-Ваъй», различные листовки и брошюры националистического, исламско-радикального и антисемитского толка.

Также Минюст обнародовал перечень общественных и религиозных объединений, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете их деятельности. Это межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия»; религиозная группа Краснодарская православная славянская община «ВЕК РА» (Ведической культуры российских ариев) Скифской Веси Рассении; объединенная группа «Рада земли Кубанской духовно родовой державы Русь»; три организации, входящие в Славянскую общину духовного управления Асгардской Веси Беловодья древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов и международная религиозная организация «Нурджулар». В перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, вошла одна организация - Кабардино-Балкарская региональная общественная организация «Совет старейшин балкарского народа КБР».

Как правило, в ряды различных организаций экстремисткой направленности вступают молодые люди, составляющие абсолютное большинство их членов.

Работа ведется по следующим направлениям:

1. Мониторинг деятельности неформальных общественных объединений (далее - НМО) для подготовки описаний субкультуры или выявления их динамики.

2. Отслеживание проэкстремистских настроений в средствах массовой информации и на открытых интернет-ресурсах. Так, в декабре 2007 года при проводившейся работе по отслеживанию материалов, содержащих признаки законодательства РФ об экстремизме, применялась методика, по которой указанные материалы выявлялись в процессе мониторинга интернет-ресурсов экстремистских формирований путем последовательного отслеживания взаимных ссылок. Был произведен просмотр 195 интернет-ресурсов. При проведении последовательного поиска по ссылкам интернет-ресурсов, в деятельности которых ранее были выявлены признаки экстремизма, была отмечена положительная деятельность в данном направлении интернет-провайдеров: материалы, имеющие признаки экстремизма, перестают индексироваться поисковыми системами, и, соответственно, не показываются при запросах. За 2007 год в СМИ и сети интернет было выявлено 15 материалов, содержащих признаки нарушения норм законодательства об экстремизме.

3. Социальное сопровождение несовершеннолетних и молодежи, относящихся к неформальным молодежным объединениям экстремистской направленности. В ходе сопровождения проводится серия индивидуальных профилактических, мотивационных, контрпропагандистских и информационных бесед с несовершеннолетними, их родителями и по необходимости с представителями образовательных учреждений. В 2007 году на социальное сопровождение были приняты 62 несовершеннолетних указанной категории.

4. Организация и проведение совместно с правоохранительными органами профилактических мероприятий по предупреждению массовых хулиганских проявлений со стороны НМО экстремистской направленности во время массовых молодежных мероприятий.

Активная пропаганда идей патриотизма, любви к Родине, терпимости отношения к различным религиям и просто гражданам различных рас и национальности, смогло бы нейтрализовать политические, нравственные, духовные и социально-психологические факторы.

Молодёжь – это не только «настоящее», но и будущее страны, поскольку в определённое время она естественным путём сменит старшие поколения в различных сферах социальной жизни. И если сегодня процессы общественного воспроизводства, формирования и развития молодёжи как одной из важнейших социально – демографических групп деформированы, подвержены влиянию негативных факторов, то это означает, что уже в настоящем и, несомненно, в будущем наше общество столкнётся с рядом новых сложных проблем, с самыми непредсказуемыми последствиями.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте характеристику тем процессам, которые повлияли на распространение западной культуры в России.

2. Как экономическое положение россиян отражается сегодня на развитии культуры?

3. Какие новые виды массовой культуры появились в России в постсоветский период?

4. Какие изменения произошли в религиозном сознании населения России в конце XX — начале XXI в.? С чем связаны эти изменения?

5. Какие отношения установились у власти с традиционными религиозными конфессиями в этот период?

6. Дайте характеристику термину «поликультурность».

7. Охарактеризуйте молодежные экстремистские организации. В чем причина их появления?

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!