Тенденция критиковать обратно пропорциональна нашей преданности



 

«Вайшнавы для меня всё, они – самое дорогое, что у меня есть. По сравнению с ними я – ничтожество, – так думает о себе настоящий вайшнав… По ощущению собственной ничтожности можно судить, насколько в нас присутствуют качества вайшнава, насколько велика в нас вайшнавская составляющая личности» (Шрила Шридхар Махарадж, «Слово хранителя преданности»). Настроение критики уменьшает в наших глазах значение преданных для нашей духовной жизни. Согласно определению, данному Шрилой Бхактивинодой Тхакуром, смирение – это «глубокое осознание своей полной зависимости от Гуру и вайшнавов». Но как может развиться смирение у того, кто видит в преданных одни лишь недостатки (и концентрируется на них)? «Видеть только свою преданность – значит полагать, что только ты можешь служить Богу. Преклонение перед Богом и при этом пренебрежительное отношение к Его слугам – признак поверхностной веры, каништха [18]. Истинная вера в Бога начинается, когда мы видим веру других людей и преклоняемся перед её божественностью» (Шрила Шридхар Махарадж, «Слово хранителя преданности»). Если мы видим, что «этот обладает таким-то изъяном, этот – таким-то, а тот – вообще не преданный», то мы лишим себя одной из важнейших составляющих прогресса в бхакти – вайшнава-севы**. Как можно следовать принципу «даса-даса-анудасьи», если мы видим, что все вокруг ниже нас? «Тот, кто лучше всех, думает о себе, что он – хуже всех» (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, «Учение Шри Чайтаньи»)**.

**«Хотя вайшнав является самой возвышенной личностью, он считает себя самым незначительным… Преданный, в котором проявилась любовь к Богу, естественным образом даже не считает себя преданным» (Ч.-ч., Антья, 20.26, 28).

 


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!